Железнодорожный вокзал Петрозаводска
Одним из наиболее важных символов города Петрозаводска, а также его главными воротами является железнодорожный вокзал. С начала постройки (1916 год) и до начала Великой Отечественной войны здание вокзала находилось в двух километрах от центральной части города, а именно в районе нынешнего Первомайского проспекта. Когда в 1946 году закончилась оккупация города, город Петрозаводск почти полностью превратился в руины. Именно в это время появилась возможность переделать архитектурную карту города. Первым с идеей о переносе вокзала в центральную часть города выступил Дмитрий Масленников – архитектор, который возглавлял в те годы управление по части архитектуры Карело-Финской ССР.
Уже в 1946 году республиканское правительство утвердило новый план по строительству вокзала. Вскоре начались работы по воплощению нового плана, переносу, а также переустройству путей. Кроме того, сносились старые склады, расположенные на месте планируемого вокзала. К 1955 году в городе был выстроен вокзал. Его автором стал архитектор из Ленинграда В. Ципулин. Рельеф местности потребовал достаточно оригинального авторского решения, и по этой причине вокзал располагает своим неповторимым фасадом не только с перрона, но и с привокзальной части.
Во времена пребывания у власти Никиты Хрущева реформы, а особенно борьба с разного рода излишествами, затронули даже архитектуру. Подобным излишеством как раз и стал шпиль. Помогло только то, что указ был отдан с большим опозданием, и шпиль уже подготовили, а деть его уже было некуда. Новое здание вокзала прекрасно вписалось в архитектуру всего Петрозаводска, изменив в лучшую сторону планировку всего города. При этом так вышло, что площадь, расположенная перед Онежским озером, стала особенно важной с точки зрения градостроительства.
До того момента как был выстроен вокзал, проспект считался улицей, которая не имеет ни начала ни конца. После того, как привокзальная площадь внесла своим видом композиционное завершение, проспект стал действительно самой центральной улицей города. Привокзальная площадь была построена в 1950-х годах и позднее получила название площади имени Юрия Гагарина.
Ближайшие отели от Железнодорожный вокзал Петрозаводска
Здание вокзала представляет собой цельную симметрично-осевую композицию. Несмотря на то, что оно имеет большую протяженность, ведь длина корпуса составляет 82 метра, оно совершенно не выглядит монотонным. Размещение железнодорожного комплекса позволило избежать всех недостатков, которые присущи анфиладному приему, и разделить по уровням область операционных помещений, а также зону ожидания. Ядром железнодорожного вокзала стал двусветный зал, который связан на первом этаже здания с билетными кассами, тоннелем и служебным помещением, которые ведут к платформам. На втором этаже расположились: ресторан и зал ожидания. Перекрытие этого этажа опирается на архитрав колонн, расположенных у балконного ограждения.
Самое главное в композиции - трехэтажный центральный объем с монументным четырехколонным заглубленным портиком. Расположенный над ним круглый бельведер имеет завершение в виде восьмигранной башенки, которая увенчана шпилем. Центральным ризалитом служит некий портал, представляющий собой ворота города; боковые ризалиты похожи на кордегарии, являющиеся караульными помещениями, которые характерны для оформления въездов эпохи классицизма 18-19 веков. Здание вокзала роскошно декорировано лепниной, а также имеет коринфский развитый ордер. В 1979 году рядом с вокзалом был пристроен багажно-кассовый центр под руководством архитектора Э.В. Воскресенского. Этот центр имеет главный вход на одной стороне с перроном.
В марте 1955 года состоялся митинг трудящихся на привокзальной площади, который был посвящен торжественному открытию нового вокзала. 5 марта от вокзального перрона отправился первый поезд пассажирского типа Петрозаводск – Ленинград. В тот же день поезд из Мурманска привез первых пассажиров на петрозаводский вокзал.
Понравилась статья?
Подпишитесь на наш канал и не пропустите новые статьи!Железнодорожный вокзал Петрозаводска на карте
Расположение объекта Железнодорожный вокзал Петрозаводска на интерактивной географической карте.
Добраться самостоятельно до Петрозаводска
Другие достопримечательности в Петрозаводске
Архитектурный ансамбль Круглой площади сформировался в 1760-1780-х годов. Это единственный в городе ансамбль-памятник каменной архитектуры...
Средства на постройку храма были выделены петрозаводским купцом Ефимом Григорьевичем Пименовым и рядом других благотворителей....
В 1774 году, когда вся Россия отмечала 50-летие перенесения мощей святого Александра Невского в Александро-Невский...
Комментарии