Статьи

Как строились египетские пирамиды

Ученые долгое время работают над тем, чтобы раскрыть секреты строительства египетских пирамид. Этот вопрос интересует историков, археологов и архитекторов. За последнее десятилетие были сделаны некоторые важные открытия, проливающие свет на способы строительства пирамид.

Загадки пирамид

Эти невероятные сооружения появились в Древнем Египте примерно в 25-м веке до нашей эры. Спустя четыре с половиной тысячелетия они сохранились в своей первоначальной форме. 

Строительство пирамид происходило до изобретения колеса и блока, предназначенного для подъема тяжелых камней. В те времена люди еще не пользовались железными инструментами, поэтому процесс обтачивания глыб и придания им практически идеальной формы был очень сложным и трудоемким. Каждое сооружение ориентируется на определенную сторону света.

Первоначальная высота крупнейшей египетской пирамиды Хеопса составляла 146 метров. По своему размеру это современное здание из 50 этажей. Строили ее примерно два десятилетия и завершили работы приблизительно в 2540 году до нашей эры. Создателем этого величественного сооружения называют архитектора Хемиона, дядей которого был фараон Хеопс. 

Основание пирамиды обладает размером в 230 метров, а в высоту она сейчас достигает почти 139 метров. Каменные блоки имеют средний вес 2,5 т.

Ученые долго не могли выяснить, в каких местах происходила добыча строительного материала, как осуществлялась перевозка тяжелых глыб по пустынной местности и чем поднимались гигантские «кирпичи». Были выдвинуты многочисленные гипотезы, вплоть до того, что пирамиды - дело рук внеземной цивилизации. Однако дать ответы на некоторые важные вопросы ученые смогли лишь недавно.


Сведения Геродота

Историк Геродот побывал в Египте примерно в середине 5-го века до нашей эры. Греческие поселенцы и египетские жрецы рассказали ему о технологии строительства пирамид. По их словам, все египтяне работали на Хеопса. Одна группа занималась перетаскиванием огромных каменных глыб к берегу Нила. Аравийские горы превратились в каменоломни.

Перевозку строительного материала по реке осуществляли корабли. Другие люди тащили глыбы далее. Конечным пунктом их прибытия стали Ливийские горы. В этих работах были постоянно заняты 100 тыс. египтян, которых меняли раз в квартал.

Целое десятилетие измученный народ занимался строительством дороги для перетаскивания каменных глыб. Пирамиду Хеопса строили в два раза дольше. В качестве стройматериала использовали тесаные камни. Длина каждого из них составляла минимум 9 метров.

Перетаскивание глыб происходило следующим образом:

  • Лестничные уступы пирамиды (ступени, площадки) строили первыми.

  • Завершив закладку самых нижних камней, оставшиеся перетягивали до первой ступени. Для этого использовали помосты, основу которых составляли короткие балки.

  • Со второго помоста камни перетягивали до следующей ступени.

  • Подъемные приспособления были установлены по рядам, хотя есть версия, что одно такое устройство переносили между ступенями.

Геродот записал процесс создания пирамиды Хеопса через двадцать веков после того, как она была построена. Современные ученые хотели добиться получения наглядных доказательств, что в итоге и произошло в начале 21-го века.

Удивительные открытия

В Египет отправляли экспедиции для выяснения маршрута перевозки стройматериалов. Исследователи определили, что добыча гранита, из которого делали внутренние камеры пирамиды, осуществлялась на территории Асуана, расположенного почти в 860 километрах на юг от Гизы

Доставка известняковых плит осуществлялась из населенного пункта Тур, расстояние от которого до места строительства пирамиды Хеопса составляет двенадцать километров.

Ученым хотелось разобраться в способе транспортировки стройматериала. В 2014 году голландские физики провели эксперимент, чтобы выяснить, как египтяне использовали сани, чтобы перевозить камни. 

В захоронении периода Двенадцатой династии (XX—XVIII вв. до н. э.), обнаруженном на территории Дейр-эль-Берши, находится фреска, запечатлевшая такую транспортировку. На ней нарисованы 170 человек, перетягивающие сани со статуей номарха Джехутихотепа. Перед транспортным средством изображен разливающий воду по песку египтянин.

Голландские ученые создали похожие сани и намочили песок, чтобы сравнить способы транспортировки по влажному и сухому песку. В первом случае этот процесс существенно облегчался. Скольжение саней по мокрой дороге осуществлялось быстрее.

А египтологу Марку Лехнеру удалось обнаружить древний порт рядом с пирамидами Гизы. Он доказал, что в то время по этой территории проходило несколько притоков реки Нил, по которым осуществлялась перевозка массивных камней на лодках.

В древнем папирусе, найденном недавно французским археологом Пьером Талле, говорится о транспортировке строительных материалов для возведения пирамид Гизы. Текст составлен неким Мерером, который руководил бригадой из сорока человек. 

В папирусе описано, как открывалась дамба для отведения воды из реки Нил, которая далее текла по искусственным каналам в сторону пирамид. Добыча известняка осуществлялась в Туре, а потом гигантские блоки привозили на кораблях в Гизу.

На территории Хатнуба есть карьер, в котором археологами была обнаружена древняя рамповая система для поднятия гигантских блоков. Ее возраст – 45 веков. 

На наклонной поверхности оборудованы две боковые лестницы, а в земле обнаружены многочисленные отверстия. По мнению археологов, рабочие волокли блоки вверх, используя веревки, перекинутые через столбы из дерева.

У пирамиды Хеопса далеко не идеальная геометрическая форма. Когда ее начали строить, было допущено несколько ошибок, поэтому форма основания не квадратная. Восточная сторона по своей длине на четырнадцать сантиметров короче западной.

Для облицовки пирамид использовали белый известняк, поэтому вначале они имели белоснежный цвет. До сих пор ученые не могут понять назначение загадочных пустот. Так что некоторые загадки древних пирамид еще предстоит разгадать.



Фотографии

Популярные статьи

Это интересно