Статьи

Канал имени Москвы — неизвестное об известном

Европейская часть Российской Федерации, где находятся крупные экономические районы, соединена со столицей и Подмосковьем Каналом имени Москвы. Это важная водная магистраль центрального региона страны. 


Рукотворное русло протянулось на 128 километров. В его начале находится Иваньковское водохранилище (там функционирует одноименная гидроэлектростанция).

Канал проложен до района Щукино, где он впадает в Москву-реку. Его построили, чтобы снабжать водой столицу, вырабатывать и передавать электроэнергию, обеспечить безопасное судоходство и содержать внутренние водные пути. Здесь продолжает развиваться рекреационно-туристическая инфраструктура.


Когда, как и для чего построили канал?

В 1930-х стремительно росла Москва. Водоснабжение города было плохим. Техническую и питьевую воду получали не все жители, учреждения, организации и предприятия города из-за ее недостатка. 

Советские руководители приняли решение, что московскую водную систему необходимо подключить к волжским ресурсам. Волга находилась в 120 км от столицы на север.


В 1937 году завершилось строительство канала, который охватывает Тверскую и Московскую области. Другие подобные сооружения отличаются от него тем, что не имеют 5-ступенчатой насосной системы. Ширина канала примерно 85 м, глубина – 5,5 м и длина – 128 км. Он работает благодаря наличию специальных шлюзов.

Во времена СССР на него была возложена важная транспортная функция – жители городов, поселков и деревень, расположенных вдоль канала, добирались по нему домой. Эту транспортную артерию обеспечили пассажирским флотом. Были построены причалы.


На канале возвели 7 ГЭС для обеспечения московских предприятий электричеством. Сейчас по нему перевозят грузы. Также он выполняет важнейшую рекреационную функцию. На берегах канала расположены многочисленные базы отдыха и санатории. Туристам предлагают разные круизные маршруты.

Жаль, что многие инфраструктурные объекты, благодаря которым функционировал канал, исчезли. Некоторые из них снесли. Другие стали непригодны для использования. Их места сейчас заняты коттеджными поселками и частными яхт-клубами.

Автор фото: Alexxx Malev. Источник: Flickr



Как вода из канала остановила фашистов и другие истории

Когда в первые два года Великой Отечественной войны шла московская оборонительная операция, канал активно использовали для ее проведения. Вермахт планировал окружение Москвы с южной и северной стороны. 

Чтобы не допустить реализации плана фашистов, в водохранилищах и канале спустили воду по трубе, которая шла в сторону наступления немцев. Из-за этого войска вермахта остановились и не смогли далее продвигаться на юг.


Из-за аварии, произошедшей в районе седьмого и восьмого шлюзов 10 января 2019 года, провалился грунт. Западный откос канала был размыт. Эта авария привела к частичному затоплению Тушинского тоннеля. Устранять ее последствия начали с аварийного сброса воды. Вечером 10 января Волоколамское шоссе снова открыли для движения транспорта.

Интересные факты, о которых вы могли не знать

  • Из-за значительной возвышенности на участке Москва-Волга и трудных рельефных условий создание самотечного канала было исключено. В итоге его построили со шлюзами. Вода подается механически.

  • Ветеринарная «стажировка» будущего патриарха РПЦ Пимена в течение трех лет проходила в местах, где строили этот канал. В то время он был заключенным.


  • Северо-западный округ Москвы имеет герб, содержащий изображения ворот и башен девятого шлюза.

  • По каналу можно прокатиться на единственном отреставрированном теплоходе «Максим Горький», который был построен в 1934 году.


  • Долгопрудненский историко-художественный музей имеет постоянную экспозицию, посвященную строительству Канала имени Москвы.

Автор фото: Alexxx1979. Источник: Википедия

Особенности судоходства по каналу

Конструкция канала напоминает лестницу, у которой гигантские водяные ступени. Их ограничивают шлюзы, используемые для пропуска судов, когда те меняют уровни. Воду перекачивают между ступенями с помощью насосных станций. При поднятии ее высота достигает 38 метров.

Канал оборудован пятью насосными станциями. Их суммарная мощность 100 МВт. Годовой объем перекаченной воды составляет полтора миллиарда кубометров.

Общая мощность семи ГЭС составляет 66 МВт. Каждый год они вырабатывают 215 миллионов кВт/ч электроэнергии. Канал оборудован причалами, плотинами, шлюзами и другими гидротехническими сооружениями.  

Состав флота канала сформирован из плавкранов, дноочистительных снарядов, брандвахт, шаланд, мотозавозней, землесосов и земкараванов, которые имеют черпаковые земснаряды. Отдельно стоит сказать о самоходном флоте, состоящем из обстановочных судов, танкеров и буксиров.


Открытие судоходства по Каналу имени Москвы приходится на май и продолжается до октября. Лучше всего отправляться в круизы в середине июня. Благодаря белым ночам и продолжительным дням вы сможете наслаждаться великолепными видами окрестностей канала.

Круизные маршруты осуществляют на теплоходах с тремя и четырьмя палубами. Вам предложат 3-дневный круиз из Москвы с посещением Твери или Углича или дальнее путешествие на Соловецкие острова, в Уфу, Пермь, Санкт-Петербург и другие города.

Где отдохнуть и чем заняться?

У туристов есть возможность прекрасно провести время в многочисленных рыболовецких базах, гостиничных комплексах, пансионатах, санаториях, турбазах и домах отдыха, расположенных вдоль Канала имени Москвы. 

Водохранилища прогреваются примерно к июлю. Купаться в них при комфортной температуре воды можно до середины августа. В зимний период отдыхающие ходят по лыжным маршрутам и занимаются подледной рыбалкой.

Многие жители и гости Москвы любят прогулки по набережной, расположенной на территории Химкинского водохранилища. Отсюда можно любоваться живописным видом Ленинградского моста и проплывающих кораблей. В небольшом соседнем лесопарке живут белки и находится военный госпиталь.



Фотографии

Популярные статьи

Это интересно