• Мобильная версия



Предварительные итоги летнего сезона детского отдыха



Четверть российских детей провели летние каникулы дома, в городе, и вообще никуда не выезжали. Около 20% детей отдыхали на даче, еще 12% – в деревне. На море смогли поехать всего 10% детей. Таковы результаты опроса более 6 тыс. человек, проведенного сервисом путешествий Туту.ру.

Самыми непопулярными оказались детские лагеря: всего 5% детей побывали в летних лагерях на территории России и примерно 2% – за границей. При этом в РФ проживает около 15 млн детей, возраст которых подходит для такого отдыха. Почти треть респондентов выбрали вариант ответа «всего понемногу», то есть их дети за лето успели побывать и в городе, и на даче, и в деревне, и на море, и в лагере.

На недавнем заседании Координационного совета уполномоченных по правам ребенка в РФ было отмечено, что количество летних оздоровительных лагерей заметно уменьшилось – с 52 тыс. в 2016 до 42 тыс. в 2017 году. По данным департамента госполитики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки, в июньскую смену в стране работало до 43,5 тыс. летних лагерей, однако большая часть из них – пришкольные. Во вторую смену (до середины июля) – функционировало около 13 тыс. лагерей. Во второй половине лета – еще меньше. В первую смену в лагерях отдохнули 2,8 млн детей, во вторую – 1,4 млн. Данных за август пока нет, но очевидно, что летний детский сезон-2017 оказался ниже ожиданий. Чиновники говорят, что многие лагеря в этом году не смогли пройти необходимые проверки на уровень безопасности – требования возросли после трагедии на Сямозере в Карелии.

Туроператоры также говорят о неудачном сезоне. И одна из причин падения спроса – те самые чрезмерные, порой невыполнимые требования к организации детского отдыха, которые отпугивают школы. Проще оставить детей дома, что, судя по опросу Туту.ру, и произошло. Нарастают проблемы с автобусной перевозкой детей. «Транспортные компании или повышают цены, или отказываются работать с детскими группами, опасаясь штрафов», – сказала RATA-news генеральный директор компании «Лидерлайф Турс» Анастасия Порохня.

Из-за неожиданного запрета крымских властей в самом начале сезона размещать экскурсионные детские группы в обычных отелях у «Лидерлайф» сорвался интересный групповой тур по полуострову. «Поездка предполагала размещение в гостевых домах, экскурсии, насыщенную программу, все было оплачено, но пришлось отменить. Организовывать вот такие комбинированные поездки для детей, сочетающие лагерь и экскурсии, становится все труднее. Я вожу детей в Крым, Калининград, Казань, и если в каждом регионе будут свои правила, работать станет просто невозможно. Особенно тем компаниям, которые отправляют не тысячи детей, а пару групп за лето по конкретным направлениям», – посетовала Анастасия Порохня. В итоге компания отработала сезон хорошо, лагеря продавались нормально, объемы хоть и упали, но незначительно, что в нынешних условиях можно считать достижением. А вот доход снизился примерно на 20%.

О снижении доходов говорят и другие операторы. Основная причина, по их мнению, – падение платежеспособности родителей: если раньше семьи не жалели средств на отдых детей, то сейчас их возможности на пределе. «Денег у людей стало меньше, это видно по всей структуре спроса», – сказала коммерческий директор компании «Алеан» Оксана Булах. «Мы впервые за многие годы отметили, что деньги от родителей на дополнительные расходы в лагере получили всего по 5-6 детей из группы, и то по 1000 рублей. Остальных отправляли «просто так». Раньше деньги давали большинству детей, да еще просили передать что-то дополнительно в течение смены. Средства у людей закончились», – пояснила руководитель департамента детского и молодежного туризма компании «Пирамида-тур» Ксения Казакова.

Генеральный директор самарской компании «Профцентр» Елена Мартыненко уверена, что финансовый фактор повлиял на летний детский сезон даже сильнее, чем ведомственные ограничения и запреты: «Детские лагеря у нас шли в этом году хорошо, а экскурсионные поездки – слабо, явно ниже ожиданий. Мы в мае традиционно запустили свой экскурсионный школьный тур на поезде «Краеведческий экспресс». Не пошло, у людей нет денег. Летом предлагали семейные пакеты на теплоходные прогулки. Но потратить 4 тыс. рублей на семью из четырех человек за целый день отдыха с питанием на теплоходе – им было дорого. Осень покажет, будет ли спрос падать и дальше», – сказала она RATA-news. Оценить масштабы падения детского туризма помогает «взрослая» статистика. «В 2012 году мы отправляли на популярный фестиваль «Сызранский помидор» 300 человек, в 2013 – 446, в 2014 – 620, в 2015 – 390, в 2017 – 300. Кривая совпадает с падением доходов населения», – пояснила г-жа Мартыненко.

Острота ситуации в том, что снижение доходов россиян натолкнулось на повышение стоимости отдыха внутри страны. Именно поэтому летний сезон в этом году, по словам г-жи Казаковой, Россия отработала только «наполовину». «Явная недозагрузка Краснодарского края. Поезда в Анапу шли полупустые. На этом детском курорте, где сейчас, в бархатный сезон, по идее не должно быть мест, свободно. По моим данным, несколько довольно крупных детских баз в этом году в Анапе вообще не открылось. Зато Болгария выставила хорошие цены, и, по словам коллег, там полный аншлаг», – рассказала она RATA-news.

Это особенно обидно, потому что прошлый сезон в России был удачным. Уже в начале июня, по оценкам туроператоров, детские летние лагеря на море и в Подмосковье были распроданы на 99%. В этом сезоне тоже ждали роста, но – увы. Скорее всего, именно в прошлом году многие туристы получили негативный опыт, отдохнув у себя в стране не слишком качественно, но за большие деньги, и сейчас решили отправить детей за рубеж – фактически за те же деньги. «Качество отдыха, в том числе детского в России, – пока проблема. С этим надо что-то делать, иначе мы окончательно потеряем туристов», – полагает Ксения Казакова.

Директор петербургской принимающей компании «Бюро Петроград» Павел Лобанов согласен, что нынешний детский сезон заметно слабее, чем прошлогодний: «Дети по-прежнему едут в Петербург из разных регионов, география осталась прежняя, а объемы упали – на мой взгляд, на 20-30%. Точных цифр пока нет. Причины – «безумные» правила организации детских поездок, открытие Турции, стабилизация доллара и падение платежеспособности россиян. А также уходе туристов в интернет, что в экскурсионном сегменте особенно чувствительно». При этом, как полагает собеседник, цены на предлагаемый его компанией продукт выросли очень незначительно. «Речь идет о вполне традиционных 10%. Но, видимо, если в 2015 и 2016 году это повышение туристы «проглотили», то сейчас оно оказалось потолком», – пояснил г-н Лобанов

RATA-news 12.09.2017




Комментировать новость
Ваше имя:





Внимание!
Новостные материалы от организаций принимаются по e-mail: affiliate@votpusk.ru
Публикация новостных материалов происходит после их рассмотрения администрацией сервера.

Информеры туристических новостей - лента новостей мира туризма на вашем сайте.

Так же Вы можете использовать наши туристические RSS-каналы новостей.
Туристические новости в формате RSS 2.0




Как Сообщить об Ошибке ?
Выделите неточность
в тексте и нажмите

Ctrl + Enter

Архив новостей
Ранее Сентябрь  2017  Позднее
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30