В первую пятерку стран, откуда едет более половины всего турпотока в Россию, входят Китай, Германия, Южная Корея, США, Израиль. Таким же был этот список и в прошлом году.
Вторая пятерка самых активных въездных рынков изменения претерпела, хотя критическими их не назовешь. Италия потеснила Великобританию, заняв пятое место, а Япония – Иран. Правда, если Япония поднялась всего на одну строчку – с десятого места на одиннадцатое, то Иран буквально рухнул, сместившись с десятого места на 29-е.
По данным Пограничной службы РФ, всего в 2018 году в России с туристическими целями побывало 4 млн 209,7 тыс. человек, что на 10,5% больше, чем в 2017. Прирост в 2017 году по сравнению с 2016 был более ощутимым – 16,6%. По итогам прошлого года многие страны показали отрицательную динамику. Так, темпы роста турпотока из Китая упали практически вдвое – 13,6% против 26% в прошлом году, из США – 2% против 25%, из Канады – 2,7% против 36%, из Японии – минус 8% против роста на 26%.
Однако и эти показатели, по словам туроператоров, выглядят достойно, учитывая, что полтора месяца самого высокого сезона были «съедены» чемпионатом по футболу. Речь идет не о падении, а о замедлении темпов прироста, говорят они. «Уверена, что Япония просела только из-за футбола. Страна участвовала в чемпионате, приехали болельщики, но, конечно, они не могли компенсировать турпоток», – сказала RATA-news глава российского представительства компании Tumlare Елена Русова. По ее словам, в августе-октябре поток вернулся, но до прошлогоднего уровня не дотянул. Падение въезда из Японии на 8% в целом по рынку кажется г-же Русовой вполне реальным, тем не менее в Tumlare сезоном довольны.
Управляющего директора компании «Тари-Тур» Игоря Кузьмина японцы тоже «расстроили». А вот снижения американского рынка оператор совсем не заметил: «Направление развивается стабильно. Интерес к нашей стране у американцев сохраняется, идут запросы на нынешний год, политика нам не мешает. Есть, правда, небольшое снижение спроса в сегменте лакшери, но стандартные 4* идут отлично, так что на общей статистике это не отражается». По словам эксперта, 2017 год на американском направлении показал очень хороший прирост, так как речь шла об отложенном спросе с 2014 года, а сейчас поток просто стабилизируется.
Аналогичная история с въездом из Турции: в 2017 году, после трех лет напряженности в отношениях, число туристов из Турции выросло более чем вдвое, а в прошлом году – всего на 4,7%.
По словам г-на Кузьмина, в 2018 году хорошо работалось также с рынками Канады, Австралии, Голландии, Италии: «По своей компании мы никакого снижения этих потоков не видим». С коллегой согласен руководитель отдела въездного туризма компании «Свой ТС» Вадима Кирюхин: «Европейские рынки хорошо отработали прошлый сезон и активно вступают в новый. Более того, у нас уже есть немало групп на 2020 год с конкретными датами. Чуть слабее себя показали скандинавские страны, здесь легко расходятся только туры в Петербург».
Не жалуется на прошедший сезон и глава компании «Тройка» Антон Соловьев. «Все прошло отлично, хотя мы опасались, что из-за ЧМ сезон окажется вообще сорван. Но у нас было много групп, причем не только в центральной части России, но и в Сибири. Европейские рынки очень порадовали», – сказал он RATA-news. То, что въезд из разных европейских стран показывает подчас противоречивую динамику, эксперт объясняет цикличностью спроса, которым подвержены все традиционные для России рынки. Так, согласно данным Погранслужбы, потоки из Великобритании, Испании, Франции в Россию слегка притормозили, а вот из Италии и Германии, напротив, выросли на 10%.
Среди направлений, которые, даже с учетом падения динамики, продолжают демонстрировать убедительный рост, стоит назвать Южную Корею – 342,3 тыс. туристов, рост 45% (в прошлом году +64,5%). Более половины потока из этой страны приходится на Приморский край. Корейцам нравится летать во Владивосток «на выходные» своей компанией. Это близко, относительно дешево – путешествия в страны Европы обходятся намного дороже.
Самостоятельные поездки во Владивосток особенно интересуют корейскую молодежь, а групповые туры, в основном, выбирают пенсионеры. Главные стимулы роста: упрощенный визовой режим, большое количество авиарейсов, в том числе бюджетных, а также низкий рубль. Если несколько лет назад авиабилеты стоили порядка 40 тыс. рублей, то сейчас их стоимость упала в два раза.
Продолжают расти Бразилия (23,5%), Индия (12%), Таиланд (22,4%). Хорошим оказался сезон-2018 и для компаний, которые принимали израильских туристов (+10%), голландских (+9%). Менее заметно, но все-таки прибавили по 4-5% рынки прибалтийских стран, а также Польши.
Самая грустная динамика зафиксирована на иранском направлении: из этой страны в Россию в прошлом году приехали всего 21,5 тыс. туристов – на 69% меньше, чем годом ранее. Фактически это возвращение к объему 2014 года, когда иранцы к нам активно поехали. С тех пор их количество только росло, достигнув в 2017 году почти 70 тыс. Причина столь удручающей картины – экономическая ситуация в Иране, и она вряд ли улучшится в наступившем году.