Архитектор, восстановивший Москву
Именно великому зодчему Осипу Бове Москва обязана современным видом – с просторными площадями, широкими бульварами и улицами. Облик города в едином архитектурном ключе, которым так гордятся москвичи, создал итальянский архитектор, полюбивший страну, в которой он родился.
Его биографию можно смело назвать «приключениями итальянца в России». Он родился в Петербурге, в семье неаполитанского живописца, приглашенного работать в Эрмитаже. Бове чувствовал себя настолько русским, что, когда началась война с Наполеоном, пошел воевать в ополчение. На волне патриотического подъема он даже принял православие и поменял имя с Иосифа на Осипа.
После московского пожара город лежал в развалинах. Молодой архитектор сразу включился в работу. Его ввели в комиссию по восстановлению столицы и поручили проектировать центр города, который выгорел на 90 %. Постепенно Бове увлекся градостроительной стратегией – стремился проектировать комплексно, ансамблями. Не прошло и года, как талант и трудоспособность зодчего выдвинули его на первые роли. В 1814 году он стал главным архитектором разоренной Москвы.
Преобразование древнего города в современный – дело рук Бове. Центр расчистили от беспорядочной застройки, улицы спрямили, расширили и благоустроили. Бульварное и Садовое кольца стали концентрическими артериями, сквозь которые проходят радиальные улицы. Ворота и заставы превратили в площади.
Ученик великих Росси и Казакова, Бове создал на пепелище лучшие символы столицы – Александровский сад, Манеж, Театральную площадь, Триумфальную арку и многое другое.
Красная площадь и Александровский сад
Судьба предоставила архитектору возможность воплотить в жизнь мечты своего учителя Матвея Казакова о планомерной застройке центра Москвы. Довоенные Китай-город с Красной площадью представляли собой хаотичное нагромождение лавок и магазинчиков. Их сгоревшие остатки убрали.
Освободившееся пространство Бове предложил сделать общественным, без застройки. Свободная площадь выгодно подчеркнула силуэты кремлевских башен и собора Василия Блаженного. А для владельцев сгоревших лавочек создали здание торговых рядов, вписанное в единый ансамбль. На его месте – сегодняшний ГУМ.
Река Неглинка, протекавшая вдоль стен Кремля, была убрана в трубу. На освободившемся месте архитектор спроектировал сады. Они быстро стали популярным местом прогулок горожан. Сегодня Александровский сад, культовое место москвичей, сохранился в том виде, в каком был задуман зодчим. Это же можно сказать и про Итальянский грот, стилизованный в модной манере античных развалин.
Благодаря Бове появилась череда просторных площадей. Красную площадь он соединил с Китай-городом. Далее цепочкой протянулись Манежная площадь, Воскресенская (сейчас пл. Революции), Лубянская, Старая и т.д. Все было выдержано в одном стиле.
Интересное
Экскурсии в Москве
Большой театр и Театральная площадь
Петровский театр, сгоревший еще до прихода наполеоновских войск, стоял на правом берегу Неглинки. Благодаря тому, что реку убрали под землю, появилось пространство. Доминантой его, по замыслу Бове, должно было стать новое здание театра.
Та великолепная Театральная площадь, которую мы сегодня видим – гениальное творение архитектора. Обширная, прямоугольная, в классическом стиле. Прекрасным фоном для здания театра стали оба боковых здания с одинаковыми фасадами. Противоположную от театра сторону площади замыкал сквер, он сглаживал поворот стены Китай-города.
Идеальную площадь должно венчать соответствующее здание. Бове пришлось переработать существующий проект – и художественно, и с инженерной точки зрения. Получился шедевр. Такой, что на первом спектакле зрители вызывали аплодисментами не актеров, а зодчего.
По несчастливой традиции, здание театра вновь сгорело в 1853 году. При реконструкции постарались максимально сохранить общий вид. И, главное, воссоздали великолепный портик из 8 колонн с величественным фронтоном и скульптурой Аполлона в колеснице. Но измененные пропорции нового здания отняли у него ту легкость, которая восхищала москвичей.
Где остановиться в Москве
Манеж
Одна из главных выставочных площадок современной Москвы была построена в 1817 году для парада войск. Он проводился в честь пятилетия победы в войне с Наполеоном с приглашением нескольких императоров. В преддверии зимы решено было провести мероприятия в закрытом отапливаемом помещении.
На тот момент это было самое большое здание в мире без внутренних опор. Бове придумал этому инженерному решению изящное оформление в стиле ампир. Оно прекрасно вписалось в окружающий ансамбль.
Триумфальная арка
Она стала последней работой великого мастера. Для Бове, участника войны, всю жизнь посвятившего восстановлению сожженной Москвы, создание монумента в честь победы русской армии имело особое значение. В строительство Триумфальной арки он вложил душу.
Как всегда, Бове создавал не только Триумфальные ворота, но и местность вокруг, формируя гармоничное пространство. Недалеко от монументальных, 28-метровых ворот, поставили два помещения для караула. Напомним, что тогда это была Тверская застава, где армия-победительница входила в Москву. Поэтому караул был необходим.
Во всех элементах арки отражена тема военной победы. Прекрасный рисовальщик, Бове сам придумал основные элементы, включая колесницу Славы, венчающую ворота. Архитектор не дожил до открытия арки. Она стала своеобразным памятником своему создателю.
Другие творения зодчего
Их список велик. Несмотря на короткую жизнь, Осип Бове успел сделать много для Москвы. До наших дней сохранились:
- Здание городской больницы №1 им. Н. Пирогова;
- Храм Святителя Николая в 1-м Котельническом переулке;
- Церковь Троицы Живоначальной в Даниловском монастыре;
- Церковь Большое Вознесение у Никитских ворот.
И много строений в Подмосковье.
Комментарии