Сейчас стоимость перевозки багажа включена в стоимость билета по определению, она не выносилась как отдельная услуга, доплаты требовал только сверхнормативный багаж. Закон позволяет авиакомпаниям исключать для купивших невозвратные билеты из тарифа на авиаперевозку расходы, связанные с перевозкой багажа при его отсутствии.
В Минтрансе уверяют, что норма направлена исключительно на удешевление стоимости авиаперевозок для пассажиров и может снизить стоимость билетов по невозвратным тарифам авиакомпаний на 10-20%. Пока все это звучит гипотетически, так как ни одна авиакомпания не представила еще новые безбагажные тарифы. Но в любом случае, как считают, например, аналитики Туту.ру, очевидно, что несмотря на новые правила провоза багажа, пассажиры все равно будут делать выбор в пользу более экономичных вариантов – с какими бы они ни были ограничениями.
Летом 2014 года в России появилась линейка более экономичных «лайтовых» авиатарифов, благодаря которой пассажиры могли экономить на перелете как минимум 15%. Однако тарифы накладывали и определенные ограничения: авиабилеты нельзя вернуть или же нельзя ни вернуть, ни обменять. Тогда тоже были активные обсуждения и много мрачных прогнозов. Аналитики Туту.ру проанализировали дальнейшее развитие событий: как менялась доля оформленных на портале невозвратных и необменных билетов по России за три года и что произошло со средними ценами на перелет.
Выяснилось, что после появления невозвратных билетов на рынке в 2014 году их доля в сегменте внутренних перелетов составила примерно 65% от всех авиабилетов. В 2015-2016 годах невозвратных билетов среди оформленных на Туту.ру достигла уже 73-74%. За первые семь месяцев 2017 года доля равняется 72%. Количество приобретенных необменных билетов в 2014 году не превышало и 3%, в 2015 подросло до 10%, а в 2016-2017 достигло уже 20% от всех оформляемых на этом сервисе авиабилетов по РФ.
Запуск бюджетных тарифов, как сказано в исследовании портала, оказал влияние и на средние цены на билеты на внутренние перелеты. Так, во второй половине 2014 года средняя цена авиабилета по России составляла 12,3 тысяч рублей в оба конца. Невозвратный билет стоил примерно на 5% дешевле – 11,7 тысяч рублей, а необменный обходился на 30% дешевле и стоил примерно 8,5 тысяч рублей. Если сравнивать средние цены на возвратные и невозвратные билеты, то окажется, что разница в 2014 году составляла 14%, а в 2017 – уже 25%. Сравнив средние цены на обменные и необменные авиабилеты с 2014 по 2017 год, можно увидеть, что необменный билет способствует экономии в размере 30%.
В целом, можно отметить, что средние цены на перелеты по России с 2014 по 2016 практически не менялись, держась на отметке 12,3 тысячи на билет в обе стороны. В 2017 году заметно снижение на 5% – до 11,7 тысяч за билет. Невозвратные билеты снизились в цене с 2014 года примерно на 8%: с 11,7 тысяч в 2014 году до 10,7 тысяч рублей в 2017 году. Средняя цена необменных билетов выросла в 2016 году выросла на 12% (по сравнению с 2014 годом) и в 2017 году снизилась опять до уровня 2014 года.
Невозвратные билеты остаются самыми востребованными среди пользователей Туту.ру. Спрос на необменные билеты довольно стабилен последние два года и составляет примерно 20%. Учитывая экономичность этих тарифов, аналитики сервиса прогнозируют если и не дальнейший рост спроса, то, по крайней мере, его сохранение на уровне 2017 года.