Потешный дворец и церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в Кремле
На Дворцовой улице Московского Кремля, идущей параллельно его западной стене, среди прочих построек выделяются бывшие жилые палаты боярина Милославского, названные впоследствии Потешным дворцом. Здание внесено в список объектов культурного наследия народов Российской Федерации и является единственными сохранившимися до наших дней боярскими хоромами в Московском Кремле.
История постройки Потешного дворца
Боярин Илья Данилович Милославский происходил из не слишком знатного рода. Его отцом был курский воевода, а сам Илья Данилович пошел по торгово-дипломатической части: он вел переговоры с султаном Ибрагимом I в Стамбуле, а затем готовил почву для плодотворного сотрудничества русских с голландцами. Однако настоящая удача пришла к Милославскому в 1648 году, когда на одной из четырех его дочерей женился царь. Алексей Михайлович был еще молод, и Мария Милославская стала его первой супругой. Спустя несколько дней и вторая дочь Ильи Милославского сделала выгодную партию. Анна была выдана за боярина Б. И. Морозова, известного как воспитатель царя и бывшего одним из крупнейших землевладельцев своего времени. Так род Милославских возвысился, но доброй славы в народе не сыскал. Семью считали стяжателями и любителями получать мзду, да и государь относился к тестю без должного уважения. Желание быстрого обогащения привело к тому, что против Милославских и прочих бояр даже вспыхнуло восстание, названное Соляным бунтом.
Отношения Милославского с царем и народом не помешали боярину отстроить палаты, которые впоследствии были названы Потешным дворцом. Для усадьбы выбрали неширокое пространство между западной крепостной кремлевской стеной и хозяйственными постройками резиденции самого государя. В центре небольшого участка разместили жилые хоромы, с юга к ним прилегал парадный двор, а с севера – хозяйственные строения. Посередине палат был устроен проход в виде арки, по которому можно было попасть с хозяйственного двора на парадный и обратно.
В 1651 году строительство палат Милославского было закончено. Боярину не пришлось наслаждаться новыми хоромами слишком долго. Через 18 лет он отправился в мир иной, а постройка отошла в казну по причине отсутствия у боярина наследников мужского пола. Новая царская недвижимость была соединена переходами с государевой резиденцией, и в бывших хоромах Милославского теперь стали жить члены правящей семьи.
Интересное
Экскурсии в Москве
Потехи ради
Первые на Руси театральные постановки начали устраивать в 1672 году. Местом для спектаклей стали бывшие палаты Милославского, получившие в ту пору новое название. Потешным дворцом царь Алексей Михайлович был доволен. Государю нравилось новое развлечение, однако каждый раз после представления он тщательно молился о прощении греха и даже смывал его в бане.
После смерти родителя новый царь Федор Алексеевич дополнительно украсил Потешный дворец. В нем оборудовали специальные помещения для театральных актеров. На представлениях среди зрителей начали открыто появляться женщины монаршей фамилии, а среди участников театральных постановок блистали даже боярские дочери.
Несмотря на нежный возраст, пятнадцатилетний государь не забыл и о духовном. Царь приказал устроить в тереме верхнего яруса домовой храм. Церковь освятили в честь Похвалы Богоматери, а ее приделы – в честь Марии Египетской и Святого Алексея человека Божьего.
Ближайшие отели от Потешный дворец и церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в Кремле
Архитектурные особенности Потешного дворца
Бывшие палаты боярина Милославского стали одним из первых каменных жилых строений Москвы. Возведенные вслед за Теремным дворцом, хоромы послужили образцом для дальнейшего строительства подобных жилых домов:
- Фасады Потешного дворца поэтажно расчленены и украшены резным декором, выполненным из белого камня.
- Жилые помещения палат расположены по анфиладному типу, как и Теремном дворце. Подобное новшество впоследствии прижилось и большая часть каменных жилых построек Москвы конца XVII – начала XVIII веков проектировалось по анфиладному принципу.
- Домовой храм Похвалы Богородицы был вписан в объем дворца. Расположение церкви выглядит абсолютно каноническим – архитекторам удалось избежать расположения алтаря над жилыми помещениями. Храм возвышается над восточным фасадом, а алтарное пространство оказалось вынесенным на машикулях-кронштейнах, которые выступают на уровне верхнего яруса здания. Над западным фасадом располагается паперть церкви, образованная плоской кровлей крыши.
Большую роль в перестройке Потешного дворца сыграла дочь царя Алексея Михайловича царевна Софья. Переехав жить в бывшие боярские палаты вместе с сестрами, Софья превратила их в настоящий дворец и собственноручно руководила всеми работами по декорированию и ремонту.
Львиные ворота
С южной стороны двора Потешного дворца были построены Львиные ворота, называемые также Преображенским порталом. История памятника почти не сохранила никаких документальных свидетельств, описывающих его постройку и предназначение. Известно лишь, что Львиные ворота появились в Московском Кремле в середине XVII столетия.
Для их сооружения был использован белый камень, блоки которого покрывал резной орнамент. Узор изображал райский сад с его обитателями, растительные орнаменты которого тесно переплетались с государственной символикой. По мнению историков, первоначально орнаменты были полихромными, но впоследствии их многократно закрашивали побелкой.
Свое основное название ворота получили благодаря скульптурам львов, которые в качестве гирек служили опорой малым аркам. Гирьки значились в списке декоративных элементов русского каменного зодчества и обычно выглядели как опрокинутые пирамидки. Гирьки в виде львов – это редкий вид подобных архитектурных деталей.
После революции директор вновь созданного музея в Коломенском П. Д. Барановский выступил с инициативой тщательно измерить ворота и провести их фотофиксацию. После проделанных работ Львиные ворота разобрали и отвезли в музей «Коломенское». В настоящее время фрагменты портала хранятся в Коломенском в помещении Сытного двора, а в подвале Передних ворот усадьбы можно увидеть реконструкцию декора Львиных ворот, выполненную из сохраненных резных блоков.
От Петра I до наших дней
Вошедший на трон Петр I развлечений в духе Потешного дворца не признавал и разместил в здании бывших боярских хором Полицейский приказ. Стражи закона сидели в Потешном дворце до 1806 года, когда особняк решили перестроить для нужд коменданта Москвы: в бывших палатах Милославского было решено разместить канцелярию и жилые покои столичного коменданта.
Строительные работы возглавил Иван Еготов, проект которого предусматривал смену основного фасада с западного на восточный. Так требовали общие перестройки в Московском Кремле, где была вновь образована Дворцовая улица. С целью придания постройке симметрии было возведено северное крыло, а на фасаде появились псевдоготические декоративные элементы. Готики добавили и в интерьеры дворца. Домовой храм Похвалы Богородицы упразднили, демонтировав купола и кресты.
После революции 1917 года в Потешном дворце квартировало немало известных и важных персон, служивших в правительстве большевиков и им сочувствовавших. Так в конце 20-х годов здесь можно было увидеть Брониславу Мархлевскую, бывшую на тот момент уже вдовой польского революционера и борца за права рабочих Юлиана Мархлевского. В одной из комнат Потешного дворца в ноябре 1932 года застрелилась Надежда Сергеевна Аллилуева, жена Сталина.
Последняя реставрация Потешного дворца была проведена в 2000-2004 годах. Инициатором выступила служба Комендатуры Московского Кремля, которая квартирует сегодня в бывших боярских хоромах. Реставрация коснулась не только интерьеров. Были организованы работы по восстановлению фасадов упраздненной в XVIII веке церкви Похвалы Богородицы. В результате ремонтных мероприятий реставраторы обнаружили уникальную резьбу, выполненную на белокаменных подоконниках парадного этажа дворца. Сюжеты, выполненные неизвестным мастером, весьма нетипичны для русского искусства XVII века. Камнерез изобразил множество реальных и мифических растений и животных и сцены рыцарских турниров.
Экскурсии в Москве
Понравилась статья?
Подпишитесь на наш канал и не пропустите новые статьи!Потешный дворец и церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в Кремле на карте
Расположение объекта Потешный дворец и церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в Кремле на интерактивной географической карте.
Добраться самостоятельно до Москвы
Что рядом с Потешным Дворецом И Церковь Похвалами Пресвятоем Богородицами Вом Кремле?
Потешный дворец и церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в Кремле находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона. В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.
Другие достопримечательности в Москве
Московский Кремль — замечательный архитектурный ансамбль XV-XIX вв. По форме он представляет собой неправильный треугольник,...
Красная площадь Москвы – наиболее узнаваемая достопримечательность России. Архитектурный ансамбль площади является памятником Всемирного наследия...
Про московскую улицу Арбат знают даже те, кто никогда не был в столице. Улица в...
Комментарии