Храм Надписей в Паленке



Храм надписей является шедевром культурного наследия цивилизации майя и свидетельством их высокого уровня развития. Сооружение хорошо сохранилось, благодаря чему любителям истории можно познакомиться с удивительной постройкой.
История открытия
В 18 веке группа индейцев, заблудившаяся в джунглях Мексики, обнаружила полуразрушенные постройки древнего города. Когда индейцы вернулись домой, то решили рассказать о своей необычной находке местному католическому священнику. Он сразу же сообщил о разговоре представителям власти, а они в свою очередь заинтересовались древним городом и снарядили экспедицию.
Во главу руководства экспедицией был поставлен капитан Антонио дель Рио, который имел большой опыт в исследовании городов прошлого. Изучив детально новую историческую достопримечательность, ученый пришел к выводу, что она относится к периоду расцвета цивилизации майя.
В дальнейшем сведения о руинах города были утеряны вплоть до 1774 года, когда археолог Рамон де Ордоньес-и-Агилар обнаружил исторические записи, где была зафиксирована первая информация о городище. Ученый отправился в штат Чьяпас, чтобы увидеть своими глазами находку.
Исследователя поразили ступенчатые пирамиды, разбросанные по всему городу. Особое внимание обращала на себя большая пирамида, расположенная в центре. Она завершалась скульптурной композицией, внешне напоминающей храмовое сооружение, возведенное в 7 веке.
Строение было покрыто массивными плитами с иероглифическими и барельефными знаками. После долгих научных изысканий Рамон установил, что ранее храм назывался «Дом девяти острых копий» в переводе с языка майя. Современное название сооружения звучит как «Храм надписей».
В течение 200 лет храм изучался с разных сторон и привлекал внимание не только археологов, но и расхитителей сокровищ майя.
Значительный вклад в исследование пирамиды внесли известный дипломат Джон Ллойд Стефенсон и художник Фредерик Казервуд, которые побывали в Паленке в 1839 году и сделали множество фотографий с подробным описанием. Эти документы легли в основу изучения мезоамериканской культуры.
Интересное
Экскурсии в Храм Надписей в Паленке




Особенности храма
Сооружение является пирамидой высотой 25 метров, построенной по ступенчатому принципу. В храме насчитывается девять уровней и четыре платформы. Каждая из платформ включает в себя пять ступенчатых секций:
-
с 1 по 9 ступень;
-
с 10 по 28 ступень;
-
с 28 по 37 ступень;
-
с 37 по 51 ступень;
-
с 51 до 60 ступени.
Такое числовое разделение носило особый символический характер, поскольку представители племен майя верили в нумерологию и связывали её с потусторонними мирами.
Поверхность восьмой ступени пирамиды занимает постройка, в которой проделано пять входов. Внутри находится три помещения разного назначения. Ученым до сих пор не удалось точно определить функционал найденных комнат.
Существует предположение, что ранее храм был покрыт толстым слоем красной штукатурки. Шесть пилонов северного фасада декорированы 45 надписями, из которых хорошо сохранились только пять, а две ученым удалось расшифровать. Надписи свидетельствуют о дате возведения (декабрь 676 года) и торжественного открытия (688 год).
Ближайшие отели от Храм Надписей в Паленке










Los Susurros Casa
Carretera Palenque-Ruinas, Паленке 5.5 км









Hotel Río Maya
carretera Palenque Ruinas km. 0.5, Паленке 6.5 км









Hotel La Quinta Exxpres
Carretera Pakalna Palenque 1.2, Паленке 6.7 км









Hotel Maya Tulipanes Palenque
Cañada Street 6, Паленке 6.8 км









Hotel Casa de Pakal
Avenida Juarez 10, Centro, Паленке 6.8 км









Yaxkin Hostel-Palenque
Prolongacìon Av. Hidalgo esquina 5ta poniente norte. No 1 zona ecoturistica la cañada, Паленке 7 км








John David
2da. Poniente Norte S/N, Паленке 7.2 км









Posada Kin
Calle Abasolo 1, Паленке 7.4 кмЗначение надписей
Важной частью надписей, найденных в гробнице, стали тексты, описывающие ритуальные церемонии, которые майя называли «юбилейные». Такое название неслучайно, поскольку церемонии устраивали по истечении определенных хронологических периодов: пять, десять, пятнадцать, двадцать лет.
Смысл ритуала заключался в установлении каменной стелы в священном месте с целью следить за календарным циклом или сроком правления верховных вождей. Некоторые из надписей посвящены путешествию Пакаля в загробном мире и его подвигам.
Надписи делались также для того, чтобы прославить местных правителей и верховных вождей. Большая часть надписей повествует об исторических событиях, а также хрониках паленкских династий.
Также в хрониках прослеживается тенденция указывать на окончание определенных циклов, которые майя называли «множества четырехсотлетия». Они обозначали конец эпохи правления династии или какого-то важного события.
При этом во всех подобных описаниях присутствует личность Пакаля и подчеркивается его божественное начало. Вождь выступает в качестве правителя и главного действующего лица исторических хроник.

Автор фото: Eclusette. Источник: Википедия
Внутренние помещения
Несколько десятилетий ученые предполагали, что внутри пирамиды отсутствуют потайные помещения. Однако археолог Альберто Рус Луилье заинтересовался крупными отшлифованными плитами, покрывающими пол храма. В одной из плит ученый обнаружил несколько круглых отверстий, сделанных в один ряд.
Каждое отверстие было заткнуто каменными пробками и тщательно отшлифовано. Кроме того, несущие стены храма опирались не на пол, а уходили глубоко под землю, что позволило археологу предположить наличие других помещений под плитами храма.
Для того, чтобы разблокировать таинственный проход, ученому понадобилось два с половиной года. В процессе работ в слое земли и песка были найдены:
-
изделия из нефрита;
-
глиняная посуда;
-
украшения из ракушек;
-
гипсовые пластинки с надписями.
Когда Альберто удалось открыть каменные пробки и убрать плиту, он увидел глубокий проход со ступенями, ведущий к просторному помещению. Исследование внутреннего пространства храма велось в течение семи лет, в процессе которых было сделано множество сенсационных открытий.
Погребальный комплекс
В 1952 году Альберто Рус Луилье, продолжавший изучать храм надписей, обнаружил в самом нижнем ярусе пирамиды редчайшее погребение. Оно расположено в комнате длиной в 9,5 метров и 4 метра в ширину. Высота потолков комнаты составляет 7,5 метров.
Погребальное помещение выполнено в лучших канонах древнего строительства. Плиты, формирующие стены, искусно обтесаны со всех сторон и соединены с помощью специального скрепляющего материала природного происхождения. При этом плиты сохранились в идеальном состоянии и не сдвинулись ни на сантиметр.
Стены помещения были украшены барельефами, на которых нанесены изображения девяти человеческих фигур, одетых в богатые одеяния. Некоторые ученые склоняются к версии о том, что на барельефах изображены духи ночи. Согласно мифологии майя, такие духи являются Владыками подземного царства и его хранителями.
Каждая из фигур облачена в многослойную одежду, а на голове красуются уборы, сшитые из перьев мифической птицы под названием кетцаль. Лица божеств покрывают маски, плечи укрывают плащи из бронзовых пластин и пушистых перьев. На поясе духов ночи красуются юбки или набедренные повязки, а на ногах можно увидеть сандалии из тонких кожаных ремешков.
Тело божеств украшено многочисленными ювелирными изделиями. В руках фигуры держат скипетр, подчеркивающий особое происхождение. Рукоять скипетра оформлена в виде змеиной головы, на которую надета маска с изображенными на ней божествами дождя и солнца.
Пол склепа также отличался высоким уровнем мастерства. Он состоял из единой каменной плиты, покрытой мелкой резьбой. Край плиты украшала вырезанная в камне лента с многочисленными иероглифами, часть из которых ученые расшифровали как обозначение дат и времени.
Саркофаг Пакаля
Жемчужиной погребального комплекса стало древнее захоронение, которое нашли в склепе. По мнению специалистов, оно принадлежит самому именитому царю и вождю племен майя К’инич Ханааб Пакалю. Изначально ученые не знали, кто именно похоронен в пирамиде, однако вскоре они обнаружили признаки того, что там покоится представитель знатного рода, умерший в возрасте 40-55 лет.
Во-первых, около входа в погребальную комнату царя лежали скелеты пяти человек, облаченные в ритуальные одежды. Специалисты определили, что это были мужчины и женщины, которые погибли насильственной смертью, что было характерно для ритуальных жертвоприношений в племени майя. Души умерших должны были сопровождать и защищать вождя в загробном мире.
Во-вторых, детали, найденные в гробнице царя и на теле покойного свидетельствовали о его высоком социальном статусе. Особого внимания заслуживает маска из камня жадеита. Глаза маски выполнены из перламутра с вкраплениями обсидиана, а во рту находится нефритовый амулет Т-образной формы. Такой амулет индейцы майя клали в ротовую полость покойного с целью защиты его духа.
На каждом пальце Пакаля обнаружили по кольцу с символическими изображениями. Например, птица с большим клювом символизировала мудрость правителя, а стрекоза — физическую силу. Нити с бусинами разной величины и формы обрамляли шею и запястья покойного.
С одной стороны мумии лежала нефритовая голова с изображением лица Пакаля. Она символизировала вождя в преклонном возрасте. Вторая нефритовая голова была найдена справа от мумии. Ученые считают, что на ней изображен бог Солнца, который ассоциировался у древних майя с властью.

Автор фото: Wolfgang Sauber. Источник: Википедия
Загадка крышки саркофага
Когда Альберто Рус Луилье обнаружил таинственный саркофаг, его покрывала массивная каменная плита весом более восьми тонн. Уникальность находки заключалась в том, что на поверхности плиты были искусно вырезаны иероглифы и знаки, значение которых до сих пор частично неизвестны. В научном сообществе начался ажиотаж на тему разных интерпретаций странных надписей.
Версия В. И. Гуляева
Первые попытки подробно изучить плиту предпринял советский историк В.И. Гуляев. Тщательно осмотрев плиту, ученый пришел к выводу, что центральным образом группы изображений выступает ритуальная маска чудовища, внешне напоминающая о смерти.
На маске отсутствовали мягкие ткани лица, глаза представляли собой пустые зияющие глазницы, а во изо рта выглядывали большие клыки. При этом на маске отсутствовал нос. Над изображением маски Гуляев разглядел противоположные друг другу символы зарождения жизни и смерти — росток маиса и раковина.
Верхнюю часть маски венчает изображение молодого юноши в роскошной одежде. Юноша откинулся назад и внимательно смотрит на крест, который напоминает форму маиса. Ученый сделал вывод о том, что початок маиса символизирует жизнь.
На кресте изображен образ птицы кетцаль, перья которой майя использовали для проведения разного вида ритуальных обрядов. Лапы птицы обвиты изображениями с символами воды и дисками с ликами божества солнца. Таким образом, Гуляев предположил, что все изображения на саркофаге посвящены некоему мифическому божеству.
Версия Пинотти и Мацумура
Спустя несколько десятилетий итальянский и японский ученые начали работать над расшифровкой мистических знаков на плите. Несмотря на то, что специалисты трудились отдельно друг от друга, они пришли к единому умозаключению, что на плите изображена реальная личность, окруженная земными предметами быта.
Эта гипотеза была развита также в трудах ученого А. Зайцева, однако переломный момент в исследованиях Мацумура и Пинотти наступил, когда американский авиаконструктор Джон Сэндерсон с помощью компьютерной программы сделал объемное изображение плиты и перевернул его.
Перед учеными предстала совершенно другая картина, на которой были четко видны изображения человека, сидящего за пультом управления летательного аппарата. С этого события в истории трактовок изображений на крышке саркофага наступил переломный момент. Появилось отдельное научное течение в области исследований мифологии племен майя. Суть нового направления заключалась в том, чтобы доказать неземное происхождение изображения на плите.
Версия Дэникена
Наибольшую популярность в процессе попыток разгадать значение таинственных символов приобрела версия швейцарского писателя Эриха фон Дэникена. Ученый перевернул объемное изображение, созданное Сэндерсоном и еще раз убедился в том, что оно напоминает космический корабль. Главными признаками этой версии были:
-
положение тела человека;
-
конструкция летательного аппарата;
-
детали, окружающие изображение человека.
Свои научные изыскания Дэникен воплотил в научном труде «Колесница богов», который мгновенно стал популярным среди любителей фантастики. В своей книге ученый анализировал изображение в свете новой трактовки. Так, сидящего человека он видел космонавтом, на котором надет шлем. От шлема в разных направлениях протянуты трубки и подключены к приборам.
Перед лицом человека находится кислородный баллон, а его правая рука расположена на пульте управления кораблем. В левой руке космонавт держит рычаг и одновременно нажимает ногой на педаль под доской приборов.
Также в подтверждение своей гипотезы швейцарский ученый приводит довод о том, что одежда человека соответствует современным тенденциям. Исследователь разглядел вязаный свитер, облегающие штаны и ремень безопасности.
К версии Дэникена присоединился позднее советский писатель-фантаст А. Казанцев. Он опубликовал статью в журнале «Техника молодежи» с похожим объяснением изображения на плите. Однако со временем другие ученые нашли множество противоречий в «космической» версии, поскольку она строилась в большей степени на субъективном восприятии исследователей.
Экскурсии в Мексике




Понравилась статья?
Подпишитесь на наш канал и не пропустите новые статьи!Наш канал в Yandex дзен
Вконтакте



Храм Надписей в Паленке на карте
Расположение объекта Храм Надписей в Паленке на интерактивной географической карте.
Добраться самостоятельно до Паленке
Что рядом с Храмом Надписей в Паленке?
Храм Надписей в Паленке находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона. В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.
Статьи про Паленке
Другие достопримечательности в Паленке
Паленке – столица древнего государства майя, называемого Баакульским царством. Сейчас на этой территории располагается восточная...
В мексиканском штате Чиапас есть удивительная природная достопримечательность - водопад Мисоль-Ха, составляющий общую водную систему...
Каскады Агуа Асуль находятся примерно в шестидесяти километрах от Паленке. Водопад находится на территории Национального...
Отели рядом с Храмом Надписей в Паленке
Статьи набирающие популярность





Комментарии