За прошлый год гастрономические сувениры впервые потеснили магниты и вырвались на первое место. Помимо «смоленских конфект», смоквы и вяземского пряника в лидерах местное варенье и травяные чаи с успокаивающим и бодрящим эффектами. «Туристы приходят и спрашивают – что у вас есть вкусненького? С удовольствием покупают смоленскую смокву, «конфекты» и вяземский пряник», – говорит генеральный директор турагентства «Смоленск Трэвэл» Елена Кричаль.
Центр кластерного развития региона начал разрабатывать технологические карты брендовых блюд смоленской кухни, которые можно будет предложить местным рестораторам и отельерам для работы с туристами. Совсем скоро свет увидят сборник рецептов и иллюстрированный кулинарный путеводитель по Смоленской области. Туда включили бережно переосмысленные «бабушкины» блюда.
«Основу рецепта мы не трогали, но слегка «освежили», – рассказала бренд шеф Наталия Бельчикова, которая занималась адаптацией. – Например, в шнельклопс, который готовится из свиной вырезки, я добавила карамелизированную морковь. А в перловую кашу – сливки и кедровые орехи. Вся изюминка смоленской кухни – в ее простоте. Наши предки готовили только из подручных продуктов. Даже смоленские конфеты под названием отлученцы – это смесь сухарей, высушенной малины и меда. Мы давали их на пробу детям – просили еще. Хотим, чтобы наши рецепты подхватили рестораторы и включили блюда в свои меню».
Рестораторов, которые готовы продвигать местную кухню пока единицы. «Мы сделали акцент на исконно смоленских блюдах. Именно за ними, судя по отзывам, идут к нам туристы, – рассказывает управляющая рестораном «Темница» Инна Качнова. – Есть у нас и драники с авторской подачей, и перепелочка с овощами, и дичь из смоленских лесов – то, что кушали люди три-четыре столетия назад. Конечно, многие блюда мы адаптировали к современности».
Все большую популярность набирают производственные экскурсии, они появились в Смоленске всего несколько лет назад. «Мы можем предложить посещение одного из колбасных цехов города с экскурсией, дегустацией и мастер-классом, стоимость 450 рублей, – говорит директор агентства путешествий «Турпоездка» Ирина Хлыстова. – Набирает популярность программа музея-заповедника в Гнездове: экскурсия, стрельба из лука, мастер-класс по выпечке древнерусского пряника – он называется гнездовский медовый хлеб. Плюс средневековый обед, приготовленный на открытом огне – суп с семгой, гречневая каша с мясом, салат с капустой и чай. Здесь ценник повыше – 800 рублей. Можем отвезти в частную пивоварню с дегустацией продукции, на пасеку в поселке Пржевальское, это в ста километрах от Смоленска».
Интерес к производственным экскурсиям подтверждают и в Центре кластерного развития Смоленской области. «Мы получили запрос от туроператоров по проведению гастроэкскурсий в Вязьму на производство вяземских пряников. Будем встречаться с руководством предприятия и решать этот вопрос, – рассказала руководитель проектов Мариана Двинянинова. – Туристы хотят увидеть процесс вбивания теста в деревянные пряничные доски и выпечки».
«Другая проблема – состояние и вид многих предприятий сложно назвать презентабельным, – говорит директор туристско-информационного центра «Смоленский терем» Дина Гришина. – Да, мы смотрим, как организованы такие экскурсии у соседей. Например, в на предприятиях Беларуси всегда есть желтая линия, за которую нельзя заступать, и специальный дегустационный зал»
Еще одной удачной гастрономической концепцией Дина Гришина считает фестивали – «День огурца» в Демидове, «Яблочный спас» во Фленове, «Ложка и кружка» в Гнездове, «Праздник Вяземского пряника». Такие мероприятия становятся все более популярными в туристической среде. Недавний «СметаниноFEST», на котором пожарили самую большую яичницу в России, по самым скромным подсчетам собрал 6000 человек.