Метро в Киеве стало третьим на территории тогдашнего СССР и сразу же стало востребованным среди киевлян. Мало кто знает, что первые мысли о разработке проекта подземного транспорта в Киеве появились еще в 1884 году. За счет географического положения и многочисленных перепадов высоты возникла необходимость в транспорте, который объединит разные концы города. Проект с треском провалился, однако к мысли о подземке вернулись в 1916. Потом подобные проекты возникали с завидной регулярностью, но только в 1936 году благодаря дипломной работе одного из инженеров МИИТа эта идея обрела почву под собой. К 1938 о метро заговорили всерьез, но планам помешала война.
Метро Киева на сегодня входит в ТОП-30 в мире по количеству перевозимых пассажиров, среди всех его станций есть самая глубокая в мире (105,5 м залегания) – «Арсенальная». Действующие три линии и четвертая в проекте – подземка и правда объединяет разные районы и позволяет жителям украинской столицы и туристам быстро перемещаться, не обращая внимания на обычные для города-миллионника пробки на дорогах. Линии просчитаны таким образом, что позволяют добраться до железнодорожного, речного и автовокзала, фуникулера, других важных точек города. Также важно, что метрополитен охватывает практически все спальные районы города.
Проход в метро осуществляется через специальные турникеты после оплаты. На сегодня оплатить свой проезд можно четырьмя способами:
В обозримом будущем в киевской подземке оплата жетонами будет упразднена.
На сегодня в Киевском метро действуют три линии: Святошинско-Броварская, Оболонско-Теремковская и Сырецко-Печерская. Четвертая линия – Подольско-Вигуровская – находится в стадии проектирования.
Святошинско-Броварская имеет станции (от конечной до конечной):
Время, за которое поезд проезжает от одной конечной станции до другой составляет 38,5 минут, а общая протяженность этой линии метро – 22,7 км. Линия отличается и тем, что часть ее проходит над землей: начиная со станции «Днепр» поезда метро пересекают два метро-моста, а затем до станции «Лесная» идут параллельно автодороге. С двух станций можно перейти на другие линии, одна из станция – самая глубокая в мире.
Оболонско-Теремковская линия – это почти 21 км (20, 95) длины и 34 минуты в пути от одной конечной до другой:
Две станции обеспечивают пересадки на две другие линии.
Третья линия – Сырецко-Печерская – самая молодая, ее открытие состоялось незадолго до падения СССР, в 1989 году. Изначально она состояла из трех станций, а сегодня включает в себя 16 (от конечной до конечной):
Почти 24 км (23,9) поезд метрополитена преодолевает за 39 минут. На этой ветке также есть метромост, однако все станции расположены под землей.
Практически все станции Киевского метрополитена открываются одновременно – в 5:45 утра. Однако есть исключения: так, «Бориспольская» открывает двери уже в 5:20, в то время как «Сырец» начинает запускать пассажиров только в 5:55. Что касается закрытия, то основным временем считается 0:00, но станция «Ипподром» впускает последнего пассажира в 23:54 и ни минутой позже, в станция «Театральная» – в 0:18.
В дни футбольных матчей или массовых народных гуляний время работы метрополитена может меняться. Об этом киевлянам сообщают заранее, используя объявления в самом метро и СМИ.
Длинная история строительства метрополитена в Киеве, начавшаяся еще в 19 веке, а завершившаяся в 20, пестрит интересными фактами. Для начала, это первый город на территории тогда еще Российской Империи собирались проложить транспортные пути под землей. Проекту не суждено было состояться ни в 1884, ни в 1916, ни в 1918. Ни даже в 1936, когда казалось, что все уже должно случиться. Войны и другие обстоятельства становились препоной для строительства.
Однако после окончания Второй Мировой войны, сразу же в 1945, разрабатываются три основных направления, которые позже и станут ветками метрополитена. Грамотно просчитанные, они и сегодня несут на себе максимальную нагрузку и перекрывают весь остальной общественный транспорт по количеству перевозимых пассажиров. Строительство начинается в 1949, а 6 ноября 1960 прошел первый поезд от станции «Вокзальная» до станции «Днепр».
Примечательно, что метрополитен в Киеве – не только транспорт, но еще и достопримечательность. Каждая станция представляет собой законченную композицию, в отделке применялись самые разные материалы – в советские времена использовали различные камни, во времена независимой Украины в ход пошли и более современные материалы. Сейчас на старых станциях стараются сохранить мозаичные панно и другие элементы отделки, без которых киевляне не представляют себе метро.
«Молодые» ветки продолжают строить с завидным упрямством, не обращая внимания на сюрпризы рельефа и используя самые современные технологии для того, чтобы обеспечить киевлянам и гостям города еще больший уровень комфорта. Сегодня многие станции оборудуют лифтами и другими приспособлениями для горожан, которые передвигаются на инвалидных колясках. Также на станциях планируют установить мобильные дефибрилляторы и обучить персонал с ними обращаться.
Киевское метро имеет две изюминки – это глубина залегания и эстетика. Как известно, Киев расположен на холмах, потому изначальные инженерные расчеты показывали, что метро придется закладывать очень глубоко. Еще одна особенность в том, что весь правый берег города – это только подземные станции и пролеты, а вот на левом встречаются и надземные. Святошинско-Броварская линия является самой глубокой в мире, ее пиковая точка – 105,5 метров, станция «Арсенальная». Интересно, что вестибюль этой станции опускали вниз на такую глубину собранным, как стакан в нишу. На эту операцию метростроевцам понадобилось целых четыре месяца.
Ссылка на официальные сайты: www.metro.kiev.ua
Метро КиеваОбновлено: 18.11.2018
Комментарии