Юньганские пещеры в провинции Шэньси
Пещерный комплекс, расположенный в провинции Шаньси в 15 километрах от китайского мегаполиса Датун, считается одним из чудес света и входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Юньганские пещеры ежедневно привлекают тысячи туристов и остаются одним из самых посещаемых архитектурных памятников Китая.
Историческая справка
Удивительный Юньган создавался в течение нескольких десятилетий на скальном обрыве горы Учжоу. Место для будущей буддистской достопримечательности выбрали неслучайно: минералогический состав горной породы из песчаника идеально подходил для высечения скульптур и ниш внутри горы.
Пещеры начали сооружать в период расцвета города Пинчен, который сегодня переименован в Датун. Пинчен был стремительно развивающейся столицей кочевого народа табгачей, которые к тому времени объединили под своей властью северную часть Поднебесной. Государство получило название Тоба Вэй (Северная Вэй) и стало одним из самых могущественных в древнем Китае.
В списке провинций, присоединенных к Пинчен в 439 году, числилась Ганьсу, где буддизм считался главной религией. Этот факт в значительной степени повлиял на распространение нового религиозного течения в государстве Тоба.
Основные пещеры были сооружены в период с 460 по 524 год, а самый активный период строительства приходится на 461-495 гг. Инициатором создания Юньгана стал буддистский монах Тань Яо, убедивший императора в значимости религиозной святыни. Специалисты выделяют в строительстве пещер несколько этапов:
-
ранний;
-
средний;
-
поздний.
К раннему периоду относятся пещеры, названные «Пять пещер Тань Яо» и возведенные с 460 по 465 годы. Средний период охватывает с 471 по 494 годы и включает 12 новых пещер. Поздний период имеет временные рамки с 494 по 524 годы, когда были созданы не только интересные пещеры, но и небольшие ниши с росписями.
Особенности Юньгана
Пещерный комплекс стал одной из главных задач для китайских правителей того времени. На строительство были потрачены колоссальные человеческие ресурсы и материальные средства. В работах задействовали более 45000 лучших мастеров прошлого, часть из которых приезжала из Шри-Ланки.
В результате получился впечатляющий комплекс пещер длиной один километр, заполненный нишами и статуями Будд. Всего в Юньгане насчитывается 53 пещеры, около 1230 ниш, 450 подземных ходов и более 50 тысяч религиозных скульптур.
Кроме скульптур Будд, в пещерах можно увидеть ниши, декорированные статуями священных Апсар, сценами из буддистской мифологии, растительными и животными орнаментами. Каждая из ниш представляет собой особый интерес для специалистов, поскольку помогает узнать больше о значимых для буддизма символах.
Рельеф горной местности Учжоу устроен таким образом, что позволил разделить пещерный комплекс на три части:
-
восточная;
-
центральная;
-
западная.
Восточная часть известна своими великолепными пагодами, центральная славится статуями Будды и барельефами на стенах. Западная часть интересна нишами и расположенными в них миниатюрными скульптурами Будд.
Грот Шакьямуни
Этот грот считается самым живописным и масштабным. В середине грота возвышается колонна-пагода квадратной формы высотой 16 метров, являющаяся образцом архитектурного искусства Юньгана. Время её создания приходится на 460-492 годы.
На каждой из сторон колонны с необыкновенной точностью высечены фигуры Будды, а каждый угол на верхней части колонны венчает резная девятиярусная пагода, имеющая в основании фигуру слона.
Стены грота изобилуют изображениями Будды, Лоханов, Бодхисатв и апасаров, раскинувших крылья в свободном полете. Потолок пещеры заполнен изображениями небесных божеств Шакры в количестве 34 картин.
Отдельного внимания заслуживают барельефы, повествующие о разных этапах жизни великого Шакьямуни, который считается основателем буддизма. Одна из сцен посвящена расставанию Шакьямуни с его лошадью. Фигуры и надписи настолько искусно вырезаны на барельефе, что позволяют в деталях увидеть чудесную буддистскую историю.
Автор фото: Felix Andrews (Floybix). Источник: Википедия
Музыкальный грот
Еще одно шедевральное творение скульпторов прошлого отражено в двенадцатом гроте, именуемом музыкальным. Пещера состоит из переднего и заднего помещений.
Переднее декорировано нишами и статуями, украшенными резным орнаментом в сочетании с карнизами и арками. Внутреннее помещение напоминает деревянное сооружение с тремя пролетами, окнами и крышей.
Северная стена в верхней части знаменита своими изображениями небесных музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах. Вход пещеры венчают изображения группы танцоров, застывших в необычных позах. Среди инструментов можно увидеть традиционную китайскую лютню, барабаны, флейту и другие струнные.
Подобные изображения особенно ценятся историками и археологами, поскольку помогают узнать подробности древнекитайской музыкальной сферы.
Грот Будды Трёх Времен
Грот считается самым посещаемым и популярным среди туристов. Он представляет собой овальное помещение с потолком купольной формы. Пещера известна гигантской статуей Будды Гаутамы, которая смотрит на гостей из верхнего окна, расположенного над входом в грот.
Лицо статуи выражает умиротворение и дружелюбность, а высота её достигает 15 метров. Будда облачен в накидку касая, которая является традиционным буддистским одеянием. На накидке высечены более 130 мельчайших барельефов Будд. При этом каждое изображение отличается друг от друга позами и внешним видом.
По бокам главной скульптуры на стенах высечены фигуры бодхисатв. Восточную и западную стену занимают рисунки с изображением Будд Прабхутаратны и Майтрейи, над головами которых видны зонтики.
Религиозная композиция завершается фигурами учеников, высеченных за спинами Будд. Лица учеников высечены с такой точностью, что в каменных изваяниях видны эмоции благодарности и радости от общения с учителем.
Пещеры сегодня
В течение длительного периода власти Китая предпринимали максимум усилий для сохранения юньганских пещер. Однако климатические условия и время сделали свое дело, в результате чего некоторые статуи и ниши серьезно пострадали.
В 2015 году проводилась масштабная реконструкция комплекса, после чего пещеры снова открыли для посетителей. В процессе реконструкции ученые выяснили, что около 1400 редких скульптур было украдено и вывезено за пределы страны, а краска древних рисунков изменила цвет.
С целью сохранения музея под открытым небом китайские власти создали в 2021 году современный центр, специалисты которого занимаются оцифровыванием изображений и скульптур гротов. Работа центра, прежде всего, направлена на анализ сложившейся в связи с выветриванием пещер ситуации.
Ученые установили, что с той скоростью выветривания, которая свойственна провинции Шаньси, некоторые статуи в течение нескольких лет исчезнут. Поэтому в задачи сотрудников центра входит тщательная оцифровка всех изображений и скульптурных элементов статуй.
Такой необычный проект помогает не только сохранить юньганские пещеры для будущих поколений, но и посмотреть на этот удивительный памятник буддистской архитектуры с другой стороны.
Понравилась статья?
Подпишитесь на наш канал и не пропустите новые статьи!Юньганские пещеры в провинции Шэньси на карте
Расположение объекта Юньганские пещеры в провинции Шэньси на интерактивной географической карте.
Комментарии