Метро Алматы: схема, фото, описание
Содержание статьи
Метрополитен в Алматы задумывался давно – первые упоминания были в Генплане города, который был утвержден в далеком 1978 году еще при СССР. До распада Советского Союза в 1991 работы были достаточно активными, да и оплачивались они из общего бюджета страны, однако пришел период перестройки и все работы остановились.
Метро в Алматы – последний советский проект – представляет собой систему так называемого внеуличного рельсового транспорта. Это единственный метрополитен в Казахстане и второй в регионе (после Ташкентского). Торжественное его открытие произошло лишь 1.12.2011 года, с тех пор пассажиропоток постоянно растет.
Над проектом в разные годы работали канадские и австрийские компании, поскольку казахское руководство активно привлекало спонсоров. Бюджет строительства менялся, цифры впечатляли. Среди возможных партнеров рассматривали, к примеру, канадскую компанию Bombardier, известную тем, что она строила метрополитены в Нью-Йорке и Лондоне, Мехико и Анкаре. Также был договор о сотрудничестве с не менее известной в определенных метростроевских кругах немецкой фирмой Philipp Holzmann.
На сегодня метрополитен в Алматы – второй по длине в Средней Азии и 15 в странах на постсоветском пространстве. При этом уже спроектировано продолжение первой ветки, есть вторая линия, а на некоторых схемах и третья.
Стоимость проезда и где купить билеты
Для удобства пассажиров предусмотрены различные возможности оплаты проезда в подземке:
- Смарт-жетон. Его стоимость – 80 тенге (одна поездка).
- Такой же жетон, но в детском формате (возраст от 7 до 15, рассчитан на школьников, требует предъявления документа при покупке). Стоимость вдвое меньше – 40 тенге. Смарт-жетон действителен один день, однако руководство метрополитена предлагает использование просроченных по средам, для этого введена постоянная акция под названием «День жетона».
- Смарт-карта. Ее стоимость составляет 100 тенге, она многоразовая. Купить такую карту можно как в кассе (на станции метро), так и в автоматах, где производится продажа проездных билетов на транспорт. Одна поездка стоит 80 тенге, всего можно пополнить карту на 60 поездок (можно вносить деньги на 2-60 поездок, не больше). Действует карта 3 года с момента, когда на нее в последний раз внесены деньги.
- Оплата при помощи банковских карт. Тут возможны разные варианты – карта Master Card или VISA, а также Union Pay. Бесконтактные терминалы – удобный способ оплаты для горожан и туристов.
- Специальные POS-терминалы, они также настроены на оплату банковскими картами.
- Последнее нововведение – карты «Онай». В этой системе существует 4 льготные транспортные карты – Карта школьника, Карта студента, Социальная карта и Карте ветерана ВОВ. Первые три предполагают 50-процентную стоимость проезда. Владельцы социальной карты в возрасте старше 75 и владельцы Карты ветерана войны ездят в метро Алматы бесплатно.
Интересное
Экскурсии в Алматы
Линии метро
Единственная на сегодня линия имеет общую протяженность 10,3 км, всего насчитывает 9 станций. Половина (5 станций) определены как глубокого заложения, остальные – мелкого. Начало линия берет на пр. Райымбека, а окончание – на пр. Алтынсарина. Всего на линии задействовано семь составов, каждый из них состоит из 4 вагонов.
Станции метрополитена (от конечной до конечной):
- «Райымбек батыра».
- «Жибек Жолы».
- «Алмалы».
- «Абая».
- «Байконур».
- «Театр имени Мухтара Ауэзова».
- «Алатау».
- «Сайран».
- «Москва».
Где остановиться в Алматы
Время работы
Открывается метрополитен в 6-30 утра, а закрываются станции в 23-30. Такой режим просчитан экономически и по пассажиропотоку. Время работы – по времени Астаны.
Различный интервал движения также рассчитывался в связи с пассажиропотоком и составляет:
- в выходные дни – 13 минут;
- в будни во внепиковое время – 10 мин;
- в пиковые часы – 8 мин.
Время следования поезда от конечной до конечной составляет около 16 минут.
История
История проектирования и строительства метрополитена в Алматы была долгой и достаточно сложной. Главные моменты, которые задерживали строительство, всегда были связаны с финансированием. Также сложность строительства подземки во многом сопряжена с сейсмическими условиями в городе.
Все время строительства находились скептики, которые считали метрополитен непосильной ношей для Казахстана после распада Союза, а также совершенно не понимали, зачем в принципе такой вид гражданского общественного транспорта именно в этом городе. Однако несмотря ни на что метро открыли, хотя на проектирование и строительство ушло больше 35 лет. На сегодня есть разработки, которые позволяют заметно расширить метро и предложить горожанам и гостям города удобный и безопасный способ передвижения пол землей.
Особенности
Главной особенностью метро в Алматы принято считать богатую отделку станций. И это на самом деле так – надо оформлением работали лучшие архитекторы и дизайнеры, станции украшены панно и другими декоративные элементами. Каждая из станций по сути представляет собой завершенный арт-объект. В отделке использовались травертин и гранит, мрамор и мозаика, стекло, гипсовые медальоны и многое другое.
Важная особенность метро и в том, что эскалаторы оборудованы датчиком движения. Это интересно, но в отсутствие пассажиров они автоматически останавливаются. Эскалаторы корейского производства отличаются плавным и неспешным ходом, это гарантирует отсутствие возможности травмирования пассажиров.
В вагонах – не только система кондиционирования воздуха, но также и постоянно работающая система видеонаблюдения – это и безопасность пассажиров, и возможность вовремя предотвращать теракты. Пассажиры отмечают и тот факт, что ни на одной станции метро нет рекламы и мусора – идеальный порядок является одной из особенностей метро в Алматы.
Официальный сайт метрополитена Алматы: metroalmaty.kz
Обновлено: 31.10.2018
Экскурсии в Алматы
Понравилась статья?
Подпишитесь на наш канал и не пропустите новые статьи!- Наш канал в Yandex дзен
- Вконтакте
Комментарии