Сколько стоит спасти туриста

Активный (или, как говорят в других странах, приключенческий) туризм, в том числе горный, в России становится все более популярным. Это связано и с ростом благосостояния людей, и с модой на "опасные" виды спорта, позволяющие испытать недостающие в повседневной жизни острые ощущения, и с определенной пресыщенностью людей традиционным туризмом экскурсионно-пляжного типа. При этом все чаще в горные походы и на восхождения отправляются не только прошедшие подготовку спортсмены, но и любители, с большим спортом никак не связанные. Достаточно найти турфирму, которая предложит маршрут и предоставит инструктора, либо просто группу таких же энтузиастов с большей или меньшей степенью подготовки, раздобыть необходимое снаряжение, запастись продуктами и - вперед.

Однако желание почувствовать опасность зачастую не означает готовность с ней встретиться: среди причин несчастных случаев в горах одна из наиболее распространенных - недостаточная подготовка и недисциплинированность. Иными словами, любители горной романтики не всегда умеют позаботиться о собственной безопасности. Конечно, от трагедии не застрахованы и профессионалы. Так, маршрут восхождения на высочайшую вершину мира - Эверест - буквально усеян трупами. В России, где возможности для активного отдыха поистине необъятны (у любителей горного спорта популярны Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Краснодарский и Ставропольский края, Мурманская область, Алтай, Хибины и другие горные районы России), вопрос безопасности любителей экстрима стоит особенно остро. И, как выясняется, практически никак не решается.

С развалом СССР в области горного туризма, как и во многих других, воцарился полный хаос. Работа спасателей МЧС стала существенно отличаться от работы спасателей в СССР. Изучением маршрутов и анализом несчастных случаев занимается Туристско-спортивный союз России. Туристам, отправляющимся в горы, как поясняют в пресс-службе МЧС, лишь "рекомендуется" зарегистрироваться в поисково-спасательных формированиях ведомства, однако закона, обязывающего их это делать, не существует. И хотя министерство никогда не отказывает в помощи ни своим, ни иностранным гражданам, возможности эту помощь оказать у спасателей объективно не велики. Надежность связи, которую можно было бы установить с помощью переносных радиостанций, как признает эксперт, хуже, чем буев системы "КОСПАС-САРСАТ", однако "подать сигнал бедствия в пределах радиовидимости", в принципе, возможно.

Стоимость такого оборудования, как утверждает главный редактор "Вольного ветра", составляет около 300 долларов, и позволить его себе может не каждый турист. Прокатом же радиостанций, опять-таки, никто не занимается. В итоге - МЧС вынуждено проводить дорогостоящие и не всегда эффективные поисковые операции, причем даже не на деньги страховых компаний, а на средства бюджета, то есть налогоплательщиков. По данным Минделевича, только аренда вертолета стоит около 50 тысяч рублей в час. А арендовать их приходится порой не на одни сутки. Только площадь Эльбруса, по его словам, соизмерима с площадью Москвы: быстро найти людей в таких условиях просто невозможно. Таким образом, "контролем за безопасностью горных туристов не занимается никто", резюмирует эксперт. То же самое сказали РИА Новости в пресс-службе МЧС.

Надо признать, впрочем, что какое-то время назад это ведомство выступило с инициативой ввести особое лицензирование турагентств, занимающихся "экстремальным" отдыхом. Ни обязательного страхования туристов-экстремалов, хотя бы иностранных (спасаемых пока что на деньги российских налогоплательщиков), ни обязательной сертификации туристских маршрутов в России до сих пор нет. Да и имеющееся законодательство (в частности, федеральные законы "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и "О защите прав потребителей") помогает не всегда.
Предыдущие новости России

Калейдоскоп

Посещение собора Святой Софии в Стамбуле станет платным для иностранцев
Самый высокий водопад в Крыму оказался выше, чем считалось ранее
Под водой у побережья Египта нашли храм Афродиты
В Турции нашли новую достопримечательность
Чартерные рейсы на Шпицберген для туристов начнутся весной 2024 года
В Египте будут проводить экскурсии к затонувшему кораблю III века до н.э.
РСТ: российские туристы все чаще выбирают для отдыха глэмпинги
В Сочи объяснили, почему землетрясения стали происходить чаще


Внимание!

Новостные материалы от организаций принимаются по e-mail: novosti@votpusk.ru

Публикация новостных материалов происходит после их рассмотрения редакцией сайта.

Это интересно