Успенский собор

Подробная информация о достопримечательности. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

Успенский собор Фото: Успенский собор

Фото и описание

Успенский собор во Владимире входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это уникальный памятник домонгольского зодчества, в котором сохранились фрески Андрея Рублева и Даниила Черного.

История храма

Успенский собор построен в 1158-1560 гг. Князь Андрей Боголюбский сделал Владимир своей столицей и начал в нем новое помпезное строительство. Были приглашены лучшие мастера — по некоторым сведениям, часть из них прислал сам Фридрих Барбаросса. Новый храм был выше, чем знаменитые киевская и новгородская Софии.

В 1185 году случился пожар, который уничтожил часть росписей и храм был обновлен и переделан. Это случилось при следующем князе — Всеволоде Большое Гнездо, младшем брате Андрея. Именно при нем Владимирское княжество стало самым обширным и могущественным из русских земель, а Успенский собор был главным ее храмом и усыпальницей правителей: и Андрей Боголюбский, и его сыновья, и сам Всеволод были похоронены там.

В эти годы Успенский собор был обнесен широкими закрытыми галереями, а в старых стенах были сделаны арки — получилось, что старый храм как бы находится внутри нового. Часть резьбы была перенесена на новые внешние стены, часть выполнена заново. Ученые спорят о том, был ли первоначальный храм пятиглавым или одноглавым, но у нового храма совершенно точно было уже пять глав.

В 1238 году собор горел при штурме Владимира татаро-монгольскими войсками, но сильно пострадал только интерьер, а внешний облик остался неизменным. В XIV веке при Дмитрии Донском он заново расписывается артелью Андрея Рублева и Даниила Черного. К XVIII веку здание сильно обветшало. В начале XVIII века перестройке подверглась крыша собора — ее заменили на обычную четырехскатную. Но состояние его по-прежнему оставляет желать лучшего.

В 1769 году Владимир посетила Екатерина II. Она выделила 14 тысяч рублей на ремонт древнего храма. В процессе этого ремонта забелили старые рублевские фрески и разобрали иконостас. Вместо старого поставили резной барочный в духе нового времени. Вырезали его мастера Калистрат и Степан Бочкаревы. Иконы в него поместили тоже новые — работы владимирского иконописца Строкина.

В самом начале XIХ века были срыты земляные валы старой крепости, а храм был обнесен новой оградой. В 1810 году была построена новая колокольня взамен старой, в которую попала молния. Колокольня была построена уже в стиле классицизма, но сделана так, чтобы вписываться в общий ансамбль – например, ее гипсовые украшения отчасти повторяют белокаменную резьбу храма. На первом этаже колокольни была устроена часовня. В 1862 году по проекту Н. Артлебена перестраивается теплый придел Георгия Победоносца – теперь он соединяет храм и колокольню. В эти годы постепенно начинается открытие древних фресок собора.

Собор в XX-XXI веках

С 1917 года здесь служит знаменитый Сергий Старгородкий, будущий патриарх. Он был поставлен Владимирским митрополитом в 1917 году, в 1922 году принял обновленчество, а потом отрекся от него. Следующий владимирский архиепископ - Николай Добронравов - служил здесь с 1923 по 1925 годы, а в 1937 был расстрелян на Бутовском полигоне. Сейчас почитается как святой. В память о нем установлена памятная табличка на Георгиевском приделе храма.

В 1922-23 году изымаются все ценности, а в Георгиевском приделе устраивается филиал музея. Поначалу это музей церковных древностей, потом — антирелигиозный отдел владимирского музея. В предвоенные и военные годы храм некоторое время стоит практически заброшенным и за уникальными фресками никто не ухаживает. Но 1944 году храм вновь открывается, и его немного приводят в порядок и снаружи и изнутри. В 50-х годах тогда же в здание проводится новая отопительная система, которая нормализует температурные режим.

Последняя реставрация проводилась в 1974-82. Тогда же были восстановлены погребения в нишах с надписями. В 1995 году у западной стены храма появился памятник Андрею Рублеву скульптора О. Комова, а в начале 2000-х – поклонный крест перед храмом и памятный знак 600-летию Владимирской епархии.

Сейчас храм действует как кафедральный.

Владимирские святые

История Успенского собора связана с трагическими событиями 1238 года, когда Владимир был разорен татаро-монгольскими войсками, и погиб и сам владимирский князь Юрий Всеволодович, и вся его семья, кроме одной дочери.

Князя Юрия убили в битве на реке Сити или Сети. Младший сын Юрия Всеволодовича, Владимир был захвачен в плен. Татары предложили сдать город в обмен на его жизнь, но защитники отказались, и тогда Владимир был казнен у Золотых ворот. Ипатьевская летопись рассказывает, что когда стало понятно, что города не уберечь, два других брата — юные Всеволод и Мстислав — постриглись в монахи и отправились на переговоры, но были жестоко убиты. Во время последнего штурма Владимира в Успенском храме заперлась княгиня Агафья Всеволодовна, с дочерьми, внуком и снохами, и владимирский епископ Митрофан. Все они приготовились к смерти и приняли иноческий образ. Татары подожгли храм, и все, укрывшиеся в нем, погибли.

Все они были погребены тут же, в Успенском соборе, после того, как он был отремонтирован. В 1645 году тело Юрия Всеволодовича было найдено нетленным, и в том же году он сам и его семья были канонизированы.

В 1702 году был канонизирован также Андрей Боголюбский. После революции мощи были вскрыты, исследованы и поставлены в Георгиевском приделе в составе музейной экспозиции. Тело Андрея Боголюбского много лет исследовалось, и было передано Церкви только в 1987 году.

Еще один святой – это сын Андрея Боголюбского Глеб. Летописных сведений о нем не сохранилось, есть только житийные. Он умер не дожив до двадцати лет незадолго до гибели своего отца, а при жизни отличался благочестием и кротостью и был очень любим в народе. Он стал почитаться как местночтимый святой еще с начала XVII века – считается, что в 1608 году город был избавлен от литовского нашествия именно благодаря молитве к нему. В 1702 году его тело было найдено нетленным – и он был канонизирован вместе со своим отцом.

В соборе хоронили не только князей, но и епископов. Канонизирован святитель Митрофан, который в самом начале XIV века сделал Владимир центром русской митрополии.

Сейчас захоронения являются главной святыней собора.

Фрески Успенского собора

В соборе сохранилось несколько фрагментов первоначальных росписей — 1161 и 1189 годов. Это изображения двух святых на северной стене предела Андрея Боголюбского и несколько орнаментальных фрагментов. Но, конечно, самое главное здесь — это фрески Андрея Рублева и Даниила Черного, датируемые 1408 годом. Успенский собор — храм, где живописи великих художников сохранилось более всего — более трехсот кв. метров.

Неудивительно, что мастера были присланы сюда из Москвы. Московские князья — прежде всего, Дмитрий Донской, считали себя преемниками владимирских и заботились о красоте родовой усыпальницы и древнего храма, который был связан с исторической памятью.

Эти фрески пережили многое. Они ветшали, трескались и осыпались, а при Екатерине II были забелены. Новое их открытие происходило уже с середины XIX века: они начинаются постепенно открываться и реставрироваться. Часть рублевских фресок была открыта в 50-е годы XIX века, часть – в 80-е. Большая реставрация произошла сразу после революции, когда в 1917 году сюда была направлена комиссия под руководством художника И. Грабаря. Фрески в их современном состоянии – результат реставрации 80-х годов XX века.

Крайне трудно различить, кто является автором конкретных сюжетов этих фресок. Здесь работало два мастера с похожими, но все-таки индивидуальными манерами – Андрей Рублев и его друг Даниил Черный – и целая артель помощников, потому что такие фрески не пишутся в одиночку.

Лучше всего сохранилась фреска «Страшный суд» на западных сводах – ее уверенно приписывают именно Андрею Рублеву. Отличительная особенность его живописи— в ее умиротворённости. Даже Страшный суд рассказывает не столько о гневе на грешников, сколько о милости к праведникам и прощении. И сейчас эта живопись создает впечатление удивительного света и радости, а когда-то и краски были гораздо ярче и глубже.

Фрески «Лоно Авраамово» и «Шествие праведников в рай» скорее всего были исполнены другим иконописцем. Они более традиционны и у изображённых им святых немного другие типы лиц. Но и эта живопись воздушна и изящна. Она идеально вписана в архитектуру храма и подчеркивает его объёмы, увеличивает количества света.

Сейчас древние фрески по-прежнему под угрозой, и их сохранение — предмет пристального внимания реставраторов. Дело в том, что в действующем соборе очень сложно соблюдать температурный режим, барочный иконостас копит на себе пыль и копоть, так что ученые наблюдают за судьбой уникальных росписей с тревогой.

Интересные факты

  • Благодаря вскрытию мощей Андрея Боголюбского, у нас появилась возможность увидеть его облик. Его череп исследовался в начале 40 гг. и М. Герасимов выполнил свою знаменитую реконструкцию. В начале XX века были проведены новые исследования и сделана еще одна реконструкция, отличающаяся от герасимовской.
  • Иконы из разобранного иконостаса Успенского собора сейчас находятся в Третьяковской галерее. Специалисты спорят, является ли их автором сам Андрей Рублев или кто-то из его подражателей.

На заметку

Местоположение. г. Владимир, ул. Большая Московская, 56.

Как добраться. Как добраться. Электричкой с Курского вокзала или автобусом от м. Щелковская до Владимира, далее троллейбусами №5, 10 и 12 до центра города, или вверх по лестницам до Успенского собора. Вход свободный.

Официальный сайт собора: http://sobor33.ru/













Фотографии




Карта

Расположение объекта Успенский собор на интерактивной географической карте.
Загрузить карту
Большая карта






Успенский собор: что рядом?

Успенский собор находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона. В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.
Популярные города и курорты городов Золотого Кольца:


Теги







Это интересно







Интересное


Что почитать
Открыть все