Петербургский рынок апартаментов уходит в сервисный сегмент гостиничного формата. Проекты укрупняются, растет интерес к инвестициям в апартаменты и услугам управления и сдачи в аренду. Прибыльность от вложений, при условии сдачи апартаментов в аренду, на сегодняшний день составляет от 12 до 17%.
Сервисные апартаменты – это квартиры, которые сдаются в аренду и обслуживаются, как гостиничные номера. Мировой рынок этой услуги начал формироваться 20 лет назад, и сегодня суммарный объем предложения – более 775 тысяч вариантов.
Руководитель департамента развития компании «ПСК» Сергей Мохнарь говорит, что популярность апартаментов росла за счет туристической сферы. Городу и сейчас не хватает предложений, особенно в высокий сезон. А запрет размещения хостелов в жилых помещениях лишь усугубил ситуацию.
Апартаменты в третьем квартале 2019 года занимали 10% рынка новостроек Петербурга, год назад их доля была 6-7%, подсчитали в Knight Frank St. Petersburg. В классификации Knight Frank, помимо сервисных, то есть имеющих инфраструктуру на уровне отелей, выделяются еще три вида: элитные, рекреационные (в основном, сосредоточены в курортном районе) и несервисные – то есть аналог жилья
По словам руководителя департамента апарт-отелей Becar Asset Management Евгении Гиль, апартаменты типа городского отеля с номерами с кухней напрямую конкурируют с классическими гостиницами. Отличие только в наличии кухни в номере. Также апарт-отели зачастую могут предлагать тарифы ниже классических, если предполагается размещение от одного месяца и больше.
Сергей Мохнарь уверен, что у апарт-проектов в Петербурге отличные перспективы: апартаменты будут динамично развиваться минимум до 2024 года. Формат апартаментов пришел в Петербург из Москвы, где на его развитие повлиял дефицит земель под жилую застройку. Но сейчас по числу сервисных апартаментов, оптимизированных под сдачу в аренду с управлением, Петербург обгоняет даже Москву.
Руководитель отдела аналитики Knight Frank St Petersburg Светлана Московченко уверена, что на то есть ряд причин. Петербург – популярный город с растущим турпотоком и острой нехваткой средств размещения от 3* и выше. Но если Москва была пионером в развитии формата, то Петербург может оспорить пальму первенства в создании именно сервисных апартаментов.
Исторически сложилось так, что в именно в Петербурге был открыт первый апарт-отель в России в его классическом понимании, и этот продукт имел большой успех у инвесторов. Это дало другим компаниям возможность создавать аналогичные проекты и иметь такой же стабильный спрос у инвесторов.
«Тренд путешествовать, узнавать новое и исследовать изменил рынок туризма, – говорит Евгения Гиль. – Но отельеры оказались не готовы к новой аудитории. Молодые люди, готовые платить за впечатления, но не за квадратные метры – аудитория отелей нового формата. Эта публика гонится за знаниями и впечатлениями и только отягощается собственностью. При этом молодежью в Европе себя считают до 45 лет».
По словам коммерческого директора компании Docklands Development Екатерины Запорожченко, туристы по всему миру все чаще выбирают размещение именно в апарт-отелях. К тому же Петербург нуждается в качественных проектах для размещения гостей. Так что апарт-отели – в тренде. Она уверена также, что ужесточение конкуренции на рынке уже в скором времени приведет к появлению апарт-отелей под управлением международных операторов. Процесс уже запущен, только в этом году объявили о старте нескольких проектов.
Эксперт также полагает, что законодательство пойдёт по пути ужесточения правил к проектированию, обеспечению инфраструктурой в соответствии со звездностью, озеленению и благоустройству территории таких объектов. Апарт-отели уже ждет «звездная» классификация, штраф за ее отсутствие может составить 2,5-4% от выручки за предыдущий год.
Рынок должен прийти к централизованной передаче всеми собственниками номеров конкретному отельному оператору или управляющей компании, считают эксперты. Тогда апарт-отели будут в полной мере конкурировать с традиционными гостиницами.