Панамский канал — разъединяющий две Америки

Целью создания Панамского канала было соединение Атлантического океана и Карибского моря с Тихим океаном. Его можно причислить к крупнейшим и сложнейшим строительным проектам, которые когда-либо осуществило человечество. Благодаря Панамскому каналу на Земле начало активнее развиваться судоходство. Также этот проект имел положительный экономический эффект для всего мира.

Исторические этапы создания Панамского канала

В конце 18-го века Панамский канал первым начал проектировать Алессандро Маласпина. Вместе со своей командой он занимался обследованием трассы. В начале 19-го века в Испании состоялось принятие закона о создании канала между океанами. Через 11 лет государства Центральной Америки во время проведения конгресса приняли такое же решение.

В конце 70-х годов 19-го века во французской столице создали «Всеобщую компанию межокеанского канала», которую возглавил Фердинанд Лессепс, руководивший строительством этой искусственной водной артерии. Владельцами акций компании стали свыше восьмисот тысяч человек. За десять миллионов франков инженер Уайз продал концессию на строительство канала, которую ему выдало колумбийское правительство, вышеозначенной компании.

В 1903 году состоялось подписание договора между Соединенными Штатами Америки и Колумбией о столетней аренде правительством США земельного участка, на котором американцы планировали построить Панамский канал. Эти работы возложили на Минобороны США, а Панаму превратили в фактический американский протекторат.

Возводить канал начали в 1904 году под руководством главного инженера Джона Фрэнка Стивенса. В проекте предусматривалось наличие озер и шлюзов. Строили канал целое десятилетие.

На реализацию этого амбициозного проекта потратили четыреста миллионов долларов. В работах участвовали семьдесят тысяч человек. Из них несколько тысяч погибли.

Наступило утро 13 октября 1913 года. В кабинете тогдашнего хозяина Белого дома, американского президента Томаса Вильсона, установили специальный столик с золоченой кнопкой. Ее нажатие привело к мощному взрыву во влажных тропиках, расположенных в 4 тыс. км от столицы США, в районе Панамского перешейка. 20 тыс. кг взрывчатки привели к разрушению последней преграды, расположенной рядом с городом Гамбоа, которая разделяла Тихий и Атлантический океаны.

Первый корабль под названием «SS Ancon» прошел по каналу 15 августа 1914 года. В середине той же осени из-за большого оползня открытие движения по этому искусственному руслу отложили. Чтобы укрепить оборону возле канала, Соединенным Штатам Америки пришлось раскошелиться на покупку соседних тихоокеанских островов:

  • Колумбия совершила сделку по продаже Китасуеньо и Ронкадора;

  • Никарагуа избавилась он Корна (Кукурузных островов);

  • Дания приняла решение о передаче США за кругленькую сумму Сент-Томаса, Санта-Круса и Сент-Джона;

  • Панама продала много островных территорий, включая Фламенко, Кулебру, Наос, Перке и Маргариту.

Движение по Панамскому каналу было официально открыто 12 июня 1920 года. В 1977 году в договоре, подписанном Соединенными Штатами Америки и Панамой, говорилось о том, что с 2000 года панамское правительство получает полный контроль над судоходством по каналу.

Автор фото: Jeremy Segrott. Источник: Flickr


Судоходные параметры

Появление Панамского канала привело к сокращению расстояния по морю между Сан-Франциско и Нью-Йорком. Ранее оно составляло 22500 километров, а сейчас – всего лишь 9500. Теперь судам нет необходимости плыть вокруг Южной Америки.

Панамский канал обладает длиной 81,6 километров, включая сухопутные участки общей протяженностью 65,2 километров и 16,4 километров морского канала, в котором углублено дно, чтобы суда могли выйти на глубокую воду в Лимонскую и Панамскую бухты. Канал обладает максимальной глубиной 12 м и общей шириной 150 м (исторические шлюзовые камеры имеют ширину 33 м).

По каналу курсируют как частные яхты, так и огромные танкеры. Существует судостроительный стандарт максимального размера корабля для прохода по каналу, который называют «Панамаксом». В 2016 году ввели в действие объемные шлюзы, что привело к появлению «Нового Панамакса» - обновленного стандарта. Корабли, которые его превышают, ходят вокруг Южной Америки, огибая мыс Горн.

В среднем одно судно может пройти канал за девять часов. Самый быстрый корабль преодолевал это искусственное русло за четыре часа десять минут. В течение суток по каналу может пройти максимум 48 судов. Он обладает средней пропускной способностью примерно четырнадцать тысяч кораблей в год. Они перевозят в общей сложности приблизительно 280 миллионов тонн грузов, что составляет пять процентов от грузопотока по всем океанам мира.


Интересные факты: от запрета Филиппа II до первого закрытия канала

  • Первый раз канал хотели построить еще в 16-м веке, но испанскому королю Филиппу II не понравилась эта идея и он запретил реализовывать подобные проекты. Монарх объяснил свое решение словами: «что соединено Богом, не может быть разъединено человеком».

  • Желтая лихорадка и малярия унесли жизни двадцати тысяч строителей канала. Рабочие приезжали сюда со своими гробами.

  • Линкор «Iowa» - самое широкое судно, которое прошло по Панамскому каналу. Его ширина составляет 33 метра.

  • Из-за сильной перегруженности канала возникают очереди, лучшие места в которых продают во время проведения аукционов. Стоимость прохода иногда достигает четырехсот тысяч долларов.

  • В 2010 году состоялось первое закрытие канала, причиной которого стали непрекращающиеся ливни. Из-за них повысился уровень воды.

Программы экскурсионных туров

С Панамским каналом можно познакомиться во время проведения полноценного экскурсионного тура. Прогулочное судно отправляется из Панама-сити. В пути вы сможете полюбоваться живописным озером Гатун и пройти шлюзы, а завершится прогулка в Колоне. Короткое путешествие предполагает проход Мирафлореса – ближайшей к тихоокеанским просторам шлюзовой системы.

В программу некоторых круизов включены осмотры окрестных достопримечательностей. В Мирафлоресе можно побывать на смотровых площадках, откуда открываются живописные виды, и в музее Панамского канала с интерактивной рубкой и кинозалом, где показывают короткометражку о создании этого искусственного русла.

Наталья Воеводина
Наталья Воеводина
Все статьи автора arrow

Понравилась статья?

Подпишитесь на наш канал и не пропустите новые статьи!

Комментарии

Прокладывайте удобный маршрут!

Популярные статьи

Гора Митридат в Керчи Горы
eye
2976
История Большого Гатчинского дворца Дворцы
eye
3425
Лучшие музеи Стамбула Музеи
eye
2861
Все статьи arrow
vk-share
Вконтакте
vk-share
Одноклассники
vk-share
Скопировать