Если перевозчик не будет выполнять этого требования, то уже при повторном нарушении регулятор обязан приостановить его разрешение на выполнение зарубежных рейсов на месяц, а за третий случай – уже на год.
Эксперты из авиаотрасли уверены – на работе авиакомпаний это никак не отразится. «Это абсолютно рабочий момент. Уточняется лишь порядок передачи данных. Сегодня авиакомпания точно так же пересылает информацию обо всех пассажирах, но в зарубежные аэропорты, которые предоставляют их погранслужбам, полиции и т. д. Делается это за 24 часа и еще раз – за 2 часа до вылета. Если будет принят новый порядок передачи данных, то аналогичная информация (ФИО пассажира, паспортные данные, номер рейса, аэропорт назначения) будут передаваться в Росавиацию непосредственно перед взлетом», – отмечают они.
Главный редактор портала avia.ru Роман Гусаров напоминает: у ФСБ всегда было право задержать рейс, и в этом случае все финансовые потери ложились на авиакомпанию. «А вот при отмене полета срабатывает другой юридический механизм – пассажиры рассаживаются на другие рейсы. Для авиакомпании это выгоднее», – пояснил эксперт. Основные причины возможного введения нового правила, по словам Гусарова, – оперативная проверка данных пассажиров с целью выявления тех, кто находится в «черных» списках или под следствием (до момента вынесения обвинения).
«Новое правило поможет дополнительно проверять граждан, прибывающих из стран, с которыми у России непростые отношения, – добавляет исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. – Особенно это касается стыковочных рейсов». Поскольку инициатива исходит от ФСБ, то очевидно, что одна из преследуемых целей – повышение защиты от террористической угрозы, считает эксперт.