Вопрос о том, как появились маяки, интересует многих туристов, восхищающихся этими береговыми сооружениями, посещающих основанные в них рестораны и музеи, а иногда и останавливающихся в отелях, в которые превращены некоторые «стражи моря». Конечно, сохранились и действующие маяки, которые все еще продолжают сигнализировать проходящим кораблям о береговых опасностях. Однако таких башенок остается все меньше, ведь современные суда предпочитают ориентироваться на сигналы, подаваемые со спутников.
В те времена, когда люди еще не придумали строить высокие цилиндрические или пирамидальные башенки, которые были бы видны издалека, мореплаватели ориентировались на какие-то выдающиеся природные объекты: высокие вершины, вулканические пики, причудливой формы скалы, выдающиеся в море мысы или даже просто крупные деревья. Но заметить подобные «зацепки» можно было только при свете дня.
Чтобы ночью не попасть в опасное течение или не посадить свой корабль на рифы, пришлось придумывать особые ориентиры. Древние люди приспособили для этих целей костры. Пожалуй, впервые в мировой литературе мы встречаем упоминание о подобных кострах-ориентирах в гомеровской «Одиссее». Ярко горящими кострами отмечали путь для Одиссея жители его родного города.
Такие прообразы маяков зажигали в специально отведенных местах. Площадки для хвороста были приподняты над землей, чтобы костер или дым от него было видно даже тогда, когда землю было не разглядеть.
Через некоторое время костер стали разводить на каменных башенках. Именно их можно считать первыми в истории маяками.
Маяки, которые напоминали бы современные постройки, появились не сразу. История донесла до нас многочисленные описания Александрийского маяка, который также называют Фаросским. Он считается самым древним маяком мира. К сожалению, его сейчас нельзя увидеть воочию: он был разрушен около 5 веков тому назад.
О Фаросском маяке известно многое:
Несмотря на то, что Александрийский маяк был построен из прочного мрамора, время его не пощадило. Он долгое время исправно выполнял свои функции, хотя и не раз страдал от землетрясений. Наибольшие разрушения маяк получил во время подземных толчков 1182 года. Тогда от башенки остался только нижний ярус. В 1317 году исчез и он. От некогда величественной постройки еще чуть меньше, чем пару столетий, сохранялся только фундамент.
Наконец, в 1480 году мамлюкский султан аль-Ашраф Каит-бей решил, что место, где раньше возвышался Фаросский маяк, очень подходит для военной крепости. Так, на руинах Александрийского маяка появилась цитадель Каит-бей, которая сохранилась до наших дней.
В настоящее время ходят слухи, что египтяне планируют восстановить Фаросский маяк для привлечения туристов.
Русское слово «маяк», скорее всего, происходит от древнерусского «маяти», что можно перевести как «махать». Есть и еще одно объяснение происхождения названия этих сооружений. Может быть, это слово было заимствовано из польского языка. Маяками поляки называют миражи.
Первые прообразы маяков на Руси появились лишь тогда, когда мореходы осознали, что без поддержки с берега им никак не обойтись. Произошло это после XVI века, когда стали осваиваться морские пути из Архангельска к английским островам.
В ориентирах нуждались и поморы, которые высаживались на северных землях для добычи рыбы и морских обитателей. Поморы не жгли костров, а просто устанавливали на берегах приметные сооружения – кресты, нагромождения камней. На карты все эти метки были занесены только в XVIII веке.
Первые маяки стали строиться при Петре I – императоре-реформаторе, основателе русского флота. Те маяки представляли собой железную клетку с дровами, которая стояла на утрамбованной земляной площадке.
Лишь в начале XIX века власти Российской империи стали уделять достаточное внимание постройке и содержанию маяков.
Комментарии