Red Wings уже имеет опыт эксплуатации пяти самолетов SSJ 100. Но год назад авиакомпании пришлось отказаться от них «из-за их нерентабельности», рассказывал «Коммерсанту» гендиректор перевозчика Евгений Ключарев. По его словам, компания больше года выполняла полеты на SSJ 100 на разных направлениях из Москвы, но региональных маршрутов с подходящей для SSJ 100 заполняемостью «под сотню человек практически нет». Однако г-н Ключарев не исключил возврата к эксплуатации SSJ 100 при условии финансовой поддержки – например, субсидий со стороны регионов.
Это не первая подобная инициатива: осенью прошлого года Минтранс заявил о создании новой частной авиакомпании «Азимут» с парком 12 самолетов SSJ 100, которая станет базовой для строящегося аэропорта в Ростове-на-Дону. Ее развивают совладелец Внуково Виталий Ванцев и бывший первый заместитель гендиректора авиакомпании «Якутия» Павел Удод, полеты планируется начать в сентябре. До этого подобную авиакомпанию с участием Red Wings на основе SSJ 100 предлагали создать в Крыму, но проект не нашел финансирования.
Эксперты авиарынка скептически отнеслись к идее министерств. «Я понимаю, что все эти планы строятся из-за желания поддержать отечественного производителя, но никак не в интересах рынка авиаперевозок. Допустим, будут искусственно созданы эти региональные компании, у них будет 100 самолетов Sukhoi Superjet 100. А где платежеспособность населения, где экономические связи, внутренний туризм для того, чтобы загрузить такое количество бортов?» – пояснил «Бизнес ФМ» главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
По его словам, реализация такого проекта обойдется очень дорого. Сегодня авиакомпании не в состоянии покупать самолеты самостоятельно, они обычно их берут в лизинг. Цена Sukhoi Superjet 100 – порядка $40 млн, соответственно, за сто самолетов – $4 млрд. Это огромные деньги, ни у кого их нет. «Думаю, даже бюджет не в состоянии сегодня просто достать из кармана такие большие деньги. А какой смысл вкладываться коммерческим структурам, если они не увидят финансовой отдачи».
Проблема нерентабельности Sukhoi Superjet 100 – в отсутствии системы послепродажного обслуживания и рынка запасных частей, утверждает генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак: «Нерентабельность этого самолета связана с тем, что он долго простаивает на земле, потому что нет системы послепродажного обслуживания и нет рынка запасных частей. Чтобы получить запчасти, приходится очень долго ждать. Это, в свою очередь, является следствием той бизнес модели, которую построила компания «Гражданские самолеты Сухого»: они замкнули на себя поставки всех запчастей, и вы не можете просто так купить их на свободном рынке, как, например, для любого самолета европейского или американского производства. Вы обязаны обращаться в компанию «Гражданские самолеты Сухого», которая, в свою очередь, не обладая развитой системой технической поддержки, не может обеспечить быструю поставку запчастей».
Red Wings до сих пор выплачивает долг за свои Sukhoi Superjet 100. В 2012 году от эксплуатации этого самолета отказалась авиакомпания Armavia. Эти воздушные суда в настоящее время есть у «Аэрофлота», «Якутии», «Газпромавиа», у индонезийской Sky Aviation, частной лаосской Lao Central Airlines и мексиканской Interjet.