• Мобильная версия

Путешествия по работе: творческие профессии в туризме

Печать

фото: Путешествия по работе: творческие профессии в туризме

Как найти связанную с путешествиями работу без высшего образования в туризме, каковы свежие тенденции на туристическом рынке, как стать блогером, писателем или журналистом и рассказывать про путешествия за деньги. Об этом мы поговорили с автором «Оранжевого гида» по Парижу и 24 других путеводителей, главным редактором старейшего российского журнала про путешествия «Вояж», преподавателем тревел-журналистики в Mediaшколе Ольгой Чередниченко.

- Обязательно ли получать высшее образование в туризме, чтобы найти связанную с путешествиями работу?

Счастливчиков, которые ещё в старших классах поняли, чем хотят заниматься всю жизнь, а потом поступили в правильное место, не так много. Гораздо чаще я встречаю людей, которым требуется пять лет в институте и ещё столько же в офисе, чтобы осознать и окончательно принять тот факт, что они идут не своей дорожкой. По статистике, у многих это случается примерно к 30 годам, у женщин нередко – после рождения первого ребёнка.

Я считаю, что в такой ситуации, начинать всё с нуля и получать новое высшее образование, в туризме, в том числе – пустая трата времени и денег. Гораздо практичнее позаниматься практиками на поиск своего предназначения, выделить несколько направлений, к которым лежит душа, и походить на разные лекции. При этом, я считаю, очень важно проанализировать все уже имеющиеся навыки и знания, чтобы придумать как их с удовольствием применить в своей новой сфере деятельности. Кстати, именно так люди и находят свою нишу.

Если говорить о связанной с путешествиями работе, то важно учитывать следующее – туристический рынок меняется стремительно, и классическое образование в туризме за ним не успевает. К тому же видов работы в путешествиях много, а общий подход большинства ВУЗов может отбить всякую охоту нащупывать свою нишу. Словом, я считаю, чтобы найти в туризме работу по душе, гораздо полезнее заниматься самостоятельным обучением – читать статьи в интернете, смотреть видео и вебинары, искать подходящие лекции и курсы по туризму, посещать профессиональные мероприятия, пробовать себя в том, что откликается.

- Но как новичку найти работу в туризме? Ведь это сфера высокой конкуренции, где много опытных игроков. Одно дело выбрать творческую профессию, пройти какие-нибудь курсы по туризму, и совсем другое – встроиться в туристический рынок.

Найти связанную с путешествиями работу, безусловно, хотят многие. Но специфика туристического рынка такова, что стандартное прочёсывание вакансий здесь не поможет. Чтобы найти интересную работу в туризме, нужно держать нос по ветру и разбираться в совершенно не связанных с этой тематикой сферах. Вот где высшее образование по другой специальности оказывается козырем.

Например, мне повезло оказаться в числе тех счастливчиков, кто в старших классах сделал правильный выбор и поступил в подходящее место. Но я не получала высшее образование в туризме. Моя профессия – журналист. Несмотря на то, что она мне нравится до сих пор, я ещё в Университете поняла, что хочу работу в туризме. Так я совместила два направления, которые мне нравятся, и нашла свою нишу. Это тревел-журналистика.

- Расскажите о своём личном пути: как вы стали журналистом, написали 25 путеводителей, начали преподавать в школе журналистики и из пишущего журналиста превратились в главного редактора старейшего российского журнала про путешествия «Вояж».

В 2008 году, когда я написала свой первый путеводитель для издательства «Эксмо», даже такое слово, как «тревел-журналистика» ещё толком не использовалось. Никто тогда не учил писать тексты именно про путешествия, а направление «тревел» в журналистике не выделялось. Я двигалась в профессии наощупь, экспериментируя с форматами, пробуя использовать свои знания и навыки из других, смежных областей.

Я окончила журфак МГУ, стажировалась в Париже в журнале Elle, работала в PR развлекательных телеканалов ТНТ и MTV, писала сценарии на «Мосфильме», вела рубрику в российском Cosmopolitan – весь этот опыт очень пригодился мне, когда в 2015 году я решилась сформулировать теоретическую базу новой профессии «тревел-журналистика» и создать свой курс в Mediaшколе.

С момента создания своего курса для школы журналистики АиФ мне удалось поработать редактором туристической литературы в издательстве «Эксмо», создать свой блог, изучить и попробовать всевозможные способы его продвижения и монетизации, а в начале 2018 года мне выпала честь стать главным редактором старейшего российского журнала про путешествия «Вояж».

Я сделала ребрендинг «Вояжа»: придумала новую концепцию и рубрики в соответствии с последними тенденциями и моим собственным видением того, что интересно и полезно современному российскому читателю. Чтобы осуществить задуманное, привела свою команду, которая состоит из лучших выпускников моего курса по тревел-журналистике. Мне было очень приятно, когда в конце 2018 года журнал «Вояж» получил личную премию Посла Индонезии как лучшее печатное СМИ, способствующее продвижению туризма.

Опыт всех видов работы, которые я перечислила, очень помогает мне осмысливать всё больше граней тревел-журналистики, углублять и постоянно обновлять теоретическо-практическую базу моего курса.

- Как вы считаете, стать писателем или журналистом может любой человек или всё-таки нужен талант?

Я преподаю тревел-журналистику в Mediaшколе с 2015 года. Цикл моих занятий представляет собой некий микс курса по туризму и курса по журналистике, который я постоянно модернизирую с учётом последних тенденций в этих сферах. Когда я только начинала, была уверена, что стать журналистом может любой – нужно только изучить все доступные приёмы писателей и очень много практиковаться. Теперь моё мнение изменилось.

Среди тех, кто приходит на мой курс журналистики, три типа людей. У 20% я с первого занятия вижу талант к тому, чтобы стать писателем или, как минимум, пишущим журналистом. Им не составляет никакого труда написать отличный текст про путешествие, а все приёмы писателей, которые я преподаю, обычно им уже известны. Обычно они уже и так получили профессию журналиста, и им нужен от меня, скорее курс по туризму, чтобы сузить нишу, в которой они работают.

У других 20% способности к написанию текстов про путешествия очень слабые изначально, и как бы я их не натаскивала, их шанс стать писателями или журналистами крайне мал. Однако это не значит, что путь в туризм для них закрыт, ведь можно выбрать нишу, которая не требует навыков пишущего журналиста. К тому же, я даю на занятиях разные практики на предназначение, которые помогают лучше понять себя. Вовремя осознать, что сфера путешествий тебе не подходит, тоже важно.

Остальные 60% имеют все способности к тому, чтобы стать журналистами и реализоваться в творческой профессии. Им не хватает только знания определённых инструментов, практики и мотивации. Всё это они получают на моём курсе, и уже к десятому занятию их тексты про путешествия становятся вполне профессиональными. Представители именно этого типа моих учеников впоследствии быстро реализуются в профессии журналиста: издают путеводители, сотрудничают со СМИ про путешествия или становятся блогерами. Я, конечно, помогаю им в начале пути со знакомствами и портфолио. На фейсбуке у меня есть закрытая группа выпускников, где я публикую информацию о пресс-турах, интересных лекциях по нашей теме и вакансиях в сфере тревел-журналистики.

- Завести блог про путешествия, например, в инстаграме, не так сложно. Но как не сдуться на полпути продвижения блога и добраться до того уровня, когда блогеры зарабатывают?

Действительно, стать блогером проще, чем потом методично изо дня в день заниматься продвижением блога. Первое, что я советую сделать на этом пути, – разобраться со своими страхами. «Вести блог про путешествия – это ненастоящая профессия, баловство для бездельников. Такое занятие не приносит ни пользы, ни денег, ни стабильности», – подобные мысли очень боятся реальных знаний о продвижении блогов и о том, как зарабатывают блогеры, как стать писателем коммерческим и т.д.

Второй шаг – поработать со своим перфекционизмом. Врачи, юристы, писатели, журналисты учатся тому, что умеют, много лет. Кто сказал, что стать блогером с миллионом подписчиков можно стать моментально? Необходимо знание определенной теории, а также постоянная практика, пробы, ошибки и новые эксперименты.

Ещё у меня есть хорошая новость, для всех, кто только начинает вести блог про путешествия. Я слежу за трендами туристического рынка, журналистики и маркетинга, общаюсь с коллегами на профессиональных выставках и в пресс-турах. Так вот, тенденции на 2019 год таковы, что продвинутые пиарщики уже делают ставки на узкое таргетирование и микроинфлюэнсеров в блогосфере. Скоро за ними подтянутся и все остальные.

Дело в том, что доверие читателей к маленьким блогерам с 5-10 тысячами подписчиков в том же инстаграме намного выше, чем к тем, у кого их сотни тысяч или даже миллионы. Состоявшиеся блогеры зарабатывают пока неплохо, а чувствуют и ведут себя как звёзды. У них уже нет шансов скормить своей аудитории рекламу под видом дружеской рекомендации. С микроинфлюэнсерами, то есть маленькими блогерами, ситуация другая: размещение у них стоит гораздо дешевле, а в продвижение блога они вкладывают куда больше души. Как следствие – конверсия получается значительно выше.

Кстати, я тоже считаюсь микроинфлюэнсером. Помимо инстаграма https://www.instagram.com/olgacherednichenko/ и фейсбука https://www.facebook.com/olga.cherednichenko.503, у меня есть блог про путешествия на сайте http://che-che.ru – это называется стэндэлон (от англ. «отдельно стоящий»). Я работаю над ним в одиночку, и, конечно, мой трафик даже в подмётки не годится таким гигантам туристической индустрии, как, например, портал «В отпуск.ру». Но я пишу от первого лица, стараюсь рассказывать про путешествия с душой и разбираюсь в последних тенденциях продвижения туризма. Главное, я прошла мощную школу журналистики, пока работала на ТНТ, MTV, Мосфильме, в Cosmopolitan, «Эксмо», журнале «Вояж» и научилась делать крутую нативную рекламу. Это самый эффективный формат рекламы на сегодняшний день, потому что он мимикрирует под обычный авторский контент и выглядит естественно и в печатном издании, и в онлайн-медиа и в блоге любого типа. Для своего блога я подбираю такие ключевые фразы, которые большим сайтам просто не интересны, а мои рекламные посты выводят в топ поисковиков по более узким целевым запросам.

- К слову, о нативной рекламе. Исследования показывают, что люди снова стали читать лонгриды, а это самый подходящий для неё формат. Написать длинный текст про путешествия так, чтобы его захотелось прочитать до конца, – целое искусство. Какие приёмы писателей решают эту задачу?

Эту задачу отлично решает сторителлинг – система приёмов, которую используют сценаристы. Я придумала адаптировать его для написания тревел-репортажей. Рассказывать про путешествия приходится, придерживаясь определённой структуры. Это не так просто. Зато внимание читателя остаётся прикованным к длинному тексту до самого конца. Лонгрид действительно самый удачный формат для нативной рекламы, а сторителлинг – лучший метод для его создания.

Разумеется, я преподаю адаптированный для тревел-журналистов сторителлинг на своём курсе в школе журналистики. Это один из моих любимых мастер-классов.

- Какой ориентир вы порекомендуете тем, кто хочет выбрать для себя профессию журналиста или стать блогером и рассказывать про путешествия?

Я советую искать ответы на любые вопросы в любви к своей стране. Это подскажет правильное направление развития и даст и необходимую энергию. Я очень люблю Россию, и моя миссия – систематизировать, сберечь и приумножить культурное богатство своей Родины. Конечно, я понимаю, что задача эта грандиозная и одной маленькой женщине не под силу с ней справиться.

Но я определила вектор и теперь в своём темпе, не надрываясь, делаю маленькие шаги в нужном направлении: анализирую собственный личный и мировой опыт и развиваю тревел-журналистику в России, консультирую министерства по туризму, тренирую сотрудников туристских информационных центров, музеев, гостиниц и предпринимателей в сфере индустрии путешествий создавать бренды и продвигать свои услуги таким образом, чтобы это пошло на пользу будущим поколениям. Ещё веду курс по журналистике: обучаю, как стать журналистом, рассказывать про путешествия и придумывать эффективную нативную рекламу, объясняю, как зарабатывают блогеры, писатели и журналисты, мягко направляю становиться пишущими журналистами и вдохновляю единомышленников.

- Чем курс журналистики, который вы ведёте в Mediaшколе, отличается от других?

Практические навыки – как писать тексты про путешествия, рассказывать истории, используя приёмы писателей и сценаристов, создавать личный бренд, продвигать блог с помощью SEO и SMM, монетизировать свой труд, находить заказы, связи и пресс-туры – очень важны для тревел-журналиста. Но это творческая профессия и, по моему мнению, в ней есть нечто большее.

Я верю, что путешествия – это мощная психотерапия. Но только если у вас есть специальный ключ. Особое знание, которое высвечивает в калейдоскопе дорог, лиц, музеев то, что именно сейчас вам нужнее всего для внутренней работы. Поэтому последние 11 лет я изучаю не только всё то, что перечислила выше, но также инструменты, которые помогают трансформировать впечатления из путешествий в энергию для саморазвития, и тщательно отбираю всё самое действенное.

Чтобы написать текст, который тронет читателя, недостаточно просто нажать на клавиши с изображением разных букв. Сначала нужно проделать невидимую работу где-то позади своих глаз, а ещё раньше – настроить свой внутренний аппарат. Именно он и выполняет 90% творческой работы. Причём, происходит это у художников, писателей, актёров, композиторов, дизайнеров, фотографов, тревел-журналистов и представителей всех остальных творческих профессий примерно одинаково. Только выражаем мы свои наработки по-разному: одни словами, другие мазками, третьи звуками. Но тут уже дело техники.

На своём курсе по тревел-журналистике я помогаю ближе познакомиться со своим внутренним аппаратом. Увидеть и проработать страхи, блоки, причины прокрастинации. Понять, к каким видам самовыражения вы больше предрасположены и какое дело вам по душе. Очный курс по журналистике я веду только в Москве, но периодически приезжаю в разные города России и стран СНГ по приглашению крупных СМИ или государственных ведомств, чтобы провести интенсивы. Иногда беру индивидуальных учеников по скайпу, но поскольку времени у меня на это не так много, выбираю только тех, у кого самая сильная мотивация.


Автор: ВОтпуск.ру
Дата публикации: 06.02.2019

Фотографии  

Популярные статьи









Что почитать


Вопросы и отзывы

Задать свой вопрос