Царицыно

Подробная информация о достопримечательности. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

Царицыно Фото: Царицыно

Фото и описание

Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» – это красивейший дворцово-парковый ансамбль Москвы, заложенный в 1776 г. по указу Екатерины II. Площадь комплекса, включающего в себя дворцовые постройки, пруды и пейзажный парк, составляет около 100 га. Дворцово-парковый ансамбль «Царицыно» находится на юге столицы и входит в состав одноименной особо охраняемой природной территории.

Дворцовый комплекс в Царицыно называют образцом псевдоготики. В России это архитектурное направление сформировалось в петровскую эпоху и было особенно популярно во времена правления Екатерины II. Авторы проектов зданий вольно сочетали элементы византийского направления в архитектуре с европейскими готическими приемами и чертами московского барокко. Часто они использовали насыщенную масонскую символику и доводили декоративные элементы до гротеска.

Усадьба «Царицыно» стала крупнейшей псевдоготической постройкой на территории Европы, появившейся в XVIII в. Влияние дворцово-паркового комплекса на южной окраине Москвы на будущее архитектуры в России было огромным.

История создания Царицыно

В XVI в. место, где располагается ныне комплекс построек в Царицыно, принадлежало сестре Бориса Годунова царице Ирине. В Смутные времена усадьба Годуновой была уничтожена, но каскад прудов, обустроенных при царице Ирине, частично сохранился. Спустя полвека пустошь перешла к боярам Стрешневым, а затем, в течение еще ста лет ею владели по очереди Голицыны и молдавский князь Кантемир. Последний получил владения по милости Петра I за помощь России в противостоянии Турции. Князь Дмитрий Кантемир осел в Царицыно и построил там деревянный дворец на высоком холме. Вокруг разбили парк и заложили фруктовый сад.

В 1775 г. Екатерина II случайно заглянула в поместье и немедленно захотела купить Царицыно. Очарованная красотой здешней природы, она не поскупилась, и Кантемир получил за имение гораздо больше, чем запросил.

Первоначально для императрицы соорудили маленький деревянный дворец, а для прислуги – временные служебные флигели. Но уже в том же году архитектор Василий Баженов получил подробные инструкции и приступил к проектированию подмосковной императорской резиденции, называемой Екатериной «увеселительной». Примечательно, что государыня доверила постройку русскому зодчему, проигнорировав тогдашнюю моду на услуги иноземных мастеров.

Баженов и его проект

Панорамный чертеж «Вид Царицына села» лег на стол к Екатерине II уже в начале 1776 г. Баженов учел пожелания заказчицы: мавританский или готический вид дворца и панорамный парк вокруг. Однако, он не принял рекомендации в качестве незыблемых и создал собственную архитектурную фантазию, пропустив европейскую готику через классицизм и разбавив полученное нотами московского барокко.

Строительными материалами для возведения дворца послужили белый камень и красный кирпич. Классические каноны были слегка попраны принципом решения архитектурного ансамбля: Баженов отошел от идеи монолитности и придумал резиденцию, состоящую из нескольких объектов. Дворец идеально вписался в ландшафт, и естественная красота местности стала не просто удачной декорацией, но и своего рода архитектурным элементом. Ансамбль дворца дополнялся декоративными павильонами и мостиками.

В мае 1776 г. строительные работы начались, но, несмотря на бодрый старт, реализация проекта затянулась на двадцать лет. Финансирование постоянно прерывалось, Баженов впал в немилость и был заменен на Матвея Казакова, идеи которого больше устроили императрицу.

Впрочем, Екатерина II к концу жизни утратила интерес к проекту, и он оставался нереализованным до ее смерти.

Храм в Царицыно

Старейшее сооружение в Царицыно, храм иконы Божией Матери «Живоносный источник» появился в 1772 г. еще до того, как усадьба была куплена Екатериной. Ее владелец Дмитрий Кантемир построил церковь на месте деревянного храма, принадлежавшего еще Голицыным. Василий Баженов, проектируя Царицыно для государыни, сохранил храм и включил его в свой архитектурный ансамбль.

Церковь выстроена в стиле елизаветинского барокко: ее центральный объем имеет восьмигранную форму; купол, венчающий храм, граненый; а колокольне придают легкость арочные окна, разделенные посередине гирьками.

Во время строительства Царицына храм немного переделали. Нанятый для этого архитектор П. Левин добавил южный придел, освященный в честь иконы Казанской Божией Матери, а колокольню нарастили третьим ярусом, и она превратилась в вертикальную доминирующую ось царицынской застройки.

Большой Царицынский дворец

Основу главного дворца составляют два крыла, правое из которых предназначалось для императрицы, а левое – для цесаревича Павла. Средняя часть, соединяющая фланги, выглядит монументально и величественно, хотя представляет собой лишь неширокую галерею.

Классический стиль дворца изрядно разбавлен псевдоготическими нотами – стрельчатыми арками, башенками, высокими окнами. Однако, каноны классицизма, которых придерживался автор окончательного проекта, преобладают и в уравновешенности пропорций, и в тяжеловесности отдельных элементов, и в общем спокойствии здания. Легкость и игривость, о которой вначале говорила Бажанову императрица, сменились в результате державной мощью.

Внезапная смерть заказчицы приостановила ход работ и дворец так и не был окончательно завершен. Он никогда не использовался по назначению, и лишь в 2005-2007 гг. его привели в порядок и превратили в музей.

Что еще посмотреть в Царицыно

Две оси усадьбы Царицыно – Аллея через плотину и Березовая перспектива – стали основой архитектурного ансамбля, на которую, словно бусины, нанизаны все постройки и сооружения.

Большой мост через овраг называют еще готическим. Он строился на протяжении шести лет и был закончен в 1784 г. Крупнейший из сохранившихся мостов XVIII в., он представляет собой уникальную по массивности и гармоничности конструкцию. Стиль Баженова, называемый потомками «театром архитектуры», прослеживается в постройке в полной мере.

При создании моста, протяженность которого составила 80 м., в зыбкий грунт для особой прочности было вколочено две тысячи свай. Парадный въезд на него стал продолжением Березовой перспективы. Большой мост «опирается» на стрельчатые арки с полуколоннами, напоминающие своды готических храмов. О готике напоминают и розетки, имитирующие окна средневековых соборов. В декорировании моста использованы масонские символы – скрещенные мечи и солнечные лучи, расходящиеся из арок. В конце XIX в. мост стал частью тракта, связавшего Царицыно с Каширской дорогой, и служил для регулярного движения транспорта до 1975 г.

Еще один царицынский мост, названный Фигурным, соединил северный и южный отрезки Березовой перспективы. В XVIII в. Фигурный мост был вторым парадным въездом на территорию дворца. Место было выбрано Баженовым не случайно: стоящий на крутом склоне, мост обеспечивал прибывшему гостю внезапность раскрытия дворцовой панорамы.

Мост построен в виде виадука из красного кирпича. Его украшают многочисленные декоративные элементы – узкие стрельчатые проемы парапета, полукруглые башенки, «ласточкины хвосты» как на кремлевской стене и экседры в виде декоративных рассеченных надвое башен.

Крупнейшая баженовская постройка в комплексе – Кухонный корпус, больше известный как Хлебный дом. Название прижилось из-за горельефов, украшающих фасад и имеющих вид каравая с солонкой.

Стиль Баженова проявился в Хлебном доме особенно ярко: под маской замка или даже дворца архитектор смог скрыть обычные кухни. Кухонный корпус не имеет аналогов среди построек подобного назначения. Баженов, знающий кулинарные тонкости, спроектировал здание с учетом всех современных на тот момент требований. Сегодня в Хлебном доме располагаются основные музейные экспозиции.

Большой дворец соединен с Кухонным корпусом аркой-галереей, силуэт которой напоминает декорацию для сказочного спектакля. Опоры арки построены в виде массивных башен, украшенных колоннами, пинаклями в виде пирамидок и сердцами, выложенными из белого камня.

Малый дворец, по мнению историков, строился для развлечений Екатерины II в особо узком кругу. Постройка идеально вписана в холм и окружающий ландшафт. Дворец больше напоминает парковый павильон, но, присмотревшись внимательнее, зритель увидит вензель царицы, венчающий парадный фасад.

Оперный дом часто сравнивают с резной шкатулкой. Его назначение – приемы, концерты и прочие увеселительные мероприятия. Наружный декор здания проработан особенно тщательно: Оперный дом кажется устремленным ввысь, парапет на крыше особенно наряден, а декоративный рисунок на восточной стене напоминает театральный занавес.

Березовую перспективу венчают Фигурные ворота, часто называемые Виноградными. Скульптурное убранство их полностью утрачено, но документы описывают богатый декор в виде ваз и фигур купидонов и собачек. Ворота представляют собой стрельчатую арку, перекинутую между боковыми опорами в виде замковых башен.

Парк и каскад прудов

В Царицыно также достоин внимания пейзажный парк, который начал оформляться сразу после покупки Екатериной усадьбы. Первоначально устройством парка занимался Баженов, который с уважением отнесся к прежним посадкам. Его идея – контраст между деревьями с темной и светлой листвой на дальних планах – позволила зрительно расширить пространство и сделать его легким и светлым. Позже прибывшие английские садовники обустроили парк в европейском стиле, и он стал популярным местом для прогулок у московской знати.

Среди строений парка особенно интересен павильон Миловида с панорамой на залив и остров. Павильон построен в виде сводчатой галереи с богатым декором сводов.

Царицынские пруды начали обустраивать в XVI в., и работы по их формированию продолжались около 200 лет. Каскад состоит из четырех водоемов, старейший из которых – Борисовский. Верхний пруд назывался Английским, и его считают красивейшим в каскаде. К Английскому пруду спускаются пандусные лестницы от Оперного дома и Малого дворца.

Дворцово-парковый ансамбль «Царицыно» служил источником вдохновения для многих писателей, поэтов и художников. Тургенев рассказывал о прогулках москвичей в Царицыно в романе «Накануне», Бунин написал несколько рассказов, останавливаясь на царицынских дачах, а идея «Вишневого сада» пришла Чехову, когда он узнал о вырубке царицынских садов для дачной застройки.

На заметку

  • Месторасположение: Москва, ул. Дольская д. 1.
  • Ближайшие станции метро: "Царицыно"
  • Официальный сайт: www.tsaritsyno-museum.ru
  • Часы работы: Парк Усадьбы Царицыно открыт для посетителей ежедневно с 6:00 до 24:00. Большой дворец и Хлебный дом: Вторник - пятница с 11:00 до 18:00, Суббота - с 11:00 до 20:00, Воскресенье и праздничные дни - с 11:00 до 19:00, Понедельник - выходной день. Оранжерейный комплекс: Среда - пятница с 11:00 до 18:00, Суббота - с 11:00 до 20:00, Воскресенье и праздничные дни - с 11:00 до 19:00, Понедельник и вторник – выходные дни. Кассы закрываются на полчаса раньше.
  • Билеты: Вход на территорию парка бесплатный. Большой Дворец и Хлебный дом: Полный билет – 350 рублей, Дети от 7 до 17 лет включительно – 100 рублей, Студенты РФ и СНГ – 100 рублей, Пенсионеры РФ и СНГ – 100 рублей, Дети до 6 лет – бесплатно. Любительская фотосъемка – бесплатно без вспышки и штатива. Фотографирование на временных выставках может быть ограничено. Оранжереи: Полный билет – 250 рублей, Дети от 7 до 17 лет включительно – 100 рублей, Студенты РФ и СНГ – 100 рублей, Пенсионеры РФ и СНГ – 100 рублей, Дети до 6 лет – бесплатно.












Фотографии




Карта

Расположение объекта Царицыно на интерактивной географической карте.
Загрузить карту
Большая карта






Царицыно: что рядом?

Царицыно находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона. В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.
Популярные города и курорты Москвы:


Теги







Это интересно







Интересное
Открыть все


Что почитать
Открыть все