Успенский собор Кремля
Белокаменный Успенский собор – один из символов Кремля, место коронации русских царей и императоров. Здесь дух прошлого встречается с настоящим, а каждый камень наполнен историями и легендами. Люди приходят сюда, чтобы найти утешение красотой, мир и надежду.
Главное
Успенский собор — православный храм на Соборной площади Московского Кремля, ныне являющийся музеем. Это – старейшее полностью сохранившееся здание Москвы. Он посвящен Успению Богородицы. В течение шести столетий храм был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров. Внутри вы увидите удивительные фрески. Это место по праву считается одним из величайших сокровищ России.
История храма
Самый первый Успенский собор в Москве возник еще при Иване Калите, в XIV веке. Основал его Митрополит Киевский и всея Руси Петр, - умелый церковный дипломат, который благодаря дружбе с оборотистым Калитой перенёс свой престол из Владимира в Москву. Здесь же Петр подготовил себе могилу. Ранний храм был одноглавым, увенчанным кокошниками.
Экскурсии в Москве
Когда роль Москвы возросла, городу потребовался более роскошный собор. Чтобы собрать средства на него постройку, все монастыри обложили налогами, а с мирян и церковнослужителей собирали пожертвования. Сперва проект поручили отечественным мастерам Кривцову и Мышкину. Здание торжественно начали строить при Иване III.

Автор фото: Михаил Бессонов. Источник: Wikimedia
Дело это было не быстрое, потому внутри стройплощадки устроили временную деревянную церковь. Именно в ней Иван III сочетался браком с византийской царевной Софьей Палеолог. Дама эта была не слишком красива и совсем не богата, но женитьба на наследнице павшего за два десятка лет до того Константинополя позволила Ивану III величать свое царство наследником Рима.
К сожалению, собор, который уже довели до сводов, рухнул в 1474 году (возможно, причиной стало неожиданное землетрясение). Стены оказались тонковаты, а раствор – некачественным. Иван III не растерялся. Если он импортировал из Италии жену, почему бы не нанять оттуда же архитектора? (Византийские беженцы массово сбегали от турок в Италию).
Новое церковное здание построили в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Тот был не сколько архитектором, сколько инженером – большим мастером поднимать и передвигать с места на место башни, колонны, обелиски и другие огромные сооружения, отливать пушки, чеканить монету. Прибыв в Москву, он первым делом наладил производство очень крепкого, хорошо отожженного брускового кирпича. Образцом для построенного им здания стал Успенский собор во Владимире – который, возможно, тоже строила артель ломбардцев.
Церковь расписывал иконописец Дионисий, которого считают учеником Андрея Рублёва. Дело это было непростое и долгое – интерьеры полностью расписали лишь к 1515 году. Храм стал усыпальницей московских патриархов. Верх церкви покрыли позолоченными медными листами после пожара, случившегося в год коронации Ивана Грозного (1547), а мощи митрополита Петра тогда переложили из серебряной раки в золотую.
Здесь проходили коронации русских царей. Впервые венчание на престол в Успенском соборе состоялось в 1498 году – тогда Иван III передал бармы и Шапку Мономаха своему внуку Дмитрию. Именно здесь в 1547-м Иван IV принял титулы царя и самодержца. В этом же здании проходил Земский собор 1613 года, избравший царем Михаила Федоровича Романова. Петр I в 1721 году ввел в обряд коронации изменения – теперь тут короновали императоров. Царский венец заменили короной, а бармы — мантией. Последняя коронация состоялась 14 мая 1896 года, когда на царство венчался злосчастный «хозяин земли русской» Николай II.

Автор фото: Olga-lisenkova. Источник: Wikimedia
Здание пережило ряд реставраций и обновлений. Он пострадал от наполеоновской армии – оттуда вынесли Владимирскую икону Божией Матери, ризу Господню (подарок Михаилу Федоровичу Романову от персидского шаха Аббаса I, который добыл ее, разграбив святыни Грузии), и другие ценности. Помещения храма использовали под стойла для лошадей. Ризы с икон переплавили в 5,3 тонны серебра и 290 кг. золота. Во время отступления Великой армии часть ее трофеев удалось вернуть, но храм пришлось освещать заново.
В следующий раз святыня пострадала уже от русских революционеров: в 1917 году красногвардейцы бомбардировали снарядами занятый юнкерами Кремль, и попали в купол собора. Снаряд выбил окна, повредил главы храма, алтарная стена покрылась выбоинами от пуль и осколков.
В 1918 году собор закрыли – впрочем, начатая до Революции работа по исследованию древних фресок продолжалась. Церковные ценности вновь изъяли – на сей раз ради помощи голодающим Поволжья. В 1922 году здание превратили в музей. Им оно является и до сих пор, хотя в 1990 богослужения возобновились: они проходят в особые дни, а попасть на них можно только по пригласительным билетам. Зато храм открыт, как экскурсионный объект.
Архитектура
Хотя храм строил итальянец, он – неотъемлемая часть цепочки развития русской церковной архитектуры. Образцом для него был Успенский собор XII века во Владимире . А сам храм впоследствии стал примером, по которому возводили городские и монастырские кафедральные соборы. В его архитектуре заметны признаки древнерусского крестово-купольного храма (пятиглавие, арактурно-колончатый пояс), но рядом с ними – особенности структуры и построения фасада, свойственные ренессансному зодчеству.

Автор фото: Skif-Kerch. Источник: Wikimedia
Внешний вид
Храм построен из белого камня в сочетании с кирпичом, его фасад состоит из простенков-прясел, разграниченных лопатками и завершенных полукружиями. По горизонтали здание визуально разделено декоративным поясом из маленьких колонн и арок. В стенах прорезаны узкие щели окон. Собор венчает группа из пяти куполов.
Наружные стены покрыты росписью. На южном фасаде – образ «Владимирской Богоматери» с архангелами Михаилом и Гавриилом. Ниже размещены шесть фресок святителей: московских митрополитов Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, и новгородских святых — епископа Никиты и архиепископа Иоанна. На северной стороне располагаются изображения Пафнутия Боровского, Исаия, Леонтия и Игнатия Ростовских, Дмитрия Прилуцкого и Сергия Радонежского. Над ними представлена композиция «Собор апостолов», где изображены Христос, Богоматерь, Иоанн Предтеча и двенадцати апостолов. В восточной части здания росписи занимают верхнюю часть стены, в полукруглых сводах. В центре изображена «Новозаветная Троица» — Бог Отец в виде старца, Бог Сын и Святой Дух в облике голубя. Южные входные двери храма украшены золотом. Их называют Корсунскими воротами, а часто – Золотыми.
Внутреннее убранство
Внутри храм просторен и наполнен светом. По словам восторженного летописца, люди, пришедшие в храм, чувствовали себя, «как на небесах стоящими». Стенопись внутри собора в основном относится к 1642—1643 годам. Она частично закрыта масляной живописью в результате поновлений XVIII и XIX веков. Фрески XVII века наиболее полно раскрыты на северной паре столбов, в алтаре и в ризнице. Самые ранние фрески 1480-х годов считались полностью утраченными до ремонта в конце XIX века, но, как выяснилось, они частично уцелели на алтарной преграде и в приделах храма.
В главах церкви мы видим образы бога. В верхней части стен — иллюстрации Евангелия. В двух следующих ярусах изображено Житие Богоматери. В нижней части — картины семи Вселенских соборов, установивших основы христианского вероучения. С западной стороны мы видим композицию «Страшный Суд», а на круглых столпах – многочисленные фигуры мучеников.
В юго-западном углу храма стоит ажурный бронзовый шатер работы Дмитрия Сверчкова (1625 год). Изначально в нем хранились церковные реликвии, а в 1913 году туда перенесли гробницу патриарха Гермогена, умершего в 1612 году в тюрьме во время польской интервенции. Успенский собор украшает богатейшая коллекция икон, XII–XVII века. Великолепный главный иконостас, созданный в 1653 году, состоит из пяти ярусов и достигает 16 метров в высоту. Около него расположены «элитные» моленные места: цариц, патриаршее место XV столетия, и царское, созданное для Ивана Грозного.
У южной стены перед иконостасом находится высокий резной шатер из орехового и липового дерева. Его установили по приказу Ивана Грозного и называют «Царским местом», а также «Мономахов трон». Шатер достигает 6,5 метра в высоту и опирается на фигуры четырех зверей с прижатыми ушами и оскаленными зубами. На его резных пластинах изображена легенда о том, как киевский князь Владимир Мономах получил знаки царской власти от византийского императора Константина Мономаха.
Все эти элементы вместе создают уникальный образ, делая это место неповторимым и незабываемым. Сочетание уникальности и гармонии делает архитектуру храма настоящим произведением искусства, которое восхищает красотой и величием.

Автор фото: Dmitry Ivanov. Источник: Wikimedia
Время работы
Успенский собор входит в архитектурный ансамбль Соборной площади.
Он открыт для посещения:
- c 15 мая по 30 сентября – с 9:30 до 18:00,
- с 1 октября по 14 мая – с 10:00 до 17:00.
Выходной — четверг.
Проход на территорию Кремля осуществляется через Кутафью башню.
Единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади дает право на посещение:
- Успенского, Архангельского, Благовещенского соборов,
- церкви Ризположения, Патриарших палат с церковью Двенадцати апостолов,
- экспозиций «Клады и древности Московского Кремля» в подклете Благовещенского собора, «Русская деревянная скульптура» в крытой галерее церкви Ризположения, «Вознесенский монастырь в Московском Кремле» в южной пристройке Архангельского собора, экспозиции в приделе святого Уара в северо-восточной пристройке Архангельского собора,
- осмотр Царь-пушки, Царь-колокола, артиллерийских орудий на территории Кремля.
Стоимость билетов
- Билет для основной категории граждан (без посещения временных выставок) — 800 р.
- Льготный билет (без посещения временных выставок) — 500 р.
- Билет с аудиоэкскурсией для основной категории граждан (без посещения временных выставок) — 1200 р.
- Льготный билет с аудиоэкскурсией — 900 р.(доступен для покупки в кассах музея).
Льготы предоставляются:
- пенсионерам по возрасту (граждане РФ)
- обучающимся по основным профессиональным образовательным программам дневной формы обучения (граждане РФ)
- лицам, не достигшим 16-ти лет (независимо от гражданства)
- лицам, не достигшим 18-ти лет (граждане РФ)
Купить билет можно на сайте или в день посещения в кассах в Александровском саду.

Автор фото: Alex Zelenko. Источник: Википедия
Билет на посещение отдельного объекта
Если вы не хотите покупать комплексный билет, в терминале самообслуживания на Соборной площади можно приобрести билет на посещение отдельного объекта:
- Успенский собор — 300 руб.
- Благовещенский собор и экспозиция «Клады и древности Московского Кремля» — 300 руб.
- Архангельский собор, придел Святого Уара, выставка «Вознесенский монастырь в Московском Кремле» — 300 руб.
- Патриарший собор с церковью Двенадцати апостолов — 300 руб.
- Церковь Ризположения — 300 руб.
Как добраться
Пешком
Находясь в центре Москвы, легко выйти к Кремлю по улицам Тверской, Воздвиженке, Театральному проезду, Ильинке или через Большой Москворецкий мост.
На общественном транспорте
Ближайшие станции метро:
- «Арбатская»,
- «Боровицкая»,
- «Библиотека им. Ленина»,
- «Театральная»,
- «Охотный ряд»,
- «Площадь Революции».
Ближайшие остановки наземного транспорта:
- «Боровицкая площадь» (автобусы е10, м1, м9)
- «Метро Библиотека им. Ленина» (автобусы е10, м1, м1),
- «Театральная площадь» (автобусы е10, е30, м2),
- «Красная площадь» (автобусы м90, 538).
На автомобиле или такси
Следуйте по навигатору на Красную площадь.
Понравилась статья?
Подпишитесь на наш канал и не пропустите новые статьи!
Успенский собор Кремля на карте
Расположение объекта Успенский собор Кремля на интерактивной географической карте.
Добраться самостоятельно до Москвы
Что рядом с Успенский собор Кремля?
Успенский собор Кремля находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона. В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.
Другие достопримечательности в Москве
Московский Кремль — замечательный архитектурный ансамбль XV-XIX вв. По форме он представляет собой неправильный треугольник,...
Красная площадь Москвы – наиболее узнаваемая достопримечательность России. Архитектурный ансамбль площади является памятником Всемирного наследия...
У Арбата есть нечто общее с Елисейскими полями и Бродвеем – эти улицы знают...
Комментарии