Для проблем турбизнеса простых решений нет

На прошедшем вчера расширенном заседании комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности, правления РСТ и Комиссии по туризму и индустрии гостеприимства РСПП обсуждались предложения туристского и экспертного сообщества по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере выездного туризма. Руководитель профильного комитета ТПП РФ Юрий Барзыкин отметил чрезвычайно сжатые сроки, которые глава правительства Дмитрий Медведев отвел для разработки мер по регулированию турбизнеса. Министерство культуры должно внести свои предложения до 1 октября, соответственно туристскому сообществу надо успеть их обсудить. Законопроект должен был появиться в понедельник вечером на сайте Минкультуры. Вчера же на фоне новых банкротств Дмитрий Медведев призвал ускорить подготовку пакета документов.

Юрий Барзыкин назвал главные принципы, которых придерживается ТПП и РСТ в подходе к правовым изменениям на рынке. Основное направление – диверсификация ответственности участников рынка: между операторами и агентствами, операторами и перевозчиками. В частности, необходимо обязательно предоставлять туристу авиабилеты туда-обратно, это должно быть закреплено законом. Изменению подвергнется концепция деятельности «Турпомощи». Так как вывозные рейсы оказываются в сфере ответственности авиакомпаний, ассоциация будет занята, прежде всего, обеспечением проживания туристов за рубежом.

Более того, в договор между оператором и средством размещения необходимо внести пункт о невозможности выселения туристов в случае возникновения разногласий между хозяйствующими субъектами. Те туристы, которые не смогут воспользоваться услугами туроператора, будут получать компенсацию в страховых компаниях или банках. Здесь важно установить лимит ответственности перед туристом – по аналогии с нормой возврата 700 тыс. руб. с банковских вкладов. Для туристов речь может идти, например, о 30 тыс. рублей, а все свыше этой суммы – его собственные риски, которые туристу будет предложено застраховать добровольно.

По словам Юрия Барзыкина, в законопроекте появится новый показатель – общая цена потребительского продукта. Он пока лишь задекларирован, в нем нет конкретики, поэтому неясно, как он будет определяться. Но его появление продиктовано необходимостью измерить объемы операторов и определить степень их ответственности перед туристами. Новым будет также понятие депозита для туроператоров – суммы, базирующейся на количестве туристов и используемой только индивидуально, в случае возникновения проблем у конкретной компании.

Пока не проработаны, но очень вероятны новые рамки фингарантий операторов. Речь может идти о 3-5% от общей годовой цены турпродукта, однако задача туробщественности – снизить эту планку хотя бы до 1,5%. Изменения коснутся также взносов в «Турпомощь»: 100 тыс. рублей с компании определены сейчас как нижний порог, а затем, в зависимости от объемов оператора, значатся 300 тыс. и 500 тыс. рублей.

«Турпомощь» за два последних месяца вывезла на родину более 70 тыс. туристов обанкротившихся операторов. «Можно представить, какого масштаба социальный конфликт мог бы разразиться, не будь этой организации, – заметил генеральный директора компании «Випсервис» Дмитрий Горин. За это время стало более плотным сотрудничество с Росавиацией, и сейчас, благодаря их поддержке, «Турпомощи» удается значительно экономить средства. Например, «Оренбургские авиалинии» потратили на вывоз туристов «Солвекс-турне» 58 млн. рублей, «Трансаэро» также возвращает клиентов «Южного Креста» за свой счет, хотя обратные билеты у них не оплачены.

Дмитрий Горин полагает, что в законопроект должно войти требование к туроператорам, планирующим большие чартерные программы, предоставлять доказательства своей финансовой устойчивости. «Если компания, как, например, «Лабиринт», решила в этом году удвоить свои чартерные объемы, она должна изменить свое финансовое обеспечение», – сказал он. Эксперт также полагает, что надо взять на вооружение опыт Великобритании, где в аналогичном компенсационном фонде участвуют не только операторы, но и отели, авиакомпании.

По словам президента РСТ Сергея Шпилько, все предложенные меры будут тяжелы для турбизнеса. С другой стороны, большинство из этих вариантов неоднократно проговаривались при подготовке поправок в отраслевой закон в прошлые годы. «Сейчас мы находимся в ситуации жесточайшего цейтнота. Сложный клубок проблем, накопившихся за последнее время, никому, кроме турбизнеса, разрешить не удастся. Аналогичные ситуации были и в Европе, наблюдаются сейчас в странах СНГ. Сложность, прежде всего, в отсутствии контрольно-надзорных функций в сфере турбизнеса. Непонятно, кто и как их будет осуществлять. Реформы назрели. Помимо принципиальных вопросов предстоит решить чисто оперативные. Например, у большинства операторов, заявивших о приостановке деятельности, невозможно было сразу получить списки туристов, телефоны, координаты. Так быть не должно», – заметил Сергей Шпилько. Он призвал всех участников рынка, общественные объединения внимательно изучить подготовленный Минкультуры законопроект, обсудить его и прислать свои предложения и замечания. Отрасли нужна консолидированная позиция, тем более что речь идет, прежде всего, о таких непопулярных мерах, как усиление персональной, административной и уголовной ответственности.

Сергей Шпилько полагает, что нынешний кризис обусловлен системными ошибками в турбизнесе. В такой сложной отрасли, со 100-процентной предоплатой услуг, которые чаще всего оказываются спустя какое-то, иногда продолжительное время, слишком долго недооценивались потребительские риски. К тому же туризм исключительно чувствителен к общей экономической и политической ситуации. Попытки урегулирования рынка были, но рассматривались как передел рынка, в результате устойчивая модель развития так и не была выработана. «Все это время для сложных проблем подбирались простые, популистские, решения. Нельзя поддаться соблазну и вновь пойти по этому пути. Сейчас у нас нет времени на эксперименты», – подытожил президент РСТ.
Предыдущие новости России

Калейдоскоп

Посещение собора Святой Софии в Стамбуле станет платным для иностранцев
Самый высокий водопад в Крыму оказался выше, чем считалось ранее
Под водой у побережья Египта нашли храм Афродиты
В Турции нашли новую достопримечательность
Чартерные рейсы на Шпицберген для туристов начнутся весной 2024 года
В Египте будут проводить экскурсии к затонувшему кораблю III века до н.э.
РСТ: российские туристы все чаще выбирают для отдыха глэмпинги
В Сочи объяснили, почему землетрясения стали происходить чаще


Внимание!

Новостные материалы от организаций принимаются по e-mail: novosti@votpusk.ru

Публикация новостных материалов происходит после их рассмотрения редакцией сайта.

Это интересно