Крымский сезон принес не только разочарование

Все предыдущие годы Крым принимал около 6 млн. туристов в год, граждане России при этом составляли чуть более трети. После присоединения полуострова к России министр курортов республики Елена Юрченко заявила о планах принять летом 2014 года столько же туристов, что и раньше. Однако к июлю в Крыму отдохнуло примерно 1,3 млн. человек, к концу августа – около 3 млн. Несмотря на скромный результат, сейчас очевидно, что первоначальный прогноз не был заоблачным. Благодаря «рекламе» на самом высоком уровне, популярность Крыма в начале лета была столь высока, что этот сезон мог бы стать по-настоящему рекордным. Но при отсутствии прямого железнодорожного сообщения, на которое в прошлые годы приходилось до 70% российского потока в Крым, туристы были вынуждены выбирать между перелетом и собственным автомобилем. Перелет, однако, уперся в недостаточное количество рейсов и дороговизну билетов, а автомобили – в Керченскую паромную переправу, где людям приходилось ждать по 12-40 часов на жаре.

Многие не выдерживали, разворачивались и бросали якорь в Анапе и Геленджике. Оба эти курорта были летом переполнены, а крымские отели и здравницы оставались полупустыми. По данным поисковой системы «Яндекс», в апреле число запросов по Крыму вдвое превышало прошлогодний показатель. «Это совпадает с нашими оценками. В мае спрос оставался на таком же высоком уровне, а уже в июне, после того как идея дешевого перелета начала буксовать, интерес стал заметно снижаться. Многие просто отказались от поездки в Крым», – пояснил RATA-news генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин.

Действительно, по данным ВЦИОМ, лишь 3% из 10% россиян, планировавших летом отдохнуть в Крыму, смогли там побывать. Но даже в таких обстоятельствах на полуостров приехало на 400 тыс. наших туристов больше, чем год назад: 1,96 млн. человек вместо 1,53 млн. «Учитывая совершенно новые, чрезвычайные обстоятельства этого сезона, его итоги можно признать вполне успешными. Популярность Крыма не упала, а возросла», – резюмирует Сергей Ромашкин.

Тем не менее, нынешний сезон оказался для турбизнеса самым тяжелым за все время продаж этого направления. По словам Елены Капустиной, исполнительного директора московского офиса компании «Ласпи», монооператора по Крыму, турфирмы потеряли в этом году в среднем по 40-50% своих прежних объемов: «Мы много лет специализировались на отдыхе в Крыму, у нас хорошие цены и условия от партнеров, престижные объекты размещения, но без нормальной перевозки все это не работало. Не помогли и скидки, потому что приобрести авиабилеты по нормальной цене было невозможно. Кто-то пытался возить людей на автобусах, но все это не решало проблему. Обидно, ведь спрос был хороший».

Г-жа Капустина предположила, что от всех проблем выиграла, скорее всего, только Анапа: «У нее и так не было проблем с загрузкой, а в этом году курорт просто трещал по швам. Не было ни одного свободного места. Некоторые отели, пренебрегая договорами с операторами, продавали места напрямую клиентам. Было множество случаев овербукинга, незаселений в забронированные номера».

Коммерческий директор компании «Алеан» Оксана Булах также говорит о 50-процентном падении объемов по Крыму: «Спрос подскочил на мощной информационной волне, но с такой перевозкой людям мало что можно было предложить». Главную особенность нынешнего крымского сезона она видит в том, что на полуостров организованно и самостоятельно поехал «новый» турист – те, кто давно или в последнее время туда не ездил. И в этом – огромный потенциал Крыма, который при решении транспортной проблемы может даже превысить ожидания, полагает Оксана Булах.

Генеральный директор компании «Звездный путь» Елена Бурцева уверена, что со временем Крым вполне может стать альтернативой Болгарии, однако для этого потребуются серьезные инвестиции в инфраструктуру. Об этом же думает ведущий менеджер по продажам санкт-петербургской компании «Аничков мост» Оксана Мароммати: «Если бы авиабилеты этим летом предлагались не дороже 8 тыс. рублей, туристов было бы вдвое больше. Но и решения транспортной проблемы мало, так как сами курорты в Крыму пока неконкурентоспособны по сравнению не только с зарубежными, но и с соседними, краснодарскими. Слабая гостиничная база, слабый сервис».

В Крыму это понимают. По данным Министерства туризма и курортов республики, последние 15 лет поток отдыхающих на полуостров не растет, организованный туризм – стагнирует. Причем за это время он сократился почти вдвое – с 2,1 млн. человек до 1,2 млн. В 1990 году продолжительность курортного сезона достигала 10 месяцев, сейчас – не дотягивает и до трех. Износ туристско-рекреационного комплекса составляет 70%. Пропускная способность транспортного коридора сократилась с 1990 года с 8 млн. человек до 3 млн. Дорогой турпродукт постепенно вымывается, его доля снизилась с 40-50% до 15-25%. А сегмент дешевого пляжного отдыха вырос до 60%: крымский турист тратит на отдых примерно 15 тыс. рублей, а «краснодарский» – 48,2 тыс. рублей. Усугубляется «географический» перекос: основная нагрузка приходится на южную часть полуострова – Южный берег Крыма с центром в Ялте и Юго-Западный (Евпатория – Саки), где концентрируется до 97% всех крымских здравниц. Сейчас обсуждаются планы развития курортной сферы Крыма, но когда процесс будет начат и насколько он будет быстрым, пока сказать трудно.

Если в долгосрочной перспективе Крым видится операторам в оптимистических тонах, то его ближайшее будущее они пока оценивают очень осторожно. Никто прироста не планирует: не та экономическая ситуация, транспортные проблемы также вряд ли будут кардинально решены к следующему лету. «Алеан» оставит на следующий сезон фактические объемы нынешнего года. «Туристы должны четко знать, на чем смогут без проблем добраться до Крыма. Если все останется на нынешнем уровне, мы получим еще большее падение потока», – полагает Оксана Булах. В компании «Ласпи» также не собираются наращивать объемы. Правда и сильно сокращаться не готовы. «Мы не увольняем персонал, оставляем на будущий год все прежние объекты размещения и программы», – уточнила Екатерина Капустина. Для подстраховки оператор по Крыму сейчас активно осваивает другие направления – Краснодарский край, Подмосковье.

Сергей Ромашкин уверен, что пока оснований для пессимизма нет, ведь добиться успеха в этом году помешал только транспорт. «Да, поток оказался невелик. Но в ходе сезона был получен большой опыт. Все участники рынка, в том числе операторы, многому научились. Сделала выводы и Единая транспортная дирекция, к будущему сезону она, например, внедрит электронную очередь. Если бы в мае переправа работала так же, как в августе, сезон был бы удачнее», – заметил он.

О том, что сезон-2014 дал турбизнесу полезный урок, говорила RATA-news и генеральный директор компании «Роза ветров» Ирина Глазкова. В этом году все произошло слишком внезапно, компании оказались зажаты в тесные временные рамки, не было возможности для маневра. «На лето-2014 операторы планировали полетные программы, но когда в феврале началась эпопея с Украиной, рисковать уже никто не хотел. Вновь подняли эту тему в апреле, но тут правительство пообещало дешевую перевозку – 5 тыс. рублей против 9-10 тыс., которые получались у операторов. В июне это обещание себя дискредитировало, однако вновь обсуждать полетные программы было уже поздно», – рассказал эксперт.

Сейчас у операторов есть время подготовиться к будущему лету. Сергей Ромашкин также считает, что России по силам договориться с Украиной о возобновлении железнодорожного сообщения. Главное же, что Крым постоянно в информационном поле, спрос на него падать не должен. Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному уже по окончании сезона, каждый второй россиянин хотел бы в ближайшем будущем съездить в Крым. Но, как полагает г-н Ромашкин, крымским курортам не стоит рассчитывать только на россиян, ситуацию вряд ли спасет наращивание лишь российского потока. Крыму необходимо вернуть украинские объемы. Украина – страна большая, многоликая, и даже в нынешние непростые времена, независимо от политики, на полуостров ехали жители из ее восточных регионов. Но если раньше украинцы в ежегодном крымском потоке составляли не менее 60%, то в этом году – примерно 10%. Тем не менее, это – старый, надежный рынок, за который Крыму стоит побороться.

Предыдущие новости Крыме

Калейдоскоп

Посещение собора Святой Софии в Стамбуле станет платным для иностранцев
Самый высокий водопад в Крыму оказался выше, чем считалось ранее
Под водой у побережья Египта нашли храм Афродиты
В Турции нашли новую достопримечательность
Чартерные рейсы на Шпицберген для туристов начнутся весной 2024 года
В Египте будут проводить экскурсии к затонувшему кораблю III века до н.э.
РСТ: российские туристы все чаще выбирают для отдыха глэмпинги
В Сочи объяснили, почему землетрясения стали происходить чаще


Внимание!

Новостные материалы от организаций принимаются по e-mail: novosti@votpusk.ru

Публикация новостных материалов происходит после их рассмотрения редакцией сайта.

Это интересно