Русская лаковая миниатюра - виды, центры изготовления

Печать

фото: Автор фото: Politikaner

Когда-то в России было множество мест, где создавались лаковые миниатюры. Сегодня осталось лишь 4 таких центра. Здесь продолжается традиция создания шедевров, производивших когда-то сенсации за рубежом. Целые сказочные миры с потрясающей детализацией выходят из-под кистей художников.

Хотите больше узнать о том, как творятся эти чудеса? Тогда прочтите эту статью. А потом отправляйтесь в путешествие по российским центрам лаковой миниатюры. Приготовьтесь погрузиться в мир невероятной красоты...

Палех

Все начиналось с икон. Именно их писали первые палехские художники, жившие в XVIII и XIX столетиях. Говорят, истоки их мастерства надо искать в Суздале и Владимире. Из этих городов бежали когда-то иконописцы, поселившиеся затем на месте нынешнего Палеха. От кого или от чего они бежали? Доподлинно неизвестно.

Святые образы, выходившие из-под кисти этих мастеров, отличались мягкостью линий и тончайшей детализацией. А еще обилием золота. Этого цвета палехские мастера никогда не жалели. И не для того, чтобы поразить яркостью и блеском. Дело в том, что золотая краска используется как символ духовного начала. Мир озарен ярким небесным светом — оттого-то он и сверкает золотом.

После революции иконы, конечно, были уже не в чести. Мастерам пришлось изображать нечто совершенно иное:

  • сюжеты сказок;
  • сцены из легенд;
  • бытовые сценки.

Но удивительная, самобытная манера письма осталась прежней. Благодаря ей даже самые обычные сцены из крестьянской жизни выглядят сказочными, чудесными. Под кистью художника-миниатюриста мир преображается.

Федоскино

Сначала ни о какой лаковой миниатюре и речи не было. Начиналось все с обыкновенных козырьков. Их изготавливал для солдат (а точнее, для киверов) купец Коробов. В конце XVIII столетия этот товар был востребован, поэтому дела у купца шли неплохо.

Но Коробову хотелось расширить свое производство. Поэтому он начал выпускать еще и табакерки. Они были украшены гравюрами, которые просто наклеивались на крышки. Сверху все покрывалось лаком.

А потом случилось событие, повлекшее за собой большие перемены на производстве. Благодаря этому событию и возникла прославленная федоскинская миниатюра. Благодаря ему имя купца Коробова до сих пор не забыто. Что интересно, к самому производству событие не имело изначально никакого отношения. Произошло вот что: дочь Коробова вышла замуж. А зять оказался полон новых ярких идей. И начал воплощать их в жизнь.

Сегодня федоскинскую миниатюру узнают с первого взгляда. У нее целый ряд уникальных особенностей. Одна из них — использование масляных красок. В других центрах изготовления лаковой миниатюры применяют яичную темперу.

Холуй

История холуйской миниатюры имеет сходство с палехской: она тоже начинается с иконописи. Еще в XVI столетии тут писали миниатюрные образки с изображениями святых. После революции художникам пришлось выбирать другие сюжеты для творчества.

Пример того, какие именно сюжеты разрабатывали миниатюристы — шкатулка «Сказание о граде Китеже». Она была изготовлена в 70-е годы XX столетия. Интересно, что тут изображены сцены, не совпадающие во времени. Это характерно для иконописи. Вот Китеж среди лесов, под облачным небом... А рядом — он же, но уже уходящий под воды прозрачного, нежно-голубого озера... А рядом — войска русских и татар сошлись на поле боя...

Весь сюжет древней легенды уместился на небольшом пространстве крышки прямоугольной шкатулки. Разглядывать ее можно долго, детализация просто удивительна. Смотришь — и, кажется, начинаешь верить, что Китеж действительно ушел на дно озера... А если даже и не поверишь в это, то в мастерстве холуйских художников уж точно никогда не усомнишься.

Мстёра

Здешние миниатюристы издревле отличались светлым, оптимистичным взглядом на мир. Иначе как объяснить яркую праздничность их работ? Они практически не использовали черную краску. Они не считали, что яркие фигуры выглядят эффектнее на черном фоне. Все их работы полны чудесного света. Такую шкатулку хорошо поставить дома на видном месте: она будет поднимать настроение.

В настоящее время наблюдается тенденция к взаимовлиянию разных стилей лаковых миниатюр. Это и хорошо, и плохо. С одной стороны, происходит взаимообогащение. С другой стороны, страдает уникальность.

К счастью, многие художники-миниатюристы стремятся придерживаться древних традиций. Особенности конкретных стилей изучаются и бережно воспроизводятся в новых прекрасных работах.




Автор: ВОтпуск.ру
Дата публикации: 15.09.2021

Фотографии

Популярные статьи








Это интересно







Что почитать






Вопросы и отзывы

Задать свой вопрос