«Из-за значительного повышения цен на проживание, отдых на российских курортах стал зачастую сравним по стоимости с путевками за рубеж. Подобная динамика вызвала дисбаланс соотношения цены и качества в понимании туристов», – говорит руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Татьяна Веллер.
Гостиничный рынок Московской области уверенно открыл летний сезон приростом загрузки в июне по сравнению с тем же месяцем прошлого года на 3 п.п. и небольшим увеличением доходности на фоне стабильного среднего тарифа (ADR). Фокус на максимизацию тарифов в июле (+9% к тарифу июля 2016 года) привел к сокращению количества проданных номеров и падению доходности на номер (RevPAR) на 3%. Август был отмечен рекордным сокращением доходности – на 16% по сравнению с августом прошлого года – в результате одинакового снижения заполняемости и тарифа (на 8% каждый).
По сравнению с 2016 годом качественные отели Подмосковья в целом за лето потеряли 3 п.п. в загрузке (до 58%), 1% в ADR (до 5,55 тыс. руб.) и 6% в доходности на номер (почти 200 руб., до 3,2 тыс. руб.) Тем не менее текущие показатели превышают результаты лета 2015 года, и в целом за первые восемь месяцев 2017 года рынок пока находится приблизительно на уровне прошлого года.
Гостиничный рынок Сочи продолжает следовать общему тренду года. В целом за лето в горном кластере за счет незначительного уменьшения тарифов (на 0,6%, до 2,8 тыс. руб.) загрузка выросла на 4 п.п. (до 64%), доходность – на 5% (до 1,8 тыс. руб.). Такое укрепление рынка связано со значительным приростом в июне как по загрузке (на 6 п.п., до 52%), так и по тарифу (на 20%, до 2,8 тыс. руб.), что дало увеличение RevPAR на 36%, до 1,5 тыс. руб. В августе же рынок упал по всем показателям, при этом загрузка осталась на высоком для горного кластера уровне – 72%.
«В то же время из-за плохой погоды и усилившейся конкуренции со стороны недорогих зарубежных направлений загрузка в гостиницах на черноморском побережье Сочи за лето упала на 11 п.п. по сравнению с июнем-августом 2016 года – до 57%. Снижение заполняемости происходило на фоне продолжающегося роста тарифа (на 3%, до 12,3 тыс. рублей); вероятно, отельеры не рассчитывали на значительный приток спроса за счет сокращения цен. В результате доходность на номер упала на 14%, до 7 тыс. рублей, – отмечает Татьяна Веллер. – Позитивным фактом для прибрежных отелей на фоне довольно средних операционных результатов этим летом по загрузке и доходности стал рост ADR на 11% в июне».
Любопытно, что этим летом впервые за три года нашего мониторинга в горах было занято больше номеров, чем на побережье. Остается надеяться, что оживленный осенний сезон привлечет гостей в прибрежный кластер Сочи, который сейчас активно развивается как MICE направление, и даст ему возможность компенсировать потери первых восьми месяцев года», – отметила Татьяна Веллер.