Городец - Мастеров народных братство Печать

Городец - Мастеров народных братство

Круглый год в Городец, в этот красивый и уютный древний город нижегородского края, приезжают туристы полюбоваться купеческими особняками,  ажурными коваными крылечками с навесами и деревянными домами и усадьбами, украшенными тонким кружевом «глухой» и прорезной резьбы. Многое сегодня Городец готов предложить своим гостям: прогуляться по тихим улочкам, посетить музейный квартал, совершить экскурсии или паломничество по церквям и святым местам, полюбоваться прекрасными видами на Волгу, отведать местных пряников, приобрести сувениры, и, конечно же, окунуться в праздничную атмосферу своих красочных фестивалей.

Фестиваль народных промыслов и ремесел

Городец - самый древний город Нижегородской области. Благодаря обилию памятников архитектуры, культуры и истории город по праву считается музеем под открытым небом. Он также заслуженно получил славу "города мастеров". Именно городецкая земля является родиной многочисленных народных промыслов и ремесел: городецкой сюжетной росписи, золотной вышивки, гончарного искусства, глухой и сквозной резьбы по дереву, инкрустации мореным дубом, выпечки медовых пряников, гончарного промысла, лозоплетения, лоскутной техники и городецкой росписи.

Значимое событие в жизни Городца – это ежегодный областной фестиваль народных художественных промыслов и ремесел «Мастеров народных братство», который традиционно проходит в конце июля. Это незабываемое праздничное действо, где могут пообщаться и сами мастера народного искусства со всей России, и все желающие постичь тайны ремесел.

Фестиваль - это праздник всех, кто связан с народными промыслами, кто ценит мастерство и красоту. Со всех уголков страны на фестиваль съезжаются мастера народных промыслов. Городецкая роспись по дереву, Городецкое золотное шитье, изделия мастеров кожевенного, камнерезного и косторезного промыслов, глиняная и деревянная посуда, знаменитая на весь мир Хохлома, Семеновская матрешка, узорное ткачество, Горьковский гипюр, платки, шали, накидки и прочие предметы одежды из шерсти, шелка и льна, аксессуары: шляпки, сумки, ремни; столовые приборы, игрушки, жбанниковские свистульки, берестяные изделия - всего не перечислить, -  вся эта роскошь, выполненная искусными умельцами в совершенстве владеющими своим ремеслом, выставлена на улицах города. И всё это можно не просто посмотреть, потрогать –  приобрести!
Те, кто проголодался, могут отведать блюда деревенской русской кухни, и принять участие в чаепитии «У самовара», попробовать Городецкие пряники и «иван-чай».

Скучать на празднике в Городце никому не приходится. Для детей устанавливают аттракционы, забавные ростовые куклы веселят малышей. Детишки с удовольствием танцуют и смотрят концерты артистов, участвуют в мастер-классах по лепке, росписи и вышивке. Такая же уникальная возможность – создать собственное произведение искусства и овладеть некоторыми навыками древних ремесел  – всегда есть и у взрослых. Каждый участник фестиваля может увезти домой сувенир, сделанный своими руками и, что особенно приятно, в соавторстве с настоящим мастером своего дела.

Вечером в традиционной зоне отдыха городчан «Черемоново болото» на эстраде перед прудом с фонтанами выступают музыкальные коллективы: чаще всего исполнители джазовой музыки. Праздничная атмосфера царит на фестивальной площадке: слушатели размещаются на веранде кафе «Услада», вокруг пруда на лавочках или прямо на траве, а некоторые катаются по пруду на катамаранах под звуки легкой веселой музыки. Но на этом праздник не кончается!


Позже на набережной реки Волги начинаются выступления разудалых коллективов популярной музыки. Все жители и гости города собираются у причала, чтобы потанцевать и повеселиться в ожидании заключительной части программы - праздничного фейерверка, завершающего фестивальный день.

Уникальные музеи Городца: пряники и самовары

Есть в Городце традиционные для древних городов музеи, к примеру, краеведческий. Надо заметить, что Городецкий краеведческий музей абсолютно нескучный. В его фондах  - более 15000 единиц хранения. Здесь собран огромный материал по истории народных промыслов городецкой земли: глухая домовая резьба, расписные донца прялок, золотное шитье, пряничные доски. Преображают музей и работы современных мастеров декоративно-прикладного искусства (городецкой росписи и резьбы по дереву, вышивки, глиняной Жбанниковской свистульки). Интерес представляет и коллекция археологических находок из раскопок средневекового Городца, в нее входят не только предметы, типичные для средневекового города, но и уникальные находки.
В краеведческом музее хранится уникальный княжеский шлем, датируемый XII веком, найденный при раскопках в 90-х годах. Кому он принадлежал доподлинно не известно, на этот вопрос еще предстоит ответить ученым. Музеев с  такой интересной экспозицией в России не много. Горе тому туристу, который был в древнем городе, но не посетил его знаменитый Краеведческий музей. Однако славен ещё Городец музеями иными своеобразными.

Каждый год Городец радует своих гостей яркими событиями и открытиями в прямом смысле слова, ведь открытие музеев в Городце становится хорошей традицией: в прошлом году здесь появился музей Самоваров, нынешний год войдет в историю города, как год рождения музея Пряника и музея Валенка.

Наиболее значимым и, безусловно, ярким событием последнего фестиваля явилось открытие нового музея «Городецкого пряника», расположенного в бывшем доме купца Петелина на улице Ленина. Собравшихся на открытии музея гостей встречали настоящим Городецким пряником. Каждый смог отведать знаменитое лакомство и ознакомиться с историей и секретами старинного промысла.
Литературные памятники свидетельствуют, что пряники были известны еще во времена Киевской Руси. Ни один праздник не обходился без них. Месяцами пряники не черствели и сохраняли свой вкус и аромат. Готовили пряники печатные, вырубные, лепные. Печатные - формировали при помощи деревянных резных досок-штампов. Каждый мастер имел свои доски. Размеры их были самые разные. Делали пряники, начиная от самых маленьких, размером в несколько сантиметров, до огромных - двух-трехметровых подарочных. В музее представлены пряничные наборные, фигурные, штучные доски от старинных до современных, доски Городецкого пищекомбината, фотографии мастеров-резчиков по дереву, предметы быта 19 века: настенные часы, резной деревянный шкаф, выполненный руками сапожника, посуда, используемая в русском чаепитии, трактирный самовар-банка… Но, конечно же, самые главные экспонаты музея – это Городецкие пряники: самый маленький весом 20 граммов, самый большой – шестикилограммовый «Городецкий сувенир», пряники, испеченные по старинным доскам. Представлена в музее пряничная доска работы современного мастера-резчика, позволяющая испечь пряник весом 20 килограммов.

В 2007 году в дни фестиваля в доме-усадьбе купца Гришаева был открыт Музей самоваров. В музее представлена крупнейшая в России частная коллекция Почетного гражданина Городецкого района Николая Федоровича Полякова. Здесь можно увидеть более 300 разнообразных по форме и цвету самоваров, а также другие предметы русской чайной церемонии.
Самовары трактирные, дорожные, самовары-«эгоисты», самовары- «тет-а-тет», самовары-кофейники стоят у истоков русской самобытной культуры. Самовар был придуман после появления в России чая, применяемого в давние времена как лекарство среди знати.

Предшественником самовара был сбитенник, напоминавший по внешнему виду чайник с большим изогнутым носиком. В нём приготовляли ароматный горячий напиток из воды, мёда, пряностей и трав. Самовары всегда славились разнообразными причудливыми формами, богатыми отделками – насколько хватало фантазии и умения мастера. Самовар был предметом роскоши. Изба стоила 13 рублей, а самовар – 25. Позволить себе  иметь самовар могли только состоятельные люди,  вот почему он становился атрибутом достатка в богатом доме. Постепенно форма самоваров упрощалась, некоторые детали стали изготавливать не в ручную, а на конвейере, дабы удешевить стоимость этих изделий. Полюбились людям самовары рюмкой, банкой, покрытые никелем и блестящие как зеркало. В каждом русском доме становилось хорошей традицией приобретать самовар и наслаждаться чаепитием. На столе самовар занимал почётное центральное место.

Реставрация самоваров имеет огромное значение, ведь многие из них дошли до нас поломанными, потускневшими и позеленевшими от времени, потерявшими часть своих украшений и деталей. Кропотливая работа по восстановлению предметов старины трудоёмкая и не дешёвая. Такие люди, как Николай Федорович Поляков, стараются сохранить русскую историю для потомков.

Достопримечательности Городца

Здание Городецкого краеведческого музея находится в зоне исторической застройки Городца XIX века. Здесь сохранились целые кварталы с купеческими каменными особняками и деревянными домами, украшенными знаменитой глухой резьбой. С наличников окон, фризовых досок смотрят сказочные птицы счастья, львы, окруженные растительным орнаментом. У одних домов можно увидеть литые крылечки, у других на трубе - дымники, у третьих - кованые ворота. На нижней улице стоят торговые ряды - свидетели бурной жизни городецкого базара.

Неизменным остался и исторический ландшафт с древними оврагами и старыми съездами. Памятником древней истории Городца является земляной вал, насыпанный в XII веке. Сегодня вал не только памятник истории, но и красивый уголок природы с удивительными соснами, причудливо изогнувшими свои ветви.

В списке памятников архитектуры Городца значатся не только жилые дома, но и церкви. Сегодня первозданный вид восстановлен у трех православных и одной старообрядческой церквей. Две из них построены еще в XVIII веке.  
До революции в Городце было 12 церквей. Сегодня открыты для богослужения четыре храма. Самый старый – во имя Архистратига Михаила (ул.Загородная), возведён в 1707 году в стиле русской церковной архитектуры XVII века. Другой храм – во имя Нерукотворного образа Спасителя (Спасская церковь, Большой Затонский съезд, 7), построен в 1752 году в стиле барокко. В самом центре города стоит храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1824 г.) – памятник архитектуры классицизма. На территории бывшего детинца, на улице Щорса находится храм во имя Успения Пресвятой Богородицы (начало XX вв.). В этом храме по выходным и праздничным дням ведутся службы для прихожан-старообрядцев древлеправославного согласия.

Набережная Революции - самая красивая улица Городца. На ней каждый дом - памятник архитектуры. Один украшен глухой резьбой, другой покрыт деревянным кружевом пропильной резьбы. Рядом стоит купеческий особняк с крылечком. С набережной открывается удивительный вид на Волгу. В 1993 году на этой улице был открыт памятник великому князю Александру Невскому (скульптор - И. Лукин). Здесь же установлен камень - символ единения русских городов, история которых связана с именем Александра Невского.

Городецкая летопись

По преданию основателем Городца считается князь Юрий Долгорукий. Город был известен как Городец Радилов и Малый Китеж.
Городец впервые попал на страницы летописей в 1172 году как уже существующий город-крепость, построенный для защиты восточных границ Владимиро-Суздальского княжества от нашествия волжских булгар. В феврале 1238 года, несмотря на мужество осажденных, Городец был захвачен и разорен до основания татаро-монголами. Защитников крепости обезглавливали. До сих пор местные жители считают, что сосны, растущие на древнем валу, имеют изогнутую «корявую» форму из-за того, что земля здесь пропитана кровью. После ухода кочевников оставшиеся в живых городчане, спасшиеся от гибели в непроходимых лесах, за короткое время отстроили город заново.

История Городца тесно связана с именем великого русского полководца и дипломата князя Александра Ярославича Невского. Осенью 1263 года, в очередной раз возращяясь из Орды во Владимир, князь занемог и велел остановиться в Федоровском монастыре, где  умер 14 ноября 1263 года, завершив свой жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. 23 ноября тело святого князя было погребено в Рождественском монастыре во Владимире.

После смерти Александра Невского Городецким князем стал его сын Андрей. В годы его княжения Городец был видным политическим центром наряду с Москвой и Тверью. В историю Руси Андрей Городецкий вошел как инициатор долгих тяжелых междоусобиц. Зимой 1293/94 гг. он с помощью ордынского войска захватил у старшего брата великокняжеский престол, после чего княжил во Владимире 10 лет.

После смерти князя Андрея в 1304 году Городец быстро потерял свое былое политическое значение. Одно из последних упоминаний о Городце  в летописях относится к 1408 году, когда войско Едигея спалило город дотла. После этого нашествия Городец потерял статус города и, с XVI, становится волостным селом, благодаря чему на Городец впоследствии не распространились екатерининские реформы, касающиеся планировки городов. Таким образом, внешний облик Городца остался нетронутым, сохранив до наших дней многие исторические постройки, располагающиеся на узких извилистых улочках.

В XVII веке Городец стал оплотом и «негласной» столицей старообрядчества, которое играло существенную роль в укладе жизни и основах морали городчан. Последователи учения протопопа Аввакума отличались благочестием и сдержанностью. Особую группу составляли купцы-старообрядцы, вкладывавшие немалые силы и средства в развитие родного города. С конца XVIII века Городец известен как богатое торгово-промышленное село. Расцвет Городца пришелся на вторую половину XIX и начало XX. Он превращается в крупный торгово-экономический и судостроительный центр.

Издревле Городец располагался на высоком левом берегу Волги. Удобное географическое положение способствовало процветанию судоходства и судостроения: поначалу это были расшивы, а потом – баржи и пароходы. Суда, груженые хлебом, зимовали в затоне, благодаря чему процветала хлебная торговля. Славу Городцу создавали известные купеческие фамилии: Овчинниковы, Прянишниковы, Сотины, Облаевы, Лапшины, Бугровы, Дерюгины. Они жертвовали значительные суммы на  строительство церквей, приютов, гимназий, на образование и благоустройство родного края. Ими собраны богатые коллекции старины, представленные ныне в музеях города. В память о купцах-меценатах в 2002 году в Городце был установлен памятник российскому купечеству работы скульптора С.Г Полегаева. 
На рубеже XIX-XX веков Городец становится крупным центром сбыта изделий народных промыслов. В 1870-е годы появляется знаменитая Городецкая роспись. Ей украшают донца прялок.

В 1922 году Городец получает статус уездного города. На смену русскому капитализму приходит эпоха социалистических преобразований. По сей день улицы города носят названия советского прошлого.

В наши дни некогда забытый уездный Городец переживает свой очередной расцвет. Сегодня Городец - один из признанных культурных центров нижегородской земли, где возрождаются древние ремесла и промыслы, куда стекаются почитатели и продолжатели русских традиций.

По заказу министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области в Городце строится музейно-туристский комплекс "Город мастеров", который внешне будет стилизован под древнерусский княжеский терем. Здесь разместиться музейные экспозиции, мастерские городецких промыслов, сувенирные лавки. Открытие комплекса планируется в 2009 году.

 

Материал подготовлен при содействии:

Это интересно