Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не ответил на запрос РБК. Представители курирующего туризм вице-премьера Ольги Голодец и Минкультуры, подведомственной организацией которого является Ростуризм, отказались от комментариев. Так же поступили и в пресс-службе «Ростеха».
Вопрос о назначении структуры «Ростеха» оператором «Электронной путевки» обсуждался в четверг, 21 июня, на заседании наблюдательного совета ассоциации «Турпомощь», рассказал РБК ее директор Александр Осауленко. По его словам, туроператоров проинформировали о предложениях Ростуризма и «Ростеха» и «была резолюция Владимира Владимировича [Путина], что он с данными предложениями согласен».
Сейчас, согласно закону «Об основах туристской деятельности в РФ», туроператоры могут подключиться к «Электронной путевке» добровольно. Ростуризм и «Ростех» предложили «законодательное утверждение обязательности использования электронной путевки участниками рынка», рассказал представитель агентства. Бизнес предупрежден о том, что в ближайшей перспективе «Электронная путевка» станет обязательной, добавил Осауленко.
Система «Электронная путевка», согласно закону «Об основах туристской деятельности в РФ», должна была заработать с 1 января 2018 года и стать, по замыслу Ростуризма, новым механизмом контроля за отраслью. С ее помощью туристы могут отслеживать по номеру путевки статус своего тура: информацию об оплате туроператором транспорта, проживания в гостинице, страховки, оформления визы и других услуг. Систему стоимостью 500 млн руб. по заказу Ростуризма с 2015 года разрабатывала группа «Астерос». Проектом интересовался и «Ростех»: в июле 2017 года входящий в госкорпорацию концерн «Радиоэлектронные технологии» договорился с Ростуризмом, что будет участвовать в развитии системы.
Но запустить «Электронную путевку» в срок не удалось: в конце 2017 года необходимые для ее запуска подзаконные акты не были приняты. Не готовы они полностью и сейчас. В Ростуризме уточнили, что этим вопросом занимается Минкультуры. В министерстве сообщили, что уже разработаны и приняты два приказа, еще два проекта постановления, необходимые для запуска системы, внесены в правительство и ожидают принятия.
Техническая разработка системы полностью завершена и готова к вводу в промышленную эксплуатацию, заявляли ранее в «Астеросе». Систему тестировали около ста туроператоров, среди которых НТК «Интурист», PAC Group, «ВИП Сервис», TUI Russia & CIS. Но в конце 2017 года ни один из опрошенных туроператоров не подтвердил РБК, что намерен полностью перейти на работу в системе. В «Электронной путевке» много технических недоработок, и ее необходимо совершенствовать, говорили туроператоры. Система не решает ни задачу защиты потребителя, ни задачу оздоровления рынка, отмечала в декабре исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
В конце марта АО «Астерос» подало заявление о банкротстве. В компании объясняли, что «специфика проектов» на рынке тяжелого инфраструктурного строительства и несвоевременное исполнение платежей некоторыми заказчиками «вызвали ограничения операционной деятельности компании и риски выполнения обязательств». Все работы в рамках заключенных контрактов по «Электронной путевке» были полностью выполнены, а система передана заказчику, заверяли в «Астеросе». Предполагалось, что Ростуризм, который стал оператором системы, проведет тендер на ее обслуживание.
В начале июня АТОР сообщала, что «Электронная путевка» больше не доступна участникам рынка: на сайте Ростуризма исчез раздел, из которого туроператоры могли зайти в систему. Именно к этому моменту завершился гарантийный срок, в течение которого группа «Астерос» должна была поддерживать и дорабатывать систему. По информации источников АТОР, в компании почти не осталось персонала, способного поддерживать систему, а местонахождение серверов, на которых она была размещена, неизвестно.
АО «Национальные туристические технологии» было создано в ноябре 2017 года, основной вид деятельности — разработка компьютерного обеспечения, следует из данных СПАРК. Госкорпорации «Ростех» через дочернее АО «Концерн «Радиоэлектронные технологии» принадлежит 25% акций компании. Остальное равными долями распределено между ООО «Скиф» (владелец — Екатерина Малютина), ООО «Пальмиро» (Ольга Нефедова) и ООО «Столыпин» (Артур Смирнов). Все компании — партнеры госкорпорации были зарегистрированы весной и летом прошлого года.
Структура «Ростеха» располагает технологическими возможностями для доработки и эксплуатации «Электронной путевки», считает гендиректор компании «ВИП Сервис» Дмитрий Горин. Он согласен с Ростуризмом, что система позволит обеспечить защиту туристов и сделать отрасль более прозрачной. Сейчас операторы выездного туризма, как уже писал РБК, экономят на отчислениях в фонды, предназначенные для защиты туристов в случае краха компаний, занижая количество отправленных на отдых туристов и стоимость туров. Например, одна фирма из Находки отчиталась о турах за границу средней стоимостью менее 2 руб.
«Электронная путевка» не учитывает реальных условий работы туроператоров, поэтому структура «Ростеха» не сможет доработать ее, не посоветовавшись с турбизнесом, отметила Ломидзе. По ее мнению, если система будет обязательной, в подзаконных актах должны быть прописаны обязательства туроператоров и порядок взаимодействия с системой.
При доработке и поэтапном вводе в эксплуатацию система может быть запущена в работу с 1 января 2019 года, через нее будет проходить более 20 млн туров в год, считает источник РБК, участвующий в обсуждении дальнейшей судьбы этого проекта. Обслуживание «Электронной путевки», по оценкам собеседника РБК, будет стоить структуре «Ростеха» более 1 млрд руб. в год без учета расходов на ее доработку. Даже если работа в системе будет бесплатной для ее участников, затраты крупного туроператора на интеграцию программного обеспечения составят не менее 2 млн руб., отметил собеседник РБК. Всего по состоянию на 22 июня 2018 года в Едином федеральном реестре туроператоров, который ведет Ростуризм, числились 4444 компании.
Если оператором «Электронной путевки» будет не Ростуризм, а частная структура, то вполне возможно, что новый оператор захочет взимать плату за пользование системой, высказал РБК опасения один из участников туристического рынка. Речь может идти и о плате за подключение и адаптацию системы или о комиссии за ее использование. По такой схеме, например, работает Транспортная клиринговая палата. Она предоставляет услуги взаиморасчета между авиакомпаниями, турагентами и клиентами и берет за оформление одного электронного билета комиссию не менее 185 руб.
У «Ростеха» уже есть проект, связанный с туристической и транспортной отраслями. В марте 2016 года госкорпорация завершила разработку системы бронирования авиабилетов. Она создавалась в партнерстве с аэропортом Внуково, в том числе для защиты данных пассажиров: сейчас российские авиакомпании пользуются западными системами бронирования, и данные хранятся за рубежом. Проект, получивший название «Национальная система бронирования», работает с прошлого года, его уже полностью внедрили авиакомпании «Азимут» и Atlas Global. Частично к этой системе подключились «Уральские авиалинии» и Utair, говорил в интервью «Ведомостям» совладелец аэропорта Виталий Ванцев. В разработку системы, по его словам, было вложено $50 млн.