Для проблем турбизнеса простых решений нет
Юрий Барзыкин назвал главные принципы, которых придерживается ТПП и РСТ в подходе к правовым изменениям на рынке. Основное направление – диверсификация ответственности участников рынка: между операторами и агентствами, операторами и перевозчиками. В частности, необходимо обязательно предоставлять туристу авиабилеты туда-обратно, это должно быть закреплено законом. Изменению подвергнется концепция деятельности «Турпомощи». Так как вывозные рейсы оказываются в сфере ответственности авиакомпаний, ассоциация будет занята, прежде всего, обеспечением проживания туристов за рубежом.
Более того, в договор между оператором и средством размещения необходимо внести пункт о невозможности выселения туристов в случае возникновения разногласий между хозяйствующими субъектами. Те туристы, которые не смогут воспользоваться услугами туроператора, будут получать компенсацию в страховых компаниях или банках. Здесь важно установить лимит ответственности перед туристом – по аналогии с нормой возврата 700 тыс. руб. с банковских вкладов. Для туристов речь может идти, например, о 30 тыс. рублей, а все свыше этой суммы – его собственные риски, которые туристу будет предложено застраховать добровольно.
По словам Юрия Барзыкина, в законопроекте появится новый показатель – общая цена потребительского продукта. Он пока лишь задекларирован, в нем нет конкретики, поэтому неясно, как он будет определяться. Но его появление продиктовано необходимостью измерить объемы операторов и определить степень их ответственности перед туристами. Новым будет также понятие депозита для туроператоров – суммы, базирующейся на количестве туристов и используемой только индивидуально, в случае возникновения проблем у конкретной компании.
Пока не проработаны, но очень вероятны новые рамки фингарантий операторов. Речь может идти о 3-5% от общей годовой цены турпродукта, однако задача туробщественности – снизить эту планку хотя бы до 1,5%. Изменения коснутся также взносов в «Турпомощь»: 100 тыс. рублей с компании определены сейчас как нижний порог, а затем, в зависимости от объемов оператора, значатся 300 тыс. и 500 тыс. рублей.
«Турпомощь» за два последних месяца вывезла на родину более 70 тыс. туристов обанкротившихся операторов. «Можно представить, какого масштаба социальный конфликт мог бы разразиться, не будь этой организации, – заметил генеральный директора компании «Випсервис» Дмитрий Горин. За это время стало более плотным сотрудничество с Росавиацией, и сейчас, благодаря их поддержке, «Турпомощи» удается значительно экономить средства. Например, «Оренбургские авиалинии» потратили на вывоз туристов «Солвекс-турне» 58 млн. рублей, «Трансаэро» также возвращает клиентов «Южного Креста» за свой счет, хотя обратные билеты у них не оплачены.
Дмитрий Горин полагает, что в законопроект должно войти требование к туроператорам, планирующим большие чартерные программы, предоставлять доказательства своей финансовой устойчивости. «Если компания, как, например, «Лабиринт», решила в этом году удвоить свои чартерные объемы, она должна изменить свое финансовое обеспечение», – сказал он. Эксперт также полагает, что надо взять на вооружение опыт Великобритании, где в аналогичном компенсационном фонде участвуют не только операторы, но и отели, авиакомпании.
По словам президента РСТ Сергея Шпилько, все предложенные меры будут тяжелы для турбизнеса. С другой стороны, большинство из этих вариантов неоднократно проговаривались при подготовке поправок в отраслевой закон в прошлые годы. «Сейчас мы находимся в ситуации жесточайшего цейтнота. Сложный клубок проблем, накопившихся за последнее время, никому, кроме турбизнеса, разрешить не удастся. Аналогичные ситуации были и в Европе, наблюдаются сейчас в странах СНГ. Сложность, прежде всего, в отсутствии контрольно-надзорных функций в сфере турбизнеса. Непонятно, кто и как их будет осуществлять. Реформы назрели. Помимо принципиальных вопросов предстоит решить чисто оперативные. Например, у большинства операторов, заявивших о приостановке деятельности, невозможно было сразу получить списки туристов, телефоны, координаты. Так быть не должно», – заметил Сергей Шпилько. Он призвал всех участников рынка, общественные объединения внимательно изучить подготовленный Минкультуры законопроект, обсудить его и прислать свои предложения и замечания. Отрасли нужна консолидированная позиция, тем более что речь идет, прежде всего, о таких непопулярных мерах, как усиление персональной, административной и уголовной ответственности.
Сергей Шпилько полагает, что нынешний кризис обусловлен системными ошибками в турбизнесе. В такой сложной отрасли, со 100-процентной предоплатой услуг, которые чаще всего оказываются спустя какое-то, иногда продолжительное время, слишком долго недооценивались потребительские риски. К тому же туризм исключительно чувствителен к общей экономической и политической ситуации. Попытки урегулирования рынка были, но рассматривались как передел рынка, в результате устойчивая модель развития так и не была выработана. «Все это время для сложных проблем подбирались простые, популистские, решения. Нельзя поддаться соблазну и вновь пойти по этому пути. Сейчас у нас нет времени на эксперименты», – подытожил президент РСТ.
Предыдущие
новости России
В Евпатории сгорел зоопарк: погибли более 200 животных
Авиакомпания «Северсталь» запустила рейс из Минвод в Ухту
Роспотребнадзор советует туристам делать прививки от кори
Визовые центры Болгарии в РФ приостановят приём визовых заявлений до апреля
Россия работает над отменой виз со всеми странами Персидского залива
Калейдоскоп
Внимание!
Новостные материалы от организаций принимаются по e-mail: novosti@votpusk.ru
Публикация новостных материалов происходит после их рассмотрения редакцией сайта.
Это интересно