Уральский турбизнес принял резолюцию с предложениями по отраслевому закону



Продолжается обсуждение проекта закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации».

У туристической общественности есть совсем немного времени – до 16 октября с.г., чтобы изучить законопроект и высказать свое мнение. Причем сделать это можно там же, где размещен проект, надо лишь зарегистрироваться в качестве эксперта.

Предложения поступают и в исполнительную дирекцию РСТ. 3 октября в рамках выставки Expotravel 2014 в Екатеринбурге состоялся IV Уральский туристический конвенте, на котором обсуждались изменениям в закон «Об основах туристской деятельности». На встрече, организованной Уральской ассоциацией туризма, присутствовали представители федеральных и региональных общественных туристических объединений из Москвы, Санкт-Петербург, Казани, Ростова-на-Дону, Самары, Уфы, Краснодара, Сочи, Ханты-Мансийска, Перми, Челябинска, Тюмени, Магнитогорска, Кургана, Кемерово, Новосибирска и др.

Итогом работы конвента стала резолюция, объединяющая предложения турбизнеса по законопроекту. Документ, подписанный президентом УАТ Д.В. Бугровым, будет направлен председателю правительства РФ Д. А. Медведеву, вице-премьеру правительства РФ Д. Н. Козаку, министру культуры В. Р. Мединскому, врио руководителя Ростуризма О. П. Сафонову, председателю профильного комитета Госдумы РФ, в Совет Федерации РФ и Общественную палату РФ.

Публикуем резолюцию в сокращенном виде.

«1. Требует уточнения предлагаемое в проекте понятие «туристский продукт» – комплекс услуг, включающих намеченное сочетание не менее чем двух нижеперечисленных элементов, продаваемых или предлагаемых для продажи по общей цене, если период оказания услуг превышает 24 часа или включает ночь: услуги по перевозке; услуги по размещению; другие услуги в сфере туризма, не относящиеся к перевозке и размещению, составляющие значительную часть от общей цены по договору реализации туристского продукта.

При раздельном оформлении договоров на разные элементы одного и того же комплекса услуг у одного туроператора услуги по таким договорам приравниваются к услугам, входящим в туристский продукт, оформленный договором о реализации туристского продукта.

Действующее гражданское законодательство не содержит понятия услуг, «продаваемых или предлагаемых для продажи». В ст. 1 действующего федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» содержится иная формулировка – «реализация туристского продукта». Также не совсем понятна формулировка «раздельного оформления договоров», в предмет которых входят услуги, которые «приравниваются к услугам, входящим в туристский продукт, оформленный договором о реализации туристского продукта».

Применение терминов «туристский продукт», «реализация туристского продукта», «раздельное оформление договоров» требует однозначного, недвусмысленного толкования.

Предлагается следующая формулировка «туристский продукт» – услуга размещения и (или) перевозки, оказываемая туристу за общую цену на основании договора о реализации туристского продукта. В состав туристского продукта могут также входить экскурсионное обслуживание и (или) другие услуги.

2. Предлагаемые в проекте нововведения, связанные с ужесточением требований к турагентам, фактически повторяют требования к туроператорам.

Во-первых, помимо реестра туроператоров, предлагается ввести в аналогичном порядке реестр турагентов.

Во-вторых, аналогично финансовым гарантиям туроператоров предлагается ввести финансовое обеспечение турагента, отличие проводится лишь в суммах и объемах продаж туристского продукта.

В ст. 1 действующего закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» понятия «туроператор» и «турагент» различаются только одним видом действий – формированием туристского продукта, т.е. деятельностью туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие). На практике туроператоры, в подавляющем большинстве, также оформляют агентские договоры с гостиницами, перевозчиками и т.п. Таким образом, реальный правовой статус турагентов и туроператоров до сих пор «размыт», а подчас совпадает.

Поэтому для более открытого информирования общественности, туристов, предлагается в законе использовать единое понятие для субъектов туристской деятельности – «туристская организация» или «турфирма», без деления на туроператоров и турагентов.

Такое предложенное единство предполагает и единство учета всех субъектов туристской деятельности – введение Единого реестра, в котором возможна «внутренняя» классификация по видам туризма (въездной, внутренний, выездной), либо по иным дополнительным критериям – по размеру финансового обеспечения или иным критериям.

Например, в проекте предлагается, что «турагент обязан передать туроператору денежные средства, полученные от туриста или иного заказчика туристского продукта (если иной порядок оплаты стоимости туристского продукта не предусмотрен договором между турагентом и туроператором) в соответствии с условиями договора, заключенного между туроператором и турагентом» (ст. 10.1 Проекта). Единство правового статуса субъекта туристской индустрии должно снять противоречия между отношениями – «туроператор» и «турагент», «турагент» и «турист», «туроператор» и «турист», а также вопросы и разграничения форм и видов ответственности в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей перед туристом со стороны субъекта туристской деятельности.

3. Опыт реализации туристского продукта и приостановление деятельности ряда туроператоров в 2014 г. говорит о том, что сам по себе институт финансового обеспечения в российской туристской деятельности только складывается. Предложенные в проекте размеры финансовых гарантий не вполне отражают современную реальность.

Не претендуя на определение размера фингарантий для туроператоров, Уральской ассоциацией туризма рассмотрен вопрос о размере финансового обеспечения турагентов.

В проекте предлагается следующее: «В целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществление турагентской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при наличии у него договора страхования ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств турагента по договору о реализации туристского продукта (далее также – финансовое обеспечение), а также при условии соответствия лица, занимающего должность руководителя турагента, главного бухгалтера или его заместителя (далее – должностное лицо турагента) требованиям к его деловой репутации».

И далее: «…Все турагенты, зарегистрированные на территории Российской Федерации, должны иметь финансовое обеспечение – банковскую гарантию и/или иное финансовое обеспечение, предусмотренное гражданским законодательством Российской Федерации, на сумму не менее 500 тысяч рублей.» (ст. 4.2. проекта).

На основании информации, обобщенной Уральской ассоциацией туризма, финансовая гарантия для турагентств должна составлять 10 млн. рублей. Исходя из полученных данных, объем ущерба туристам, полученный в результате мошеннических действий и банкротств турагентств, составил в среднем от 4,5 млн. до 9 млн. рублей. Эту информацию, в частности, подтверждают открытые данные ГУВД по Свердловской и Челябинской областям, иные информационные источники. Очевидно, что предлагаемая в настоящее время финансовая гарантия в размере 500 тыс. рублей не способна решить острые финансовые вопросы, компенсировать туристам убытки.

4. Действующий закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в ст. 11 содержит право туроператоров и турагентов создавать объединения в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Общественные организации заинтересованы в дальнейшем развитии института общественного влияния на субъектов туристской деятельности, защиты прав и интересов как туристов, так и добросовестных туроператоров и турагентов. В этой связи наиболее приемлемым может быть предложено создание института саморегулируемых организаций сферы туризма.

В случае включения в закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» нормы об обязательном членстве туроператоров и турагентов в саморегулируемых организациях в сфере туризма, за государством останется функция ведения реестра таких организаций, а контроль за деятельностью туроператоров и турагентов трансформируется из государственного в общественный. При успешной работе таких организаций существующее финансовое обеспечение впоследствии может быть заменено наличием страхового (компенсационного) фонда, принадлежащего саморегулируемым организациям сферы туризма».

RATA-news 07.10.2014




Комментировать новость
Ваше имя:







Внимание!
Новостные материалы от организаций принимаются по e-mail: affiliate@votpusk.ru
Публикация новостных материалов происходит после их рассмотрения администрацией сервера.

Информеры туристических новостей - лента новостей мира туризма на вашем сайте.

Так же Вы можете использовать наши туристические RSS-каналы новостей.
Туристические новости в формате RSS 2.0




Как Сообщить об Ошибке ?
Выделите неточность
в тексте и нажмите

Ctrl + Enter

Архив новостей
Октябрь 2014  
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31