«Обращаем внимание, – говорится в пункте 1.3, – что при решении вопроса о возврате платы за неоказанные услуги по причине принятия мер ограничительного характера целесообразно:
- 1. Рассматривать встречное предложение исполнителя услуг.
- 2. По возможности стараться урегулировать спор в досудебном порядке.
Тем самым Роспотребнадзор не только признал за туроператорами право удерживать фактически понесенные расходы при вынужденной отмене туров, но и ориентировал туристов на досудебный характер урегулирования претензий.
«Роспотребнадзор молодцы. Это лучшее, что было за всё время кризиса. Браво! Дать читать всем туристам», – написал у себя в Фейсбуке Артур Мурадян, генеральный директор Space Travel.
С ним солидарен и руководитель компании «Юристы для турбизнеса» Александр Байбородин. «Приятно удивил тон памятки. По-видимому, воззвания представителей турбизнеса были услышаны. Обычная позиция Роспотребнадзора на протяжении многих лет – это “казнить нельзя помиловать”, т. е. вернуть всё. Одномоментное обращение в суд множества клиентов может привести сегодня к физическому банкротству и прекращению деятельности многих участников рынка. Поэтому мы рекомендуем туристам добиваться решения спорной ситуации в досудебном порядке на основе взаимного учета интересов друг друга. Теперь об этом же говорит и федеральное ведомство, словно обращаясь к туристам: договаривайтесь! Не идите в суд! Худой мир лучше доброй ссоры. Мы считаем, что следующим шагом от государства могло бы быть издание закона, официально закрепляющего право туроператоров на перенос сроков совершения поездки, что уже сделано в ряде европейских государств», – подчеркнул он.
Вместе с тем далеко не весь текст памятки Роспотребнадзора вызвал восторженные отзывы. Представители турагентств обратили внимание, что ведомство напоминает туристам о праве воспользоваться чарджбэком – отозвать платеж в случае, если услуга была оплачена картой.
Это сделано в пункте № 5, в котором описываются условия отказа от услуг зарубежных отелей. Однако одна из фраз может быть истолкована и как призыв оспаривать оплату за туры: «Чарджбэк можно получить практически от любого учреждения или организации, если вы перевели деньги на банковский счет юридического лица с карты», – сообщает Роспотребнадзор. И хотя турагентства в этом контексте не упоминаются, представители розницы не исключают, что фраза может быть истолкована некорректно. Держатели карт станут массово инициировать чарджбэк. А объяснить банкам, что турагентства оказывают услуги по подбору туров, не участвуя в их формировании и выполняя только посреднические функции, удается не всегда.