Статьи

Список пассажиров авиарейса — как узнать, вылетел ли человек на самолете?

Правила авиационной безопасности требуют, чтобы экипаж воздушного судна знал, какое количество человек находится на борту и имел информацию о том, в каком кресле сидит каждый из пассажиров. Эти же данные возможно получить в аэропорту вылета и аэропорту прилета рейса. Они используются в экстренных случаях: если происходит посадка из-за аварии, падение лайнера, военные действия, захват террористами или другая чрезвычайная ситуация.


У каждого вылетевшего самолета обязательно должен быть список пассажиров. Но узнать их имена людям, не обслуживающим рейс, практически не возможно.

В каких случаях возможно узнать имена пассажиров рейса

Списки пассажиров воздушных судов конфиденциальны. Без веской причины их разглашение в 2022 году запрещено — в России это регламентируется Федеральным Законом 152-ФЗ «О персональных данных». В других государствах также есть законодательная база, запрещающая разглашать информацию о клиентах, пользующихся услугами различных авиакомпаний.


Важно! Номер рейса, пункты отправления и назначения, время отправления и посадки, пассажирская вместимость конкретного борта — это не конфиденциальная информация. Они доступны на официальном сайте аэропорта, а также в сервисах, оказывающих посреднические услуги. Проверить вылет определенного борта легко можно в Интернете.

Защите со стороны закона подлежат личные данные клиентов авиакомпании: список пассажиров, информация из их паспортов, факт нахождения на борту самолета. Если человек летит определенным бортом, то он имеет полное право на сохранение конфиденциальности.


Поэтому если вы решите позвонить в авиакомпанию и спросить, улетел ли определенный человек тем или иным рейсом, то вам ничего не смогут сообщить. Сотрудники авиакомпании не имеют права разглашать это без согласия (письменного и официального) того пассажира, о котором идет речь.

Узнать список пассажиров, их фамилии и паспортные данные, номер билета, факт нахождения на борту и другие сведения у перевозчика возможно только в случае аварии или форс-мажорных обстоятельств. Сама же авиакомпания передаст все необходимые сведения государственным и международным службам по официальным запросам.


В истории авиации случались инциденты, когда недостаточная защищенность конфиденциальной информации приводила к катастрофам. Так, например, получив личные данные пассажиров и список находившихся в салоне, террористы могли спланировать угон воздушного судна, нападение на конкретное лицо, подменить билет или совершить другие преступные действия.

В настоящее время получить данные пассажиров какого-либо рейса можно в случае чрезвычайной ситуации, если уже был создан оперативный штаб, работающий с данным происшествием. Обратиться в штаб можно по телефону горячей линии (его номер будет размещен в свободном доступе) и задать интересующие вопросы. Сотрудники оперативного штаба могут сообщать по телефону далеко не всё. Некоторые сведения должны быть защищены от разглашения (временно или постоянно) даже в случае форс-мажора.

В случае авиакатастрофы или другого происшествия, требующего создания оперативного штаба, информацию о состоянии определенного лайнера и находившихся на нем пассажирах можно получить в официальных заявлениях:


  • СМИ (печатных или электронных);

  • государственных органов;


  • международных служб;

  • перевозчиков.

По результатам работы оперативного штаба может быть опубликован перечень пассажиров, летевших на определенном самолете. Их ФИО, места и другие личные сведения публикуются в Интернете, где их может проверить любой желающий, но только, если для разглашения этих данных есть веская причина и разрешение со стороны государства.


Если с бортом ничего не случилось, но вы не знаете, долетел ли ваш родственник или близкий человек до пункта прибытия — обращаться к перевозчику или в аэропорт бессмысленно, хотя у сотрудников и будет информация о прохождении паспортного контроля и посадке. Уточнить это можно только лично у самого пассажира, связавшись с ним.



Как подать запрос на розыск пассажира?

Если вы хотите найти человека с определенного рейса и узнать, совершил ли он перелет, без веских оснований — официальные службы и авиакомпания не смогут вам помочь, так как сами не будут нарушать закон. В случае чрезвычайных обстоятельств близкие пострадавших людей могут подать запрос на их розыск и узнать, жив ли их родственник. Для этого необходимо:

  • обратиться в оперативный штаб по телефону горячей линии;

  • позвонить по официальному телефону аэропорта вылета рейса;

  • обратиться по телефону или с запросом к перевозчику.

Для предоставления официального ответа у того, кто делает запрос, могут попросить документы, удостоверяющие личность или подтверждающие степень родства с интересующим пассажиром. Их необходимо проверить для того, чтобы предотвратить возможные преступления или незаконную передачу конфиденциальных сведений.

Иногда сотрудники аэропорта все же сообщают интересующимся сведения о пассажирах определенного лайнера, даже если с ним ничего не случилось. Они делают это, рискуя, так как при разглашении личной информации нарушают закон.


Интересный факт! Известны случаи, когда работники авиации сообщали своим клиентам о факте перелета других пассажиров. Например, они рассказывали женам о том, что их муж вылетал на самолете с другими людьми. В итоге происходили курьезные ситуации, из-за которых неграмотных работников увольняли – они не должны разглашать информацию, даже если сочувствовали обманутым клиентам.

В России пока не все строго соблюдают закон «О персональных данных», так как не все достаточно юридически грамотны. Поэтому если вы думаете, что с вашими близкими что-то случилось, вы все же можете обратиться к сотруднику авиакомпании лично и объяснить ему ситуацию. Из личной симпатии он может пойти вам навстречу и помочь с розыском, нарушая тем самым собственную должностную инструкцию.

Иногда люди нанимают частных детективов для того, чтобы узнать о перемещениях определенного человека. Детектив может рассказать клиенту о том, кто сел в конкретный самолет, однако эти данные он может получить в ходе личных наблюдений или нелегально, с помощью связей. Сделать официальный запрос перевозчику или в аэропорт частный сыщик не имеет права.

Что делать в случае авиакатастрофы?

О крушениях лайнеров обычные люди узнают обычно от СМИ, разглашающих официальные данные (в том числе и поступающие от государственных служб). Однако список пассажиров разбившегося рейса никогда не зачитывается по телевидению или радио, его не получить из новостей на сайтах или в социальных сетях.

Поэтому если вы узнали, что самолет, на котором летел ваш близкий человек, потерпел катастрофу, вам необходимо:

  1. Выяснить оперативную информацию о катастрофе. СМИ стараются публиковать ее вовремя, они же публикуют телефон штаба, в который можно позвонить.

  2. По личным контактам определить, точно ли ваш близкий человек улетел в назначенный день. Возможно, что он опоздал на самолет, поменял билет или по другим причинам передумал лететь, либо его номер рейса не совпал с тем, что потерпел крушение.

  3. Выяснить о выживших в катастрофе. Так вы сможете сразу подготовиться к будущим новостям и понять, чего ожидать.

  4. Позвонить в оперативный штаб, работающий с катастрофой, и уточнить актуальную информацию.

Если ничего конкретного узнать не удалось, то выход один — ждать новостей. Обычно информация о спасенных людях появляется быстро. Телефоны горячей линии оперативного штаба работают круглосуточно – по ним можно обращаться в любое время для того, чтобы уточнить появление новой информации.

О завершении поисков пропавших сообщит СМИ. Также в свободном доступе будет находиться информация о завершении расследования по факту катастрофы. После этого новой информации о произошедшем крушении обычно не появляется, но иногда случаются чудеса: известны случаи, когда выжившие обнаруживались и через несколько лет после того, как самолет упал.

Мобильное приложение для поиска

Существуют специальные приложения, по которым можно отследить рейс в любой точке мира (например – трекеры полетов Flightradar24 или FlightAware). С их помощью можно узнать, вылетел ли борт, где он находится и когда доберется до пункта назначения. Такие сервисы используют информацию, находящуюся в свободном доступе, не нарушая конфиденциальности пассажиров.

Узнать о нахождении человека в конкретном самолете вы сможете только в трех случаях: если эти данные оглашаются официально (при чрезвычайных ситуациях), если человек сам поделился с вами этой информацией или если он зарегистрировался в специальном сервисе. В остальных ситуациях перечни пассажиров авиационных перевозчиков остаются конфиденциальными и не публикуются в открытом доступе.



Фотографии

Популярные статьи

Это интересно