Собор Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря
Cобор Рождества Богородицы принадлежит Снетогорскому монастырю. Летопись повествует о том, что в 1299 году на город Псков напали ливонские рыцари, разграбили и сожгли обитель, убили 17 монахов и основателя монастыря – игумена Иосафа. Князь Довмонт изгнал врага и приказал построить на месте сгоревшего собора Рождества Богородицы новый – каменный. Волю князя исполнили в 1310-1311 году. Образцом для нового храма выступил местный Спасо-Преображенский собор, принадлежащий Мирожскому монастырю. В 1313 году Богородицкий собор был расписан фресками и стал главной монастырской святыней.
В XV веке при соборе появился притвор. Спустя 100 лет, этот притвор, вероятно, был сломан, и с западной стороны храма была воздвигнута более обширная пристройка, сохранившаяся до сих пор. Дверной проем этого сооружения был украшен росписью, а в большой нише, находящейся выше и занимавшей среднюю треть внешней стены, находилась фреска. Кроме того, фрески были помещены еще и в нишах боковых фасадов собора. Возможно, они уже были здесь с XIV века, а в XVI – их только реставрировали. Древняя внутренняя роспись собора была подновлена.
В 1581 году после нашествия на город войск Батория собор Рождества Богородицы и его фрески были сильно повреждены, а в конце XVI века росписи были забелены. До наших дней они оставались под слоями побелки.
В XVII веке к имеющейся пристройке с запада добавили притвор. При входе в него построили открытое крыльцо, щедро украшенное с внешней стороны поливными печными изразцами зеленого цвета, а с внутренней – декором из фигурного кирпича с насыщенной раскраской. Этот притвор скрыл фреску XVI века. В конце XVII века над собором выстроили четырехскатную крышу.
Ближайшие отели от Собор Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря
Последние крупные переделки собора произошли в XVIII веке. К его западной стороне было пристроено обширное сооружение, в которое были включены части притвора (сделанного в XVII веке) и его крыльцо. Приделы, сделанные в этой пристройке с севера и юга, были соединены проемами, выбитыми в старых стенах, с частью здания, датирующейся XVI веком.
В 1909 году было начато раскрытие фресок из-под побелки. Оно периодически возобновлялось в 1920-1930-х годах и, было завершено в 1948-1949 годах. Однако в 1985 году, во время реставрации фресок собора, были выявлены весьма обширные участки ранее неизвестных изображений. Надо отметить, что важнейшие открытия были сделаны в скуфье купола и конхе алтаря, то есть в местах, которые имели главное значение для оценки программы росписи.
Основные элементы росписи Богородицкого собора демонстрируют истинное обращение к образцам живописи XII века, к которым, в первую очередь, относится купольная фреска «Вознесение».В ней преобладает массивная фигура Христа, сидящего на радуге и несомого 6 ангелами. Остальная часть композиции утрачена. Кроме того, средоточием идейного содержания фресок являются изображения в алтаре храма.
На северной и южной подпружных арках собора изображены фигуры первосвященников. На восточном склоне южной арки можно увидеть Самуила – старца с длинной бородой, на западном склоне северной арки – фигура Аарона, узнаваемая по остаткам сопроводительной надписи, тогда как на восточном склоне, скорее всего, изображен пророк Моисей в одеянии первосвященника. Фрески на стенах и сводах подкупольного пространства собора делятся на несколько тематических групп.
Апофеозом росписей является фреска «Страшный суд», едва вместившаяся в западный неф храма. Именно здесь местные мастера установили начало новой живописной школы. В результате анализа росписей был сделан вывод о том, что снетогорская живопись является истоком псковской иконографической традиции. Снетогорская роспись отличается парадоксальным сочетанием известной наивности и повышенной эмоциональности, виртуозности исполнения и умышленным ограничением художественных приемов, свободным обращением с архитектоническими принципами фресковой декорации и монументальностью мышления, литературной повествовательностью и догматической глубиной создаваемых образов.
Одной из главных особенностей снетогорских фресок является их колорит, построенный на комбинации сближенных темных тонов: фиолетовых и темно-лиловых, коричневой и красной охр, оливковой зелени, на фоне которых пронзительными пятнами выделяются светло-желтые нимбы, богатые белые жемчуга, скромные вкрапления киновари, высветления складок и, как правило, большое количество сопроводительных надписей.
Понравилась статья?
Подпишитесь на наш канал и не пропустите новые статьи!Собор Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря на карте
Расположение объекта Собор Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря на интерактивной географической карте.
Добраться самостоятельно до Пскова
Что рядом с Собором Рождествой Пресвятоем Богородицами Снетогорского Монастырей?
Собор Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона. В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.
Другие достопримечательности в Пскове
Псков был самой большой русской западной крепостью, вольным городом, который раз за разом успешно отражал...
Поганкины палаты – псковский памятник архитектуры 17 века. Точное время постройки этого здания неизвестно. Согласно...
Известность Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, расположенного в Пскове, так же велика, как велика и его древность....
Комментарии