Заметили похожую тенденцию и в центрах бронирования. Правда, началась она не три месяца назад, а раньше. Так, по словам руководителя отдела по работе с агентствами ЦБ, партнера Объединенной сети ТБГ и «Горячие туры», Инны Черевичкиной, через их платформу было реализовано на 60 % больше авиабилетов, чем в прошлом году. Впрочем, и число покупок пакетных туров при этом не снизилось, уточнила она. В агентствах не отстают. Как сообщил гендиректор агентства «ХанТур» Юрий Ханамирян, у него в компании туристы купили на 70 % больше отдельных услуг, чем в 2017-м. «Это связано с тем, что у многих клиентов бонусные программы авиакомпаний и им нужны либо отели, либо экскурсионка. Кроме того, у чартеров зачастую неудобное время вылета, могут быть минусы сервиса, а клиенты в последнее время выбирают комфорт», – считает эксперт.
Скромнее рост интереса к дифференцированному турпродукту оценил гендиректор сети «Розовый слон» Алексан Мкртчян – около 15 %. «Онлайн развивается, и туристы туда идут. В том числе из-за непрофессионализма менеджеров турагентств, которые умеют продавать только туры в Турцию. Профессионалы же приспосабливаются к новым обстоятельствам и при необходимости сами бронируют клиентам отдельные услуги в разных уголках планеты. В целом же того, что классические агентства проиграют эту битву, я не боюсь. Хотя бы потому, что турпакеты дешевле, а это всегда будет решающим фактором для большинства», – считает руководитель сети.
Есть и другая версия. Вполне вероятно, что многие турагентства в условиях постоянного снижения комиссии не видят для себя иных вариантов оставаться на плаву, кроме самостоятельного создания турпродукта. Они продают перевозку и наземное обслуживание через разные юрлица, несмотря на предупреждения юристов: такая деятельность может обернуться как минимум крупными штрафами, а в худшем случае будет переквалифицирована в мошенничество.