Легендарный монастырь Шаолинь — родина кунг-фу

Согласно старинной китайской притче, если вам в пути встретился человек, который внешне похож на монаха из Шаолиня, ударьте его по лицу. От ученика, который не успеет увернуться, вы получите благодарность за полученный опыт, а настоящего шаолиньского монаха вы не сможете ударить, так как не попадете по его лицу.

Шаолинь – таинственный монастырь, о котором сложено много удивительных легенд и преданий. Какие из них правда, а что является выдумкой, вы узнаете, дочитав эту статью до конца.

История основания монастыря

Гора Шаоши, поросшая густыми прохладными лесами, является центральным пиком массива Суньшань. История знаменитого монастыря начинается в 464 году с прихода сюда буддийского монаха Будхабхадры, который покинул Индию, чтобы посетить Лоян и встретиться с императором Сяо Вэнь-ди. От него странник получил добро на создание буддийского монастыря, который он назвал Шаолиньсы, что означает «храм в лесах горы Шаоши». Согласно немногочисленным источникам того времени, сначала в монастыре находился центр, где переводили буддийские тексты на китайский язык.

Начало VI столетия – время появления в Шаолине Бодхидхармы. По легенде, его отцом был индийский принц. Молодой человек отказался от светской жизни, чтобы постигнуть буддийское учение. Китайцы назвали его Дамо. Бодхидхарма считал, что монахи Шаолиня слишком увлеклись механическим повторением буддистских текстов и ритуалов, но делают это без души, поэтому к ним не приходит просветление.

В горной пещере, расположенной рядом с монастырем, Бодхидхарма пробыл 9 лет, смотря на стену во время медитации. Однажды его одолел сон, после чего Дамо решил остаться без ресниц. Вырванные веки упали вниз и на земле появились первые всходы чайных кустов, а Дамо достиг просветления.

В другой легенде говорится, что именно Бодхидхарма основал боевые искусства Шаолиня. 9-летнее сидение привело к онемению ног. Для восстановления их подвижности Дамо изобрел специальные упражнения – кунг-фу и у-шу. Позже он научил шаолиньских монахов сочетанию физического боя с духовным усердием.


Подвиги шаолиньских воинов-монахов

Боевые искусства Шаолиня впервые упоминаются в рукописях XIV века, но по-настоящему заниматься рукопашным боем местные монахи начали только в XVI столетии. В это время они описали, по каким принципам следует вести «мягкий» и «жесткий» бой.

На самом деле шаолиньских монахов в качестве воинов привлекали к выполнению ответственных миссий и раньше. В 620 году Поднебесная империя переживала непростые времена. В стране началась смута. Шаолиньским монахам удалось спасти от смерти будущего величайшего императора Ли Шиминя, представлявшего династию Тан.

Впоследствии тринадцать горных воинов одолели целое вражеское войско, после чего в дар от Ли Шиминя Шаолинь получил многочисленные земельные угодья. Император разрешил монастырю создать собственную армию.

В XVI веке японские «карликовые пираты» часто занимались разорением прибрежных китайских городов, жители которых покидали их в надежде спасти свое имущество от разграбления. В 1553 году разбойники совершили атаку на порт Ханчжоу. Многие горожане погибли, дома были разрушены, а ценности – украдены. Император приказал 120 воинам-монахам ликвидировать японских пиратов. В трех сражениях шаолиньцы проиграли, но последнюю решающую битву они выиграли, разгромив врага.


Испытания новичков и выпускной экзамен Шаолиня

Давным-давно любой человек, желающий стать монахом в Шаолине, должен был перед этим пройти несколько суровых испытаний на проверку его терпения, сообразительности, ума и ловкости. Первые ворота монастыря находились рядом с горой, где кандидату приходилось провести в ожидании около недели. После открытия ворот его угощали черствой лепешкой и горячим супом, который наливали в плоскую тарелку без дна. Сообразительный кандидат использовал лепешку для закрытия дырки и продолжал проходить испытания, а остальных отправляли восвояси.

К монастырю вело три тропинки, но дойти до него можно было только по одной. Правая приводила кандидата к пропасти, а левая – вела на скалы, поросшие густым лесом. Чтобы попасть в монастырь, путнику следовало пройти под водопадом.

Далее кандидата ждали серьезные испытания в густом бамбуковом лесу. Здесь росли деревья с острыми листьями. Человек шел по обрезанным побегам, ранящим ступни, и мог попасть в яму-ловушку, со дна которой торчали колья.

Побитый и порезанный путник видел перед собой калитку, возле которой ему приходилось долго ждать. Монахи выливали на него помои. Если кандидат сердился и излишне проявлял свои чувства, то его отправляли в обратный путь.

Но если гость оставался сдержан и спокоен, то его пускали в монастырь, проверяя на честность и скромность. Затем с ним встречался настоятель, который одобрял его кандидатуру. Победителю обривали голову и он становился новым монахом Шаолиня.

Выпускной экзамен в монастыре проходил в подвале, где послушнику было необходимо пройти по темному и сырому лабиринту, где его ожидали различные опасности:

  • на полу были расставлены капканы, также попадались и колодцы-ловушки;
  • сверху падали камни;
  • к стенам были прикреплены острые клинки;
  • а еще на своем пути монаха подстерегали злобные голодные крысы.

После преодоления лабиринта монах встречался с механическим воином, который начинал его бить. Определенная половица под ногами служила пусковым устройством. Перед выходом из подвала монаху следовало сдвинуть тяжелую раскаленную чашу. После получения клейма он становился «тигром» или «драконом».

Автор фото: T Chu. Источник: FlickrАвтор фото: T Chu. Источник: Flickr

Легенда о шаолиньском «оборотне»

Существует шаолиньская легенда о Лангжене («оборотне»). Так люди называли Тая Дзина, жившего в монастыре в XIX веке. В то время его считали самым сильным китайским воином. Этот человек был болен гипертрихозом. По всему телу Лангжена росли густые волосы.

Суеверные родители Тая Дзина посчитали, что их новорожденный малыш – демон. Они отнесли ребенка в лес и оставили там. Крик мальчика был услышан шаолиньскими монахами, которые проходили по этим местам. Они забрали малыша и воспитали его в монастыре. Он еще в детстве блестяще овладел боевыми искусствами и стал сильным воином.

Согласно легенде, двенадцать шаолиньских наставников пригласили Тая Дзина к себе в гости. Войдя к ним в комнату, Лангжен совершил резкий бросок ножа в потолок и заколол убийцу, спрятавшегося там. Учителя поинтересовались, откуда он знал о злодее. Тай Дзин сказал, что видел перед собой 12 монахов, но чувствовал дыхание 13 человек.

Ирина Белоус
Ирина Белоус
Все статьи автора arrow

Понравилась статья?

Подпишитесь на наш канал и не пропустите новые статьи!

Комментарии

Прокладывайте удобный маршрут!

Популярные статьи

Гора Митридат в Керчи Горы
eye
2953
История Большого Гатчинского дворца Дворцы
eye
3378
Лучшие музеи Стамбула Музеи
eye
2821
Все статьи arrow
vk-share
Вконтакте
vk-share
Одноклассники
vk-share
Скопировать