Метрополитен в городе Харькове – это три линии, три десятка станций и три пересадочных узла. Общая протяженность составляет почти 39 километров. Открыли первую линию давно – в 1975 году, решение о необходимости такого транспорта в городе принималось на самом высоком уровне. Метро Харькова занимает предпоследнее место в сотне, если говорить о длине линий, и 6 среди подземок не постсоветском пространстве.
В обычный будний день подземка перевозить около 800 тысяч пассажиров, а иногда и до миллиона. По городской статистике, это больше 40 процентов всех городских перевозок. Цифры показывают, что харьковчане активно пользуются метрополитеном. Начиная с 2012 в связи с проведением в стране футбольного турнира Евро–2012 в метро зазвучали английские названия.
В подземке на данный момент всего 6 станций характеризуются как глубокого заложения, остальные 24 – мелкого. В 1991 произошли изменения в названиях, это было связано с обретением Украиной независимости.
По состоянию на декабрь 2018-го проезд в Харьковской подземке стоит 5 грн. Оплата осуществляется посредством бесконтактной электронной карты. Существует три вида:
Также пройти в метрополитен и воспользоваться его услугами можно по удостоверению, которое подразумевает бесплатный проезд. Терминалы, позволяющие пополнить карты, есть на многих станциях в вестибюлях. На одной из них – «Исторический музей» – есть терминал, позволяющий пополнить карту на сумму меньше 1 гривны.
В метрополитене Харькова действуют три линии. Для удобства пассажиров на схеме их принято обозначать не только названием, но и цветом.
Холодногорско-Заводская линия – красная. Ее протяженность составляет 17,3 километра, на конец 2018 года открыты 13 станций. Поезд следует от конечно до конечно 25 минут. Станции:
Помимо пересадки на две другие линии, на одной из станций есть гейт к Харьков-Балашовскому – железнодорожной пригородной линии. Надо сказать, что изначально рассматривалась идея транспорта вместо метрополитена, который был бы тесно связан именно с пригородным сообщением электропоездов.
Салтовская линия на картах обозначена синим цветом, поэтому в народе ее часто так и называют. Длина линии на 200 метров превышает 10 километров, работают 8 станций. Время в пути от конечной до конечной составляет 18 минут. Станции:
Эта линия имеет в своем составе метромост, который решено было построить в необычной форме – крытым.
Алексеевская линия обозначена зеленым. Ее длина составляет 11 км, работают 9 станций. В пути поезд проводит 17 минут – он за это время проезжает весь маршрут с запланированными по времени остановками на станциях. Как и на других линиях, на этой все станции могут принимать 5-вагонные составы. Станции:
В дальнейшем эта ветка будет продлена и ее конечная станция расположится неподалеку от аэропорта.
Работает метро Харькова с 5:30 до 24:00. Спокойно выйти со станций можно еще 45 минут – до 00:45. Также важно, что переходы на другие линии работают до 00:13 (узел «Метростроителей» – «Спортивная») и до 00:20 (узел «Площадь Конституции» – «Исторический музей»).
Интервал движения поездов в пиковое время составляет не меньше двух и не больше трех минут, однако в остальное – увеличивается до 4 и даже 6 минут. После 20:00 время между прибытием двух поездов на станцию в одном направлении растягивается до 10 минут, а после 22:00 – до 13-18 минут.
Как и в других советских городах, в Харькове ждали миллионного жителя. К началу 50-х годов 20 столетия город имел статус активно развивающегося – строились предприятия, а это значит, что росли жилые массивы и очень нужен был быстрый транспорт. К 1961 году стало понятно, что работающая система общественного транспорта не вытягивает нагрузку, вдобавок в городе была выполнена странная планировка улиц и кварталов – они попросту не могли пропускать большое количество транспорта.
В 1962 году наступил момент, когда о метро Харькова заговорили не только в самом городе, но и в столице. 12.12.1962 года на прошедшем в Москве заседании Верховного Совета Союза впервые прозвучала информация о роли метро в городе. Некоторое время эта тема была на поверхности, а инженеры предлагали варианты от монорельсовой дороги и скоростного трамвая до метрополитена, который был явным фаворитом. Прошло чуть больше года, и в марте 1963 Харьков одобрил чертежи и проект в целом. Осталось только завизировать его в Москве и получить отмашку, чтобы начать строить метрополитен. Указ из Москвы пришел, но… им предписывалось строить скоростной трамвай. Еще два года понадобилось харьковчанам, чтобы довести дело до конца – доказать всестороннюю эффективность именно подземки. В итоге в декабре 1965 указ о старте проектных и инженерных работ по объекту метростроя в Харькове был наконец-то написан и подписан. 15 июля 1968 года произошло долгожданное событие: закладка первого ствола.
Одной из изюминок и особенностей Харьковского метро справедливо считают единственный в мире метромост в крытом формате. Инженеры долго думали, каким же быть мосту, и приняли такое нетривиальное решение, чтобы достичь стабильности вентиляции в тоннелях на всем их протяжении.
Метрополитен в Харькове находится в постоянном развитии – существует план до 2031 года, достаточно большое количество станций уже в разработке. Также планируется запуск кольцевой линии, которая свяжет всю систему надежным кругом, что заметно улучшит логистику для пассажиров.
Официальный сайт: www.metro.kharkov.ua
Метро ХарьковаОбновлено: 01.12.2018
Комментарии