"По предварительной оценке, на массовых направлениях внутри России отдохнуло более 20 млн человек. Под массовыми направлениями мы подразумеваем Краснодарский край, Крым и Калининград.
Это три региона, которые предлагают классический пляжный отдых, наиболее успешные регионы РФ с выходом к морю. Подчеркну, что это более 20 млн поездок, так как некоторые туристы за сезон не один раз отдохнули", — рассказала она.
Говоря об итогах лета, на выехдных рынках, спикер отметила, что "самое популярное зарубежное направление – это Турция, здесь нет сюрпризов. По предварительной оценке, до конца года она примет 4-4,5 млн российских туристов. Это больше, чем в 2020 году, но меньше, чем в 2019, когда было почти 6 млн наших туристов на этом направлении. За летний сезон, если говорить о летних месяцах плюс сентябрь, в Турции побывало 2,3-2,4 млн человек. И это больше, чем в 2020 году".
"Турция была закрыта с 15 апреля по 22 июня, и сезон был сильно усеченным. Тем не менее, это направление номер один, и, несмотря на то, что оно не достигла показателей 2019 года, сезон можно считать успешным", — добавила она.
В то же время, по словам г-жи Ломидзе, более 250 тыс. российских туристов посетили с начала 2021 года Египет, однако даже с учетом широкой сети регулярных рейсов страна вряд ли сможет достичь показателей 2015 года, когда Египет был вторым по популярности после Турции.
Как пояснила г-жа Ломидзе, Египет всегда был самым дешевым массовым направлением. В настоящее время, по ее словам, из-за отсутствия чартеров и определенных ограничений на регулярные рейсы стоимость отдыха в Египте в 2-2,5 раза выше, чем этого ожидали туристы и туркомпании.
Она добавила, что «средняя стоимость поездки в Египет сейчас составляет 50-60 тыс. рублей на человека на неделю с размещением в гостинице 4* по системе "все включено"».
Между тем, говоря о перспективах зимнего сезона, эксперт заявила, что российские туристы в этом году опасаются бронировать туры на Новый год заранее.
"Уже открыты программы раннего бронирования на зиму, и это касается, в первую очередь, горнолыжных туров. Этот тот вид туризма, который бронируется более или менее не в последний момент. Но даже по акциям раннего бронирования, по которым туры на зиму до 15 ноября можно купить со скидками от 25 до 30%, число желающих бронировать заранее невелико", — сказала она.
"О какой-то картине новогодних продаж мы сможем говорить не раньше второй половины ноября. Тогда будет понятен рейтинг направлений, что продается и по какой цене. И если говорить о прогнозе, уже очевидно, что хитом продаж будут горнолыжные направления, в первую очередь, в России. В первую очередь, конечно, Красная поляна и Шерегеш", — добавила она.
Эксперт добавила, что причиной низкого интереса к новогодним турам является страх туристов бронировать что-то заранее.
"Важной тенденцией прошедшего летнего сезона на всех направлениях стало снижение глубины продаж. Она была сформирована в 2020 году и окончательно закрепилась в 2021. Туристы стали бояться бронировать заранее. И это объяснимо и понятно: они боятся, что закроются зарубежные направления, наши регионы.
Опасаются, что сами заболеют, и придется переносить поездку. А возврат денег – не самый популярный инструмент в туризме, причем это касается всех поставщиков услуг – как туроператоров, так и перевозчиков, и отелей", — подчеркнула эксперт.
По ее словам, эта тенденция касается всех видов туризма, и она привела к невозможности стратегического планирования на туристическом рынке.