В авиакомпании считают необходимым принять нормативный акт, позволяющий не осуществлять вынужденные возвраты средств пассажирам за билеты в денежной форме за отмененные рейсы, а выдавать сертификаты. Напомним, ранее национальный перевозчик пошел на беспрецедентную меру и заблокировал своим агентам возможность авторизации любых операций по возврату – как вынужденных, по которым перевозчик полностью выплачивал стоимость билетов, так и добровольных, где по условиям тарифов предусмотрено удержание штрафов или возмещение только такс. Через несколько дней после этого с инициативой введения ваучеров выступила Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ).
Фактически сейчас это первое официальное сообщение «Аэрофлота» по теме. В письме Савельева говорится, что вместо возврата денег можно предлагать пассажиру сертификат с исполнением на срок до трех лет. И для турбизнеса, по мнению экспертов, это очень важный сигнал. «Даже два. Первый – то, что такая колоссальная структура, как национальный перевозчик, государственная компания, признает невозможность одномоментно выполнить свои обязательства по возврату денег клиентам. Второй более тревожный – это оценка реального срока полного исполнения обязательств. Три года – это серьезно, и явно, что “Аэрофлот” опирается на аналитику и инсайдерские данные по перспективе восстановления пассажиропотока», – отмечает генеральный директор «Русского Экспресса» Тарас Кобищанов. По его мнению, речь идет не только и не столько о финансовой стороне (государство не бросит национального перевозчика), сколько о разрешении свободно летать по стране и за рубеж и о покупательной способности населения.
В целом на туристическом рынке положительно относятся к идее выдачи ваучеров как гарантии возврата денег или предоставления услуги в будущем. А для потребителей на первый план выходят гарантии надежности ваучеров – сам по себе документ не может подтвердить выполнение обязательств в случае банкротства билетного агентства или перевозчика. «Если они прекратят свою деятельность из-за финансовых проблем, клиентам никто не компенсирует потери. Поэтому предложенный механизм будет работать при условии, что компании будут иметь финансовые возможности выполнить свои отложенные обязательства», – прокомментировал TourDom.ru один из собеседников.
Отметим, что российские туроператоры уже по собственной инициативе предлагают туристам депонировать средства и взамен предоставляют разного рода гарантийные письма. Не стала дожидаться решения правительства и уже выдала пассажирам отмененных рейсов ваучеры вместо денег и дочка «Аэрофлота» – «Победа».