Храм Христа Спасителя

Подробная информация о достопримечательности. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

Храм Христа Спасителя Фото: Храм Христа Спасителя

Фото и описание

Главный православный храм России называется Кафедральным соборным храмом Рождества Христова. Он больше известен как храм Христа Спасителя, который был вновь отстроен в Москве на Волхонке взамен разрушенного в 1931 году. Престольный праздник отмечается в соборе 7 января в честь Рождества.

История первого храма

Победа в Отечественной войне 1812 года вызвала подъем патриотических настроений в русской армии. Один из генералов, участвовавших в войне, предложил построить храм, который стал бы памятником всем погибшим на полях сражений с наполеоновской армией. Идея генерала Петра Кикина о возрождении традиции возведения обетного храма была принята с воодушевлением, ведь подобная практика существовала на Руси еще в домонгольский период. Церкви и соборы в честь одержанной победы над захватчиками уже были построены и в Киеве, и в Москве.

25 декабря 1812 года император Александр I высочайше повелел своим манифестом возвести храм во имя Христа Спасителя, потому что именно провидение Божие, по мнению народа, спасло русскую землю от французов. Был объявлен конкурс на лучший проект, в котором приняли участие десятки художников и архитекторов из России и зарубежья. В их числе были весьма известные к тому времени Андрей Воронихин и Василий Стасов. В результате победу одержал художник Карл Витберг, которому на момент планирования строительства не исполнилось и тридцати лет. Величие и грандиозность его замысла сравнивали с Соломоновым храмом.

Для строительства выбрали Воробьевы горы, называемые императором Александром I «короной Москвы». 12 октября 1817 года исполнилось пять лет со дня освобождения столицы от французов. В этот символичный день первый храм на Воробьевых горах был торжественно заложен в присутствии членов императорской семьи и иностранных монарших особ.

Земляные работы, улучшение водоотводного канала, доставка на Воробьевы горы каменных материалов – все эти этапы реализации проекта требовали значительных денежных вложений и людских ресурсов. Для строительства привлекли около 20 тысяч крепостных и потратили более 16 миллионов рублей, но за семь лет не был закончен даже нулевой цикл. Кроме того, выяснилось, что почва на выбранном месте не имеет должной надежности. Проект остановили, а причастных к ущербу, нанесенному казне, оштрафовали на миллион рублей. Архитектор Витберг уехал в ссылку в Вятку.

Храм по проекту Константина Тона

Новое место, выбранное под строительство собора, находилось на Волхонке. Для реализации проекта, разработанного архитектором Тоном, пришлось снести Алексеевский женский монастырь, существовавший в центре Москвы с XVII века. По этому поводу игуменья обители произнесла пророческую фразу, что выбранное место рано или поздно вновь окажется пустым.

В 1837 году стартовал первый этап строительных работ, которые велись более сорока лет. Наружные леса были демонтированы в 1860 году, но отделка продолжалась еще два десятилетия. Интерьеры храма украшали известные русские художники – Василий Верещагин, Иван Крамской и Василий Суриков. Горельефы выполнили скульпторы Александр Логановский и Николай Ромазанов.

Собор Христа Спасителя стал самым высоким сооружением столицы (103,5 м) и вмещал большее количество прихожан, чем любое другое культовое сооружение Российской империи. Его торжественно освятили в мае 1883 года. На церемонии присутствовал царь Александр III. До революции храм служил местом проведения коронационных торжеств и мероприятий по случаю всенародных праздников.

С приходом к власти большевиков финансирование церквей прекратилось и собор существовал на частные пожертвования, пока в 1931 году не было решено построить на его месте Дворец Советов. Обломки взорванного собора разбирали около полутора лет.

Фундамент будущего Дворца Советов строители осилили только к 1939 году, но с началом войны работы были приостановлены. Позже из металлических конструкций дворца изготовили противотанковые ежи, а затем едва начавшее расти здание и вовсе разобрали. До начала 60-х годов место пустовало, пока городские власти не решили построить бассейн. Пророчество игуменьи продолжало сбываться.

Возвращение храма на Волхонке

После празднования 1000-летия Крещения Руси идея инициативной группы, ратующей за воссоздание собора, нашла отклик у государственных структур. Созданный фонд приступил к сбору средств и пожертвований. Гранитный закладной камень появился на Волхонке в конце 1990 года, а строительные работы стартовали весной 1994 года. Реализацию проекта начали архитекторы М. Посохин и А. Денисов, а закончил работы Зураб Церетели.

Идеи Церетели за время строительства не раз подвергались критике. Изменения, внесенные им в проект храма, вызвали множество споров и нареканий, так как детали внешнего оформления не соответствовали оригиналу XIX в. В результате, новый собор воссоздан как «условная внешняя копия» разрушенного в 1931 г. храма.

Современный храм Христа Спасителя

Крупнейший собор РПЦ вмещает одновременно около 10 тысяч человек. Его проект выполнен в соответствии с принципами русско-византийского архитектурного стиля. На плане собор представляет собой равносторонний крест. Высота сооружения – 103 метра, внутреннего пространства – 79 метров. Комплекс собора включает в себя три основные части:

- Верхний храм Христа Спасителя с тремя престолами. Основной престол освящен в честь Рождества, южный – в честь Николая Чудотворца и северный – в честь Александра Невского.

- Преображенская церковь, называемая Нижним храмом, построена в память о Алексеевской обители, снесенной на Волхонке в 1837 году. Три алтаря церкви посвящены Преображению Господню, Алексию Человеку Божию и Тихвинской иконе Божией Матери.

- Залы церковных соборов и Высшего церковного совета, музей, трапезные и служебные помещения находятся в стилобатной части комплекса.

Стены Нижнего коридора украшены мраморными панелями, каждая из которых описывает более 70 сражений, произошедших на территории Российской империи во время войны 1812 г. Южная и западная стены храма посвящены битвам, проходившим за пределами Отчизны.

Для отделки интерьера были использованы росписи и сусальное золото. Особенно монументальными выглядят композиции Василия Нестеренко – «Вход в Иерусалим» на стороне западной галереи и «Крещение Господне» – на северной. Подкупольная часть потолка занята фреской «Отечество», изображающей Господа и младенца Иисуса. Пилоны храма рассказывают о земной жизни Спасителя.

Настоятелем храма Христа Спасителя является Патриарх Московский и всея Руси. Кроме рядовых богослужений в нем проводятся различные религиозные обряды, проходит Архиерейский собор РПЦ, на котором выносятся важные решения. В храме отпевают людей, которые особенно значимы для российской истории, культуры, литературы. Собор часто упоминается в литературных произведениях, его изображают современные художники.

Святыни и реликвии храма

В соборе хранятся многие православные святыни, к которым совершают паломничество верующие. Вы можете видеть несколько образов, считающихся чудотворными: Владимирской Божией Матери, Смоленской-Устюженской Божией Матери, икону Рождества Христова, которая была привезена из церкви в Вифлееме.

Частицы ризы Христа и ризы Богородицы – особо почитаемые православные реликвии, находящиеся в храме, как и мощи апостола Андрея Первозванного и глава святителя Иоанна Златоуста. В главном алтаре можно увидеть трон святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. В раке, установленной к югу от Царских врат, почивают мощи святителя Филарета, епископа православной российской церкви.

В соборе временно выставляются православные святыни из других церквей и монастырей, к которым совершаются массовые паломничества.

Шесть картин Василия Верещагина

По обеим сторонам от трона патриарха Тихона можно увидеть шесть колоссальных полотен, написанных Василием Петровичем Верещагиным, тезкой автора знаменитого «Апофеоза войны». Его творчество сформировалось под влиянием живописной манеры Карла Брюллова.

Шесть полотен были созданы Верещагиным в конце 70-х годов XIX столетия для храма Христа Спасителя. В 1931 году они чудом сохранились, благодаря энтузиазму искусствоведов, принимавших участие в разборке завалов на месте взорванного собора. Работы отправились в Ленинград, где долгое время оставались в музее, посвященном истории религии и атеизма и устроенном большевиками в Казанском соборе. В 90-х годах прошлого века полотна отреставрировали и вернули в храм.

Шесть картин Верещагина отличает особая простота, точность изображения и предельный аскетизм композиций. Работы иллюстрируют последние часы земной жизни Спасителя. Каждая из них предназначена для молящихся и близка по сюжетной композиции и замыслу к лучшим образцам иконописи.

Настенные и подкупольные росписи Василия Петровича Верещагина можно увидеть также в церкви Святой Марии Магдалины в Иерусалиме и в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. Некоторые мозаики Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге выполнены по эскизам художника.

Пророчество или случайность?

В 70–80-х годах прошлого века художник Валерий Балабанов написал картину «Пловец», изобразив на ней отражение несуществующего собора в зеркале бассейна «Москва». Позже ее стали воспринимать как пророчество. Искусствоведы и РПЦ были уверены, что Балабанов предсказал восстановление храма. Сегодня картина выставлена в музее храма Христа Спасителя. Увидеть работу и решить для себя, была ли она пророчеством, может каждый его посетитель.

На заметку:

  • Месторасположение: Москва, Волхонка ул., д.15. Телефоны: 8 (495) 203-38-23, 8 (495) 637-47-17. Телефон Музея – 8 (495) 924-8058; 924-8490.
  • Ближайшая станция метро: Кропоткинская.
  • Официальный сайт: www.xxc.ru
  • Часы работы: Храм открыт ежедневно с 08:00 до 20:00; Музей Храма работает с 10:00 до 18:00. Последний понедельник месяца - санитарный день.
  • Билеты: вход в Храм Христа Спасителя и в музей Храма – бесплатный. Отдельно оплачивается фото- и видеосъемка, прокат одежды.

Описание дополнено:

Полина 12.10.2015
Лицевая сторона храма делится четырьмя столбами на три части, из которых средняя больше крайних и ведет к трем выходным дверям храма: южной, северной и западной. Всего настенных столбов (колонн) 36. Они поддерживают карниз храма, на котором помещены 20 полуциркулярных заостренных арок (кокошников):
Показать весь текст












Фотографии




Карта

Расположение объекта Храм Христа Спасителя на интерактивной географической карте.
Загрузить карту
Большая карта






Храм Христа Спасителя: что рядом?

Храм Христа Спасителя находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона. В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.
Популярные города и курорты Москвы:


Теги







Это интересно







Интересное
Открыть все


Что почитать
Открыть все