Массандровский дворец

Подробная информация о достопримечательности. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

Массандровский дворец Фото: Массандровский дворец

Фото и описание

Массандровский дворец - один из лучших архитектурных памятников Южного берега Крыма - построен у склонов горной гряды, в уединенном месте, окруженном лесом. Деревенька Массандра в начале XIX века принадлежала семейству Потоцких. Первой начала благоустраивать эти места Софья Потоцкая. Известная красавица, бывшая греческая куртизанка была замужем вторым браком за богатейшим магнатом Станиславом Потоцким. Именно для нее он устроил в Умани знаменитый парк «Софиевка». В 1815 году она приобретает эти места – возможно, чтобы спокойно отдохнуть тут на старости, а возможно, для детей. Ей к тому моменту было уже 55 лет.

После ее смерти в 1822 году имение достается ее младшей дочери Ольге Нарышкиной. Ольга дружит с Воронцовыми, ее любит и опекает супруга Михаила Семеновича Воронцова, новороссийского губернатора и тогдашнего «хозяина» Крыма – Елизавета Ксаверьевна. Ее мать и покупает для своей дочери Массандру, а распоряжается имением, разумеется, сам Воронцов. Основным его местопребыванием в Крыму был дворец в Алупке, но сюда он тоже приезжал. При нем в дубовой роще была построена Успенская церковь в классическом стиле, с античными портиками и колоннадами – это было в 1832 году. К сожалению, до наших дней она не дошла – была снесена после революции.

Воронцов продолжил развивать здешнее винное производство, основанное еще Потоцкими. На склонах гор насаживались виноградники, устраивались винные подвалы.

Часть имения в середине века была продана казне, а часть осталась за Воронцовыми. Верхней Массандрой владел сын Михаила Семеновича – Семен Михайлович. Он всю свою жизнь провел на юге в войнах за Кавказ и Крым: начинал в л.-г. Преображенском полку и воевал против горцев, прошел Крымскую и был ранен под Севастополем. Закончил карьеру военного он командиром резервного корпуса, который квартировался в Крыму. Однако, в его жизни был не только война. Например, он живо интересовался античной археологией и основал Одесское общество изящных искусств. Женат он был на красавице и светской львице Марии Васильевне Столыпиной. Она выходила замуж второй раз, его родители были против этого брака. Однако он состоялся, и был отмечен несчастьем – детей у них не было. Именно ее описал Л. Н. Толстой в своей повести «Хаджи Мурат».

В этот период – когда он все равно командует крымскими войсками - Семен Михайлович принимает решение построить себе новое жилье. В 1881 г. он заказывает архитектору М.А. Бушару дворец в Массандре. Строительство начинается, но внезапно в один год оба умирают – и заказчик, и архитектор. Мужская линия Воронцовых прервалась, наследницей стала жена.

Строительство дворца

В 1881 году здесь уже стояла прочная двухэтажная постройка из местного известняка, с оцинкованной крышей и хорошими металлическими перекрытиями, но совершенно без отделки и служебных помещений. Воронцовы отличались масштабом запросов: дворец ориентировался на французскую архитектуру XVIII века, прежде всего, конечно, на Версаль. Однако был довольно скромным по декору и должен был напоминать рыцарский замок в горах. В восьмидесятых место долго стояло полузаброшенным, у наследников Воронцова не было ни средств, ни желания продолжать строительство – даже их дворец в Алупке в те годы пришел в упадок. В конце концов в 1889 году имение выкупается в казну для императора Александра III.

За дело взялся новый архитектор – Максимилиан Месмахер. Это был взлет его карьеры – одновременно ему заказывают два грандиозных дворца: дворец для князя Алексея Александровича в столице (сейчас в нем располагается петербургский Дом музыки) и дворец для самого императора в Массандре.

Архитектор значительно изменил изначальный облик здания за счет богатого декора и деталей. Был надстроен еще один этаж, над крышей вознеслись высокие каминные трубы, а сама крыша стала пирамидальной. Внутренняя планировка здания была ориентирована прежде всего на частную жизнь и отдых, с некоторым намеком на классические «охотничьи домики». Здесь почти не было парадных помещений с высокими потолками, основные комнаты – именно жилые, небольшие и уютные. Для покрытия полов, облицовки стен хозяйственных помещений и парковых террас использовалась так называемая метлахская плитка – лучшая плитка немецкого производства. Ее производила фирма «Виллеруа и Бох», получившая звание поставщика Императорского двора.

Внутренний декор тоже отвечал самым модным тенденциями конца XIX- начала XX века: здесь широко использовалась керамика, печи и камины были украшены майоликовыми изразцами работы Эмиля Кремера и литой черненой медью. Декоративная майолика поначалу использовалась в основном в купеческих домах, но с конца века она становится элементом и дворцовых интерьеров, и с майоликой и керамикой начинают работать художники, такие как В. Васнецов или М. Врубель. Декор дверей был выполнен с помощью выжигания и инкрустаций цветным стеклом. Стены многих помещений были обшиты резными деревянными панелями – в охотничьем стиле.

Строительство велось довольно активно, император приезжал сюда из Ливадии наблюдать за ним. Но после его смерти в 1894 году все снова почти замерло: закончен был дворец только к 1902 году. Но и то не до конца: надо было провести электричество, подключить водопровод, завезти мебель и все необходимое для жизни… В итоге он остался «путевым дворцом»: местом, не предназначенным для постоянной жизни, а только для пикников и отдыха на несколько часов. Здесь охотились, сюда приезжали молиться. Императрица полюбила белую «воронцовскую» Успенскую церковь.

Сам Николай II останавливался здесь, когда приезжал в Массандру. Он живо интересовался развитием винного производства. Как раз в конце 90-ых годов XIX века здесь строились знаменитые подземные винные подвалы – сейчас это одна из главных достопримечательностей города. Начиналось строительство при Александре III, а к 1897 году был уже построен центральный подвал с семью расходящимися тоннелями. С 1898 года на заводе началось производство вина по новым технологиям, с выдержкой вот в этих подвалах, где поддерживалась стабильная температура и влажность.

Дворцовый парк

Парковый ансамбль был заложен здесь еще Карлом Кебахом, главным крымским садовником 30-40 гг. XIX века. Потомственный садовод и ученый-ботаник, он много лет посвятил созданию парка в Алупке. Но работал и в других имениях Воронцовых – например, в Массандре. По площади массандровский парк не уступает алупкинскому – здесь 42 га. Он создан в «английском» стиле пейзажного парка, с укромными уголками, тайными дорожками и естественным расположением растений.

Когда-то здесь был лес, состоящий из грабов и дубов – последние дубы были вырублены уже в советское время. Карл Кебах сажал в первую очередь хвойные породы, улучшающий воздух: гималайские и атласские кедры, можжевельники, разные виды сосен – и местных и экзотических. Были насажены лимонные и апельсиновые рощи. Именно это позволило в дальнейшем устроить здесь санаторий для туберкулезных больных – воздух получился воистину целебным.

В советское время

После революции дворец разграблен не был. Все потому что грабить тут было нечего – он фактически так до 1921 года и простоял нежилым, а в 1921 году ему наконец нашли применение: до самой войны дворец и парк использовались как санаторий.

После войны сюда вселилось руководство Института виноградарства и виноделия. Институт восходит к основанному еще в 1828 году в Магараче училище виноградарства: здесь не только делали вино, но и изучали различные сорта винограда и рассылали наиболее перспективные по всей стране. В советские годы институт продолжал заниматься селекцией винограда и научными исследованиями. Сейчас кроме коллекции вин своего производства, он обладает, например уникальной коллекцией дрожжевых культур.

Но место было слишком хорошее: институт отсюда вскоре выехал, а Массандровский дворец стал известной «сталинской» дачей. Правда использовался он для официальных приемов и переговоров, а не для отдыха. Сам Сталин предпочитал простенький деревянный дом в Малой Сосновке – тоже неподалеку от Массандры. Бывший царский дворец казался ему слишком большим и неуютным. Весь комплекс назывался Правительственной дачей номер 3.

Дворец-музей

В 1992 году здесь был устроен музей. Сейчас он считается филиалом Алупкинского музея-заповедника. Здесь открыта двухэтажная экспозиция, рассказывающая о жизни Александра III и его семьи. Холл, приемные императора и императрицы, их кабинеты, императорская спальня… Основа интерьеров сохранилась. Сами экспонаты в основном переданы из других крымских собраний.

Сотрудники музея продолжают садоводческие традиции Карла Кебаха: уже несколько лет подряд в июне здесь устраивают праздник роз. Устроен также «сад ароматов» с душистыми и лекарственными растениями. Но это касается только непосредственных окрестностей дворца, где когда-то располагалась регулярная часть парка с цветниками. Основная ландшафтная часть отделена от музейной территории шоссе и застройкой, она тоже сейчас охраняется и благоустраивается. Под многими экзотическими деревьями сделаны таблички с названием.

На заметку

  • Месторасположение: Ялта, Симферопольское ш., 13, п. г. т. Массандра.
  • Как добраться: автобусами № 29, 29А, 106, 110 (из г. Ялты), троллейбусами № 41, 42 (из г. Ялты), № 53 (из г. Алушты), № 52, 55 (из г. Симферополя).
  • Официальный сайт: http://worontsovpalace.org/massandrovskij-dvorec/
  • Часы работы: с 9:00 до 18:00, по субботам с 9:00 до 20:00, без выходных.
  • Стоимость билетов: взрослый – 350 руб., льготный – 200 руб.












Фотографии




Карта

Расположение объекта Массандровский дворец на интерактивной географической карте.
Загрузить карту
Большая карта






Массандровский дворец: что рядом?

Массандровский дворец находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона. В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.


Теги







Это интересно







Интересное
Открыть все


Что почитать
Открыть все