Тематика новостей:
Страны:
Ключевое слово:


Историки: "Разрушение хачкаров Джульфы - преступление против человечности"

Распечатать страницу


На днях Европарламент принял резолюцию, осуждающую уничтожение армянских памятников в Нахичеване. В частности, в ходе обсуждения документа парламентарии отметили неприемлемость разрушения Азербайджаном армянских хачкаров (каменных стел с инкрустированным крестом), являющихся общемировым культурным наследием. В связи с резолюцией Европарламента с заявлением выступило министерство иностранных дел Азербайджана, в котором выразило протест по поводу данного решения. Ситуацию разъясняет доктор исторических наук, археолог Гамлет Петросян: "В пространственно-объемном, иконографическо-стилистическом и семантическом планах хачкары Джуги (Джульфы) представляют собой исключительное явление в культуре армянских хачкаров. Имея в своей основе классические традиции культуры армянских хачкаров, Джуга, благодаря своему исключительному экономико-культурному, географическому и политическому

положению и роли, в известной степени внесла инновации в иконографию, орнамент и частично семантику хачкаров. Такое беспрецедентное развитие искусства хачкаров в Джуге явилось результатом экономико-культурного подъема, пережитого этим поселением в 15-16 веках благодаря транзитной торговле шелком. Однако, этот подъем трагическим образом был приостановлен насильственным переселением, организованным согласно указу первого правителя Персии - Шаха Аббаса, а затем - поджогом и разрушением города. Из порядка 10 тысяч хачкаров, имевшихся в 17 веке, к 20 веку в Джуге осталось лишь около 3 тысяч. В конце 2002 года в результате варварства, организованного со стороны правительства Азербайджана, были уничтожены и последние 3 тысячи хачкаров Джуги. В декабре 2005 года азербайджанские вооруженные формирования тяжелыми молотами расщепили последние осколки хачкаров и, перевозя их на машинах, свалили в Аракс.

Это преступление было заснято с иранского берега и распространено по всему миру. Параллельно с отражением различных модуляций армянской культуры хачкары Джуги являлись лучшим выражением той синтетической культурной среды, в которой они появились. Мировоззрение и вкусы общины, занимавшейся торговлей с дальными странами и имеющей благодаря этому общирные и многоплановые экономические, политические и культурные связи, ее предпочтения и инновации своеобразно отразились в хачкарах. Как в объемных решениях, так и в растительном и геометрическом орнаменте можно выделить особенности (сверхстройность, неизменная ширина плиты, почти обьемное представление ниши, преобладание простого декора и др.), которые появились вследствие взаимовлияния армянского и персидско-мусульманского искусств. В некоторых композициях заметно влияние западно-европейской иконографии, а

отдельные скульптуры явно содержат в себе монгольские черты и образцы индийского и тибето-китайского фронтального изображения. В какой мере, какими путями и посредством чего они превратились в культурное явление, демонстрируя великий и многогранный образ Шелкового пути, - задачи, которые должны были ставиться и исследоваться на основе наследия хачкаров Джуги. Таким образом, культура хачкаров Джуги важна не только для наследников и исследователей армянской культуры, но и для носителей и исследователей мусульманской и персидской, европейской и даже культуры Юго-Восточной Азии. Эти памятники являлись ценным источником для изучения не только армянского, но и персидского, индийского, юго-восточного искусств и их взаимовлияний. Посягательство на всякое проявление культуры - уже само по себе большое преступление против человечности, и тем более непростительно злодеяние,

вследствие которого теряются ценности, вмещающие в себя культурное многообразие и завоевания различных культур, а следовательно и культурные ценности, отражающие диалог людей и народов". Карабахский археолог Вардгес Сафарян отметил в интервью ИА REGNUM, что своей самобытностью хачкары на кладбище в Джуге занимают особое место в истории искусства армянского хачкара.По его словам, практика уничтожения армянских памятников на территории современного Азербайджана не является чем-то новым.По словам археолога, отчуждение и затем присвоение культурных ценностей обычно протекало с помощью достаточно гибкого внутреннего механизма. Механизм опосредованного присвоения давал возможность сохранять при необходимости кажущуюся нейтральность и обьективность. В присвоении культурных ценностей были задействованы административные органы и научная интеллигенция, а отношение азербайджанского народа к этому наследию оставалось полуравнодушным и полувраждебным.

Regnum 02.03.2006




Комментировать новость
Ваше имя:
Введите символы:





Внимание!
Новостные материалы от туристических фирм и организаций принимаются по e-mail: news@votpusk.ru
Публикация новостных материалов происходит после их рассмотрения администрацией сервера.

Информеры туристических новостей - лента новостей мира туризма на вашем сайте.

Так же Вы можете использовать наши туристические RSS-каналы новостей.
Туристические новости в формате RSS 2.0




Как Сообщить об Ошибке ?
Выделите неточность
в тексте и нажмите

Ctrl + Enter

Архив новостей
Ранее Март  2006  Позднее
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31