Генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин считает, что сейчас для раннего бронирования сложились неблагоприятные условия, и не только из-за проблем турбизнеса. Спрос притормаживает и из-за высокого курса валюты, и даже скидки его не компенсируют. «Оптимистично настроенные люди, по всей видимости, ждут снижения курса. А вообще туристу не позавидуешь – он должен учитывать множество факторов: валюта, устойчивость операторов, возможность появления горящих путевок и т.д.», – говорит эксперт.
Директор саратовского агентства «Лагуна-тур» Дмитрий Анпилогов напомнил, что на нынешнюю ситуацию в регионе повлиял не только скандальный уход некоторых операторов, но и прекращение деятельности «Саратовских авиалиний» в мае этого года. «А прошлой зимой раннее бронирование на лето прошло с аншлагом, именно тогда мы распродали большую часть объемов по Турции», – сказал он. Сейчас уже бронируют новогодние туры в экзотические страны, но в значительно меньших объемах: эксперт оценивает снижение в разы по сравнению с августом 2017.
«Все меньше людей доверяют турфирмам свой отдых, все хуже работает связка туроператор-турагент. И за все это уже становится стыдно перед туристами», – говорит г-н Анпилогов. Он добавил, что сейчас ранее бронирование интересно только тем клиентам, которые заранее знают, чего хотят и куда поедут. Те, у кого задача просто сэкономить, фактически отвалились – «как бы дороже не вышло». Тем не менее, заблаговременно все же запрашивают традиционные сегменты – круизы и альпийские горнолыжные курорты. Также в «Лагуне-тур» есть единичные брони в Южную Америку, Австралию и Океанию – «конечно, с перелетом через Москву, ведь из Саратова никто туда напрямую не летает».
Старший специалист PR-департамента компании «Анекс тур» Алена Хитрова согласна, что уход сразу нескольких туроператоров впечатлил потребителя, а негативный информационный фон только повышает уровень недоверия туристов. «Сейчас туркомпаниям крайне важно иметь прочный финансовый фундамент и хорошую репутацию, демонстрировать стабильное развитие, поскольку клиент весьма чувствительно реагирует на любые изменения», – подчеркнула она. В то же время в компании колебаний спроса по раннему бронированию не наблюдают, продажи идут стабильно.
В лидерах ожидаемо Таиланд и Вьетнам, в том числе за счет многочисленных региональных программ, далее следуют Куба и Доминикана. «Полетную программу по Карибам продлили с летнего сезона, а продажи на зиму открыли еще весной. По обоим направлениям видим рост, так как в зимнем сезоне добавили новые пункты прилета: в Доминикане это Пуэрто-Плата из Москвы и Ла-Романа из Питера, на Кубе – Кайо-Коко из Москвы», – пояснила г-жа Хитрова. Она упомянула и уверенный старт продаж на Занзибар, куда «Анекс» в прошлом году поставил чартерный перелет. Довольно много заказов поступает на Турцию, полетная программа также продлена на зимний сезон.
Не отметили отрицательной динамики на старте акции и в компании PAC Group. Судя по ранним продажам горнолыжных туров в Австрию, Италию, Францию и Швейцарию, сейчас объемы в среднем на 15% превышают показатели прошлого года. Руководитель отдела рекламы и PR Надежда Найдис считает, что раннее бронирование не утратило привлекательности, так как позволяет туристам сэкономить до 20% стоимости поездки и выбрать нужный отель в условиях дефицита популярных альпийских объектов размещения. «В этом сезоне мы расширили ассортимент бюджетных отелей и апартаментов в Альпах, увеличили число объектов в шаговой доступности от подъемников», – добавил г-жа Найдис. На сегодня оператор не планирует менять условия работы с агентствами.
В компании «ТЕЗ Тур» также уже стартовало бронирование по горнолыжным программам, прежде всего, Австрии. «Мы увеличили полетную программу в Каринтию, начав ее раньше, чем год назад. Неплохо продаются Андорра и Итальянские Альпы. Скидки составляют 15-20%. Но самой выгодной сейчас может оказаться покупка отдыха в пляжные страны, по которым скидки достигают 40%. Уже фиксируем повышенный интерес к Доминикане и Таиланду», – сказала PR-директор Лариса Аханова.
Таиланд у оператора представлен полетными программами на Пхукет и в Бангкок в объемах прошлого года. «Доминикана стала для нас фактически круглогодичным направлением. Страна востребована не только по нашей чартерной программе с двумя вылетами в неделю, но и на базе регулярных авиалиний, особенно в сегменте вип-туризма», – сообщила она. По акции спросом, в первую очередь, пользуются отели 4-5*, в топе новогодние и рождественские даты. Касательно темпов бронирования, г-жа Аханова уточнила, что горнолыжка стартовала активно, а вот пляжники пока раскачиваются: «Ожидаем активизации туристов в сентябре и первой половине октября».