Фаду — португальский «жестокий романс»

Уникальная музыка Португалии, один из символов страны, фаду уже давно известен всему миру, признан ЮНЕСКО. И второе столетие продолжает удивлять и тревожить сердца слушателей.
Для Португалии фаду то же самое, что для России романс. Говоря общепринятым языком – одна из составляющих культурного кода страны. На самом деле – возможность заглянуть в душу.
И музыка, и подача напоминает романсы, но эмоции в южной стране более утрированы. Даже не понимая слов, по манере исполнителя можно понять чувства фаду – одиночество, печаль, ностальгия.
Название произошло от латинского «фатум» – судьба, рок. Очень точно отражает главный мотив и содержание песен фаду: тоска по несбыточной любви или по покинутой родине, мучительное расставание и т.п.
Вся эта драматичная смесь по-португальски называется «саудад». При этом дословного перевода в русском языке нет. Видимо потому, что фаду – не только музыкальный жанр, это целая философия смирения с нелегкой судьбой.
Музыка непростая, как сама жизнь
Как же появился на португальской земле этот «жестокий романс»? Из истории страны. Вспомним, как в XVI веке смелые мореплаватели открыли новые земли на другом полушарии. Затем в эти колонии поехали эмигранты – в надежде разбогатеть и вернуться в Португалию.
Но возвращались немногие. Жизнь большинства колонистов оказалась нелегкой: изнурительная работа на чужой земле и в непривычном климате, вдали от близких и родины. Сожаления об утраченном, грусть по семье сохранились в этнической памяти поколений, стали частью португальского характера.
Эта меланхолия выражена в пословице: «Если возлюбленная изменила, испанец ее убьет. А португалец уплывет на лодке в море и станет страдать». В музыке она выразилась в фаду. Где соединились бразильские и арабские мотивы с балладами моряков. Так появилась песня-воспоминание, песня-исповедь.
Родился меланхолический жанр в бедных кварталах Лиссабона в начале XVIII века. Бедняки с философской покорностью жизни пели вечерами, после тяжелой работы, о своих печалях.
К середине века исполнители фаду появились в португальских кабачках. Представителям состоятельных слоев тоже понравились минорные мелодии. Под них было приятно размышлять об иллюзорности жизни и прочих надуманных печалях довольства и роскоши.
Так, к концу XVIII века фаду становится модным в высших слоях. И уже в начале следующего столетия из фольклорного превращается в профессиональный жанр.
В XX веке случился некоторый спад фаду. К нему не пропал интерес, нет. Но политический строй в стране в течение 40 лет не давал ему развиваться – из-за жесткой цензуры.
Ренессанс музыки начался в конце столетия, а в наше время фаду переживает невероятный подъем. В 2011 году ЮНЕСКО внесло его в список нематериального культурного наследия планеты.
Главные легенды фаду
Очень красивая легенда – о первой исполнительнице, Марии Севере. Считается, что это реальная история, просто мифологизированная. Портретов Марии не сохранилось. Но на экскурсиях обязательно расскажут о бедной красивой девушке с необыкновенно глубоким голосом.
Достоверно известно, что она была очень музыкальна и артистична, в совершенстве владела гитарой. У популярной исполнительницы случился роман с отпрыском богатой семьи.
Влюбленный в простолюдинку граф ввел ее в гостиные богатых домов. Утверждают, что благодаря музыкальному таланту Марии песни лиссабонских трущоб и проникли в высшее общество.
Далее были тяжелый разрыв с возлюбленным и ранняя смерть девушки от тоски. Легенды преподносят историю красиво и драматично. Все в рамках жанра.
Судьба Марии стала настолько значимой для фаду, что день ее смерти – 18 ноября 1846 года – назначили официальной датой рождения музыки как самостоятельного жанра. Хотя фаду появился за пару десятилетий до этого.
Современной легендой в XX веке стала Амалия Родригеш. Как жанр символизирует Португалию, так эта певица олицетворяет фаду. Она покорила все страны мира – сильным голосом и эффектной внешностью. Ее биография соответствует формату жанра.
Родом из бедной многодетной лиссабонской семьи Амалия стала певицей – благодаря таланту и сильному характеру. Ее называют и «голосом Португалии», и «королевой фаду». Благодаря этой певице этот жанр стал популярен в мире. Ее голос заставлял замирать сердца зрителей, даже не понимающих ни слова по-португальски.
Когда Амалия скончалась, в Португалии был объявлен национальный траур.
Атрибуты и темы
Исполнителя фаду – и мужчину, и женщину – называют фадишта. Драматичная манера первой фадишты, Марии Северы, стала каноном. Все последующие поколения женщин выступают в черной шали, как Мария. Мужчины – в черном костюме.
Исполнение фаду всегда традиционно: соло под аккомпанемент гитары. Она может быть классической или португальской – виолой, напоминающей формой мандолину.
Когда-то это был простенький инструмент. Сегодня виола, как правило, изготовляется из ценных пород, украшается инкрустациями. В общем, произведение искусства. Только звук остался прежним, резонирующим.
Исполнители фаду скупы в жестах. Все сложные эмоции выражаются голосом. То есть, фаду – для настоящих голосов, которые не заменишь ужимками на сцене.
Темы песен сегодня стали разнообразнее. Они включают все происходящее в жизни. И даже политику. Неизменным остается только печально-элегическое исполнение.
Изменился традиционный исполнительский стиль фаду в Коимбре. Когда-то город был древней столицей Португалии. Позднее стал студенческой столицей страны. И фаду сюда привезли именно студенты, во второй половине XIX века.
Традиционные песни разных регионов смешались, стали более интеллектуальными и романтичными. И более оптимистичными. В Коимбре основные исполнители – мужчины. К черному костюму добавляется черный же плащ с металлическим украшениями.
Основные темы песен:
- состояние души молодого человека
- студенческая романтика
- любовь к своей стране.
Понравилась статья?
Подпишитесь на наш канал и не пропустите новые статьи!


Комментарии