Музей Кьярамонти

promo-img

Музей Кьярамонти является жемчужиной Ватикана и объектом культурного наследия. Коллекция музея поражает своим разнообразием и раритетными экспонатами. Давняя история, оригинальные экспозиции, уникальный коллекционный фонд — все это привлекает тысячи туристов со всего мира.

Общая информация

Исторические корни достопримечательности уходят в начало 19 века, когда Папа Пий VII выступил с инициативой создать музей, посвященный римскому искусству скульптуры.

Папу поддержал выдающийся итальянский архитектор Антонио Канова, после чего началось активное строительство. Настоящая фамилия папы Пия — Кьярамонти — вошла в название нового музея.

В период с 1805 по 1807 годы были завершены основные работы, и музей открыл свои двери первым посетителям. Пространство музея состоит из нескольких зон:

  • главная часть (Коридор);

  • Braccio Nuovo (новое крыло);

  • Galleria Lapidaria.

Каждая часть музея представляет собой несколько залов, объединенных по тематическому принципу. Например, в Коридоре расположено 62 секции, посвященные классической античной скульптуре. Общее количество экспонатов насчитывает более 800, включая миниатюрные бюсты и монументы.

Новое крыло было пристроено к основному корпусу музея в 1822 году. Над проектом работал архитектор Рафаэль Стерн. Braccio Nuovo представляет собой просторный зал с многочисленными нишами для скульптур. Кроме монументов времен античности, в зале находятся скульптуры, изображающие героев греческой мифологии, а также видных римских деятелей.

Галерея Лапидария славится внушительной коллекцией древних надписей и табличек на римском и греческом языках. Коллекцию начал собирать папа Бенедикт IV, а продолжил Пий VII.


Особенности скульптур

В музее Кьярамонти собрано уникальное скульптурное наследие эпохи эллинизма, которая отличалась своей спецификой и определенным стилем. Одной из ярких черт новых веяний в искусстве скульптуры считалось появление сложных композиций, состоящих из разных фигур.

Как правило, мастера тщательно продумывали будущее произведение искусства. Центром композиции являлась ключевая фигура мифологического героя, окруженная множеством миниатюрных скульптур. Подобные композиции обладали определенным смыслом и выполняли эстетическую функцию.

Новый подход в сфере скульптуры сформировал иное понимание этого вида искусства в эллинистическую эпоху. Каждая скульптура воспринималась как некий знак, позволяющий видеть мифологических героев в физическом воплощении.


Коллекция скульптур

Коллекционный фонд музея состоит из артефактов, найденных в разное время. Среди многочисленных монументов особо популярными являются:

  • Демосфен;

  • Август;

  • Силен и Дионис;

  • Нил;

  • Дорифор и др.

Скульптуры демонстрируют высочайшее мастерство римских и греческих мастеров и расположены в музее по тематическому принципу. Одна из зон музея посвящена греческой мифологии, а другая — значимым страницам римской истории.

5b652b4e44f5434c5aa3e7108d90b9a3.jpg

Автор фото: Carole Raddato. Источник: Википедия

Дорифор

Скульптура относится к самым известным статуям античного периода. Работа выполнена скульптором Поликлетом, который стремился воплотить в Дорифоре (с греч. — «копьеносец») свое понимание архитектурных классических канонов.

Изюминкой Поликлета считалась его способность изображать именитых олимпийских чемпионов в состоянии полного покоя или триумфа после победы. Особенностью стиля мастера стала постановка фигуры будущей скульптуры, которая опиралась на одну ногу. Такое положение тела казалось Поликлету естественным и гармоничным, так как горизонтальные оси не были параллельны друг другу.

Скульптура была создана в 450-439 гг. до нашей эры, когда Поликлет был подвержен влиянию идей Пифагора о золотом сечении. Эта идея идеально вписывалась в представления скульптора о физике человеческого тела. Свой новый стиль Поликлет назвал «Канон», а в основу ритмической композиции положил принцип смещенного движения тела.

Например, Дорифор изображен напряженным с правой стороны, а левая сторона его тела выглядит расслабленной, но при этом совершающей движения. Поликлет большое внимание уделял распределению напряжения в конечностях скульптуры. Он видел в этом высоту мастерства скульптора и возможность создавать идеальные монументы.

Скульптуру Дорифора специалисты называли образцом классического contrapposto, что в переводе с итальянского значит «противоположность». Этот прием использовался скульпторами для того, чтобы противопоставить положение левой стороны тела к правой. Такой прием стал настолько популярен, что долгое время применялся в процессе создания скульптурных шедевров.

Божество Нил

Скульптурная композиция стала открытием для своей эпохи. Экспонат был создан в первом веке и является копией из мрамора, сделанной в соответствии с оригиналом неизвестного мастера из Александрии. Обилие деталей и фигур сделало композицию узнаваемой во всем мире.

Нил считался признанным древними греками первым фараоном Египта и божеством, давшим людям оросительную систему. Бог изображен в виде мужской фигуры, олицетворяющей силу. Сын Океана наделен лицом с мужественными чертами.

Он лежит в расслабленной позе на торжественном ложе, а вокруг него забавляются шестнадцать младенцев. Они являются символами могучей реки Нил и одновременно являются детьми божества. Один из них задорно играет с отцом, взбираясь по руке, другой карабкается по сильной ноге Нила.

В ногах божества лежит крокодил — вечный обитатель Нила, а в руках бог держит корзину, наполненную зерном. Это символизирует плодородные земли великой реки и высокую урожайность.

Особенность скульптуры заключается в том, что центральная фигура Нила выполнена в статичном положении, а младенцы созданы в состоянии движения. Некоторые специалисты считают, что добавление в скульптурную композицию фигур Сфинкса, гроздей винограда, ростков пшеницы сильно перегружают её. Однако скульптура Нила до сих пор остается одной из самых известных в музее Кьярамонти.

6af6541e9d2048571ae135d25867ce9e.jpg

Автор фото: Daderot. Источник: Википедия

Август

Удивительный экспонат был обнаружен в 1863 году в месте раскопок виллы жены императора Августа. Виллу нашли поблизости от Рима в районе, называемом Прима-Порта. В связи с этим скульптура получила название Август из Прима-Порта.

Историкам удалось установить, что статуя является точной мраморной копией оригинала из бронзы, созданного по просьбе Римского сената в 21 году до нашей эры. Скульптура выделяется среди других тем, что в отличии от большого количества подобных статуй, изображает реальное лицо Октавиана Августа.

Правитель изображен стоящим на постаменте в величественной позе с поднятой вверх правой рукой. Он облачен в праздничное одеяние, а у его правой ноги можно увидеть небольшую фигуру ангела.

Положение тела Августа и его одежда дали основания специалистам предполагать, что скульптор запечатлел момент произнесения императором речи перед своими сторонниками. Смысл послания заключался в призыве начать войну с Антонием, который считался главным противником Августа и нарушителем законов Цезаря.

Дионис и сатир

Дионис играл важную роль в греческом пантеоне богов, поскольку отвечал за развлечения, виноделие, театральное искусство и виноградарство. Он изображается вместе с сатиром — неотъемлемым спутником божества и его близким другом.

Скульптуру обнаружили в эпоху Пия VI, который был активным коллекционером античного искусства. Археологи проводили раскопки в районе руин поместья Тенута-ди-Морена, где располагалась вилла Лициниев. Скульптура настолько всех поразила, что сразу была отправлена в Ватикан, который заплатил за шедевр крупную сумму.

Дионис изображен стоящим на постаменте и облокотившимся на плечо своего верного помощника сатира. В одной его руке находится кубок с вином, а другая накрывает голову, украшенную венком из виноградных лоз. У ног божества сидит пантера, смотрящая на лицо своего хозяина.

Сатир поддерживает Диониса с помощью одной руки, а во второй держит пастуший посох. С двух сторон скульптуру обрамляют два ствола дерева, на которых висит сиринга и виноградная лоза.

Скульптурные портреты

Отдельную часть экспозиции занимают скульптурные портреты, выполненные из разных материалов. Как правило, такие портреты заказывали для политических деятелей и выдающихся личностей. В коллекции музея хранятся ценные скульптурные портреты, позволяющие изучать специфику стиля римских и греческих мастеров.

4d3e7dbd54272d6d04ef485c5e044a4c.jpg

Автор фото: Fabrizio Garrisi. Источник: Википедия

Бюст Марка Антония

Бюст великого полководца относится к 70 году нашей эры и был обнаружен в 1830 году возле Пор­та Мад­жо­ре. Авторство бюста установить не удалось, однако специалисты определили индивидуальный стиль, свойственный эпохе расцвета греческой скульптуры.

Лицо Марка Антония изображено повернутым к левому плечу, наделено невыразительными чертами, из-за чего оно выглядит пухлым. Знатоки скульптуры отмечают, что лицо политика кажется изнеженным, безэмоциональным и не имеет определённого выражения.

Марк Антоний смотрит прямо, а взгляд его печален и выражает отчаяние. Волосы выполнены искусно, представляя собой вытесанные из мрамора кудри и локоны, красиво уложенные назад.

Старик в покрывале

Бюст считается образцом классического республиканского скульптурного портрета эпохи Древнего Рима. Бюст является частью монумента римлянина, голова которого покрыта одеялом, поскольку это важный ритуал во время жертвоприношения.

Исследователи скульптуры сравнивают работу мастера с великолепной резьбой по дереву. В качестве материала для бюста использовался мрамор, который не позволяет в деталях изобразить черты лица человека. Однако скульптору удалось подчеркнуть глубокие морщины и показать мимику старика с удивительной точностью.

Мастер владел интересной техникой, позволяющей выполнить каменное покрывало во всех деталях. При взгляде на него создается впечатление невесомости и струящейся ткани. Подобные приемы начали использоваться в римском стиле в начале первого века нашей эры.

Триумвир Лепид

Скульптура была обнаружена среди других артефактов в 1831 году вблизи городка Тор Сапиенца и относится к периоду 99-118 года нашей эры. Бюст изображает знаменитого политического деятеля эпохи Юлия Цезаря, Марка Эмилия Лепида.

Лепид занимал высокое социальное положение при Цезаре, однако не обладал выдающимися умственными способностями. Историки отмечают, что он играл важную роль в политической жизни Рима благодаря исключительно своему богатству и связям. Современники описывают его как слабохарактерного и безынициативного человека, который не мог самостоятельно принимать серьезные решения.

Именно таким и изобразил скульптор Лепида и воплотил его характер в бюсте из желтого мрамора. Глубоко посаженные глаза, напряженный лоб, тонкие губы и нос выполнены с невероятной точностью.

ab740db47e58e0c2fbfc1bdbcc67c697.jpg

Автор фото: xiquinhosilva. Источник: Википедия

Галерея Лапидария

Эта часть музея Кьярамонти относится к особо ценным, поскольку здесь хранятся редкие реликвии. Галерея (Galleria Lapidaria) считается крупнейшей в мире и располагается в южной части музея, где есть коридор, соединяющий дворец Бельведер и Ватикан.

Лапидарию основал папа Климент XIV в 18 столетии и назвал ее Галерея Браманте по фамилии архитектора, который разработал проект собора Святого Петра в Ватикане. Постепенно коллекция пополнялась благодаря усилиям меценатов и понтификов.

Со всего мира было собрано более 3600 артефактов, представляющих собой особую значимость для древнеримской религии и христианства. Коллекционный фонд галереи составляют:

  • таблички с надписями;

  • саркофаги;

  • алтари.

Многочисленные таблички со священными надписями развешаны на стенах галереи, а на полу можно увидеть саркофаги и фрагменты старинных фундаментов, на которых запечатлены орнаменты римской и греческой архитектуры.

Часть из надписей на табличках до сих пор не удалось расшифровать специалистам. В последнее время галерея в основном функционирует как научно-исследовательский центр, в котором изучаются религиозные писания и специфика античной архитектуры.

Вход в галерею разрешен только по специальным пропускам с указанием цели визита и времени. Такое решение было принято руководством музея для того, чтобы специалисты могли работать в спокойной обстановке над изучением реликвий. Туристам разрешается посещать галерею небольшими группами в строго отведенное время.

Информация для посетителей

Музей Кьярамонти является неотъемлемой частью музея Ватикана и открыт для посетителей все дни кроме воскресенья. Прийти в музей на экскурсию можно с девяти часов до шести часов вечера.

Последних посетителей музей принимает не позднее четырех часов дня. В воскресенье и праздничные дни музей закрывают, чтобы обновить коллекцию и провести технические работы.

Билет лучше приобретать заранее, так как музей пользуется популярностью. Купить билет можно как на официальном сайте, так и непосредственно в кассе около входа. На входе в музей также есть возможность взять аудиогид с полным описанием экспонатов на разных языках.

Стоимость взрослого билета составит 17 евро, а детский билет обойдется в 9 евро. Для студентов и пенсионеров действует гибкая система скидок, а дети до шести лет могут пройти в музей бесплатно.

Чтобы добраться до музея, необходимо доехать на любом виде транспорта до станции Термини. Из аэропорта Леонардо да Винчи до Термини ходит удобный экспресс-поезд. В черте города множество автобусов доставляют туристов до музея. Еще один вариант добраться до музея — воспользоваться такси или арендовать автомобиль.

Понравилась статья?

Подпишитесь на наш канал и не пропустите новые статьи!

Комментарии

Погода в Ватикане

Сегодня 26 апреля
+15
sun
дождь
Сб 27 апреля
+17
sun
пасмурно
Вс 28 апреля
+22
sun
пасмурно
Пн 29 апреля
+24
sun
небольшая облачность
Вт 30 апреля
+25
sun
облачно с прояснениями
Подробнее arrow

Музей Кьярамонти на карте

Расположение объекта Музей Кьярамонти на интерактивной географической карте.

Добраться самостоятельно до Ватикана


Что рядом с Музеем Кьярамонти?

Музей Кьярамонти находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона. В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Статьи про Ватикан

Тайны библиотеки Ватикана
eye
2393
Тайны библиотеки Ватикана Ватикан
Апостольская библиотека – это настоящее сокровище Ватикана, уникальное огромное хранилище книг, инкунабул, рук...
читать далее
Что посмотреть в Ватикане
eye
4017
Что посмотреть в Ватикане Ватикан
Самое маленькое в мире официально признанное государство Ватикан – это территория Святого Престола и рез...
читать далее
Как добраться до Ватикана Ватикан
Самое маленькое из официально признанных мировых государств, Ватикан никогда не страдает отсутствием внимания...
читать далее
Где находится Ватикан? Ватикан
“Где находится Ватикан?” – любопытно знать интересующимся местными храмами, садово-парковыми ансамблями, музея...
читать далее
Экскурсии в Ватикане Ватикан
Ватикан не такое большое государство, поэтому, люди не понимают, как тут может быть проложено несколько экскур...
читать далее
История Ватикана
eye
2484
История Ватикана Ватикан
Сколько времени длится история Ватикана – спорный вопрос. Эти земли были заселены ещё в период Древнего Рима....
читать далее
Символ Ватикана
eye
4442
Символ Ватикана Ватикан
Столица Италии славится находящимся на ее территории карликовым государством Ватикан: путешественникам удастся...
читать далее
Рождество в Ватикане
eye
3771
Рождество в Ватикане Ватикан
Во всём христианском мире Рождество - один из самых любимых праздников. Особенно пышно и весело отмечают его ж...
читать далее
Герб Ватикана
eye
4558
Герб Ватикана Ватикан
Самое удивительное государство в мире занимает крошечную территорию в центре Рима и в то же время не имеет гра...
читать далее
Традиции Ватикана
eye
4948
Традиции Ватикана Ватикан
Расположенное в самом сердце итальянской столицы государство-анклав Ватикан – единственное в своем роде. На ег...
читать далее
Туры в Ватикан
eye
4030
Туры в Ватикан Ватикан
Менее половины квадратного километра занимает территория этого государства на карте мира, но его влияние на ум...
читать далее
Транспорт в Ватикане
eye
2473
Транспорт в Ватикане Ватикан
Учитывая размер государства, транспорт в Ватикане располагает довольно развитой транспортной системой (она явл...
читать далее

Другие достопримечательности в Ватикане

Собор Святого Петра в Ватикане

Собор святого Петра в Ватикане – это та достопримечательность, которую нельзя пропустить, оказавшись в...

Ватиканские дворцы

Ватиканские дворцы образуют один из самых великолепных монументальных архитектурных комплексов мира. Их строительство началось в...

Сикстинская капелла

Сикстинская капелла - огромная и всемирно известная часовня в Ватиканском дворце (он же — Апостольский...

Статьи набирающие популярность

Гора Митридат в Керчи Горы
eye
2947
История Большого Гатчинского дворца Дворцы
eye
3350
Лучшие музеи Стамбула Музеи
eye
2805
Все статьи arrow
vk-share
Вконтакте
vk-share
Одноклассники
vk-share
Скопировать