Как отметила директор российского отдела компании «Ванд» Ирина Астахова, на зимние каникулы туристы неплохо бронируют Казань, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Калининград и Сочи. Маршруты Золотого кольца востребованы меньше. «В этом году у людей проснулся интерес к менее «замыленным» экскурсионным городам. Запрашивают Орел с посещением усадьбы Тургенева, Брянск – там находится усадьба Тютчева. Собираются в Саранск, Ульяновск, Саратов, Смоленск, Тверь, Тамбов. А вот Тулу берут меньше, хоть город и объявлен новогодней столицей России», – сообщила она. Из дальних направлений эксперт выделила Мурманск и Пермь, то есть города, которые не особо на слуху у туристов. Г-жа Астахова полагает, что народу хочется увидеть новые места, даже несмотря на более высокие затраты на дорогу.
В компании «Дельфин» в лидерах продаж Краснодарский край и Подмосковье – как и в прошлом году. На третье место генеральный директор Сергей Ромашкин поставил Санкт-Петербург и – практически без отрыва – прием в Москве, далее идут Кавминводы и Карелия. «Курорты Краснодарского края выросли в объемах на 30%, при этом на Сочи пришлась половина всех продаж, на Анапу – 30% и по 10% оттянули на себя Геленджик и Лазаревский район», – уточнил он. Общий прирост по всем выездам эксперт оценил в 8%. А вот Великий Устюг потерял 20%.
Директор по развитию компании «Калейдоскоп» Мария Трокаева назвала своих праздничных лидеров: Петербург, Казань, Великий Устюг, Калининград, Москва, «а год назад столица была первой в списке». Она добавила, что объемы каникулярных продаж в среднем снизились на 15%.
«Питер резко вырос в спросе, уже лет пять не припомню, чтобы туда массово ездили на Новый год. Бронируют туры на пять-семь дней, что тоже нетипично для этого направления и периода», – говорит г-жа Трокаева. Нынешний успех она объясняет тем, что многим россиянам пришлось отложить поездку из-за неоправданно высоких цен в период чемпионата мира по футболу. «Летом цены были в два-три раза выше, чем даже в новогодние даты», – сказала г-жа Трокаева.
По мнению заместителя генерального директора компании «Роза ветров» Ирины Глазковой, ситуация выглядит хуже, чем в декабре прошлого года. «Меньше людей поедут в Питер, Казань и Сочи, падение примерно 20%. Но аналогичный расклад сейчас во всем туризме, не только по внутренним направлениям, – подчеркнула она. – У нас чаще берут Москву, Сочи – курорт «Роза Хутор», на третьем месте Питер. Все вяло продается, и в последние дни перед Новым годом туристов не прибавится – денег у людей нет».
Заместитель генерального директора компании «Алеан» Дмитрий Попов отметил, что в экскурсионном сегменте востребованы Петербург и Москва, объемы по ним держатся на планке 2017 года. Великий Устюг подрос на 50%, Казань – на 20%. Также клиенты стали обращать внимание на Тверь, Тулу, Мышкин, другие малые города, где собираются отметить Новый год, на следующий день погулять и отправиться домой. «Программы в Великий Устюг мы с партнерами оптимизировали. Решили не перегружать туры экскурсиями и развлечениями, чтобы не раздувать стоимость путевки. На месте наши представители рассказывают туристам что и где можно посмотреть, в каких мастер-классах поучаствовать и прочее. Люди сами выбирают, чем заняться на досуге», – пояснил г-н Попов.
Мария Трокаева подтверждает тенденцию – туристы всё чаще покупают программы со свободными днями, берут дешевые туры, а экскурсии заказывают на месте. Любопытное наблюдение: судя по переносным платежным терминалам экскурсоводов, в этом году россияне рассчитываются, как правило, не дебетовыми, а кредитными картами.
По словам Дмитрия Попова, на зимние каникулы также востребован отдых и санаторно-курортное лечение в Кавминводах и Беларуси. В первом случае рост продаж составил 50% по сравнению с прошлым годом, во втором – 20%. Абхазия просела, сильно не добирая по новогодним турам, а Сочи и Крым удержались на уровне 2017 года. «В Сочи на Новый год и Рождество объекты размещения, предложившие дорогие праздничные ужины с приглашенными звездами, проиграли в спросе гостиницам, которые оставили развлечения на усмотрение постояльцев. Конечно, и в этих отелях предусмотрен праздничный ужин, но без особых изысков и дорогой развлекательной программы. В Сочи полно отличных ресторанов, есть набережная для прогулок, поэтому гости предпочитают сами решать, как провести новогоднюю ночь», – объяснил г-н Попов. Отели московской области среднего и выше среднего ценового сегмента продаются с падением, на новогодние дни и зимние каникулы отельеры шлют спецпредложения – видимо, промахнулись с ценой.
А в компании «Дельфин», наоборот, Подмосковье подросло в объемах на 15-16%. Сергей Ромашкин подчеркнул, что не все туристы покупают отели напрямую, так как операторы предлагают большой выбор, возможность сравнить цены и быстро забронировать нужный объект.