Эксперты рассказали, что мешает развитию круизного туризма на Дальнем Востоке

Развитие водного туризма и круизных маршрутов будут обсуждать на Международном дальневосточном морском салоне, который впервые пройдет во Владивостоке 26-28 июля. В преддверии форума ТАСС поговорил с властями регионов, представителями бизнеса и экспертами о том, почему комфортабельные лайнеры редки для дальневосточных портов, и что нужно, чтобы они там появились.

Потенциал для развития круизного туризма на Дальнем Востоке "невероятно велик", считает Светлана Гатауллина, доцент кафедры сервиса и туризма Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета. "Проводимые ежегодно исследования мнений экспонентов и посетителей международной выставки владивостокского Тихоокеанского туристского форума подтверждают высокую востребованность круизных туров с возможностью посещения двух-трех стран, включая Дальний Восток России. К сожалению, сегодня такие туры не осуществляются", - добавила Гатауллина.

"Пока водными ресурсами Дальнего Востока пользуются только самодеятельные туристы, которые занимаются активными видами спорта. Основной поток все же проходит мимо. Главный недостаток региона - отсутствие дорог и другой необходимой инфраструктуры <...> Чтобы путешествия по Дальнему Востоку смогли конкурировать для россиян с заграничными турами, необходимо субсидировать авиаперевозки по территории страны, это бы сделало такой вид отдыха более доступным", - сказала Галина Дехтярь, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ.

По мнению Гатауллиной, развитие водного и, в частности, круизного туризма в Приморском крае, где это направление развивается активнее, чем в других регионах Дальнего Востока, сдерживают отсутствие судов, нехватка объектов портовой инфраструктуры, высокие портовые сборы и административные барьеры.

Однако, отмечают в администрации Приморского края, развитие круизного туризма в регионе идет. В крае есть порты, способные принимать круизные суда - Владивосток и Зарубино, создан крупный морской пассажирский терминал для обслуживания лайнеров, налажено быстрое оформление прибывших пассажиров в пограничных и таможенных органах. Во Владивосток заходят иностранные круизные лайнеры, следующие по азиатским маршрутам, в 2017 году суда заходили в местный порт вдвое чаще, и таким способом столицу Приморья посетили 12,5 тыс. туристов.

"Рост количества судозаходов произошел за счет быстрого развития этого рынка в Северо-Восточной Азии, а также благодаря вниманию краевых властей к подготовке туристской инфраструктуры Владивостока, а порта - к приему судов подобного класса. В 2019 году в порту Владивостока будут проведены дноуглубительные работы, и порт сможет принимать лайнеры с более чем 5 тыс. пассажиров на борту. Идет работа и по открытию регулярной круизной линии, которая соединит Владивосток с южнокорейским портом Сокчо и портами Японии, планируется создать и дальневосточную линию - суда под российским флагом будут курсировать между портами на Дальнем Востоке и портами Японии, Китая, Республики Корея", - рассказали в администрации края.

Правда, в 2018 году в развитие туризма вмешалась глобальная политика: в том числе из-за международной напряженности вокруг ядерной программы КНДР и испытаний ракетного оружия в акватории Японского моря снизилось число лайнеров, готовых пришвартоваться в порту Владивостока. При этом благодаря высокой вместимости заходящих судов количество туристов все равно превысит 15 тыс. человек.

Эксперты в дальневосточных регионах отмечают, что развитие круизного туризма также сдерживают сложности, связанные с пересечением границы, визовым режимом и необходимостью согласования круизных программ. Как рассказала и.о. руководителя агентства по туризму и внешним связям Камчатского края Марина Анищенко, в прошлые годы российские ведомства не согласовывали до 80% круизных программ, и это негативно отразилось на развитии отрасли.

По ее словам, из-за отсутствия комфортабельных пассажирских судов под российским флагом круизы проводят на иностранных судах, что требует специальных разрешений. До этого года получить такие документы можно было, обратившись в Ростуризм и Минтранспорта РФ, процесс занимал от трех до девяти месяцев и далеко не всегда имел успешный результат. А учитывая, что планирование туров начинается за три-четыре года до фактического начала круизов, отказ от одних программ из-за несогласования привел к изменению ежегодных графиков движения судов. В 2018 году вышло постановление правительства РФ, позволяющее согласовывать круизы через Ростуризм по принципу "одного окна", но к этому времени заходы пассажирских лайнеров в порты Камчатки свелись к минимуму.

"Вторая проблема - неоднократное пересечение кораблями государственной границы. Сейчас при организации морских круизных программ судовладелец должен заранее согласовывать дату и время точек пересечения государственной границы. В дальнейшем, двигаясь по маршруту, капитану нужно сообщать пограничному ведомству о пересечении госграницы за несколько часов до, в момент пересечения и после него. Несколько раз пересекать госграницу приходится, к примеру, при заходе в порт Петропавловска-Камчатского, на Командорские острова, на Сахалин и Курилы, на Чукотку. С учетом непогоды и штормов соблюсти это условие сложно, а санкции за нарушения значительные - несколько сотен тысяч рублей", - пояснила Анищенко, уточнив, что ранее некоторые операторы уже столкнулись с такими штрафами и теперь планируют "более понятные маршруты".

По мнению руководителя профильного агентства, уведомительный порядок неоднократного пересечения госграницы для круизных судов значительно бы упростил процесс согласования. Стимулировать рост числа морских круизов могла бы и гибкая тарифная политика в дальневосточных портах - например, пониженные ставки портовых сборов для пассажирских и круизных лайнеров. Такие меры действуют в соседних странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

В Якутии, где для иностранцев в основном организовывают арктические круизы по реке Лена, отмечают существующие недостатки визового режима. "80% туристов арктических круизов по Якутии - иностранные граждане. Сложности при получении виз привели к их отказу от путешествий по России. Кроме того, в местах высадки туристов нет соответствующей инфраструктуры, есть необходимость в реконструкции портов", - сообщила руководитель отдела министерства предпринимательства, торговли и туризма Якутии Ольга Уларова.

Круизный туризм по рекам Дальнего Востока развит еще слабее морского и зачастую довольствуется остатками багажа, доставшегося от советской эпохи. Так, туристов по Лене возят на теплоходах, пущенных на воду еще в 80-х годах прошлого века, из 20 судов, задействованных в речных перевозках, не изношены только три, остальные уже превысили нормативный срок эксплуатации, и из-за короткого судоходного сезона доходов компаний не хватает, чтобы обновить флот. Туристов сейчас возят к природному парку Ленские столбы, каньону Ленские щеки, к поселку Тикси за полярным кругом и по другим маршрутам. Примерно 40% круизных туристов в Якутии иностранцы - жители Германии, Великобритании.

По Амуру круизные суда и вовсе не ходят с советских времен. И хотя в Хабаровском крае реконструируют набережные Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, обустраивают яхтенные лагуны, причальные сооружения и строят гостиницы, всего этого пока недостаточно для организации круизов, привлекательных как для российских туристов, так и для иностранных. Пока по Амуру курсируют лишь небольшие теплоходы, которые доставляют людей до ближайших городов, сел и мест отдыха.

"Круизный туризм на Амуре не развивается из-за отсутствия необходимой инфраструктуры и специализированного флота. Имеющиеся суда не соответствуют высоким требованиям туристов. Федеральный центр готов выделять деньги только на инфраструктурные объекты, а флот "вешают" на частных инвесторов. Однако бизнес, в свою очередь, не может вкладывать средства в строительство судов при отсутствии постоянного целенаправленного туристического потока", - сказал вице-президент Хабаровской краевой федерации парусного спорта Станислав Лукьянец.

По его словам, число туристов, посещающих Хабаровский край и Приамурье, год от года растет, хоть и не настолько сильно, чтобы сделать круизный туризм выгодным для предпринимателей. По его мнению, для этого только Хабаровский край ежегодно должно посещать более 1 млн человек, в 2017 году здесь побывали только чуть более полумиллиона. При этом эксперт уверен, что потенциал у круизного туризма на Амуре огромен, в пользу этого и живописная природа, и выход к побережью Охотского моря, а также само положение реки на границе с Китаем, благодаря которому можно увидеть сразу две страны. Круизные суда могли бы отправляться в путешествие по реке длиной в 3 тыс. км - от острова Большой Уссурийский к Шантарским островам в Охотском море, где можно понаблюдать за гренландскими китами, и дальше, но пока это остается лишь планами.
Предыдущие новости Дальнем Востоке

Калейдоскоп

Посещение собора Святой Софии в Стамбуле станет платным для иностранцев
Самый высокий водопад в Крыму оказался выше, чем считалось ранее
Под водой у побережья Египта нашли храм Афродиты
В Турции нашли новую достопримечательность
Чартерные рейсы на Шпицберген для туристов начнутся весной 2024 года
В Египте будут проводить экскурсии к затонувшему кораблю III века до н.э.
РСТ: российские туристы все чаще выбирают для отдыха глэмпинги
В Сочи объяснили, почему землетрясения стали происходить чаще


Внимание!

Новостные материалы от организаций принимаются по e-mail: novosti@votpusk.ru

Публикация новостных материалов происходит после их рассмотрения редакцией сайта.

Это интересно