Каждый турист завозит в Антарктику по 10 "семян-захватчиков"

Каждый посетивший Антарктиду турист привозит с собой примерно по 10 семян чужерожных видов растений из других регионов, что представляет собой большую угрозу для хрупкой экосистемы Антарктиды, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Антарктика остается самым нетронутым уголком планеты благодаря своему уникальному статусу и чрезвычайно суровому климату. Несмотря на стабильно низкие температуры, в самых северных участках континента и на близлежащих островах сложилась уникальная экосистема. Группа биологов под руководством Стивена Чоуна (Steven Chown) из Стелленбошского университета в городе Матилэнд (ЮАР) попыталась оценить, как сильно угрожают состоянию Антарктиды появление чужеродных видов растений.

Как отмечают исследователи, за последние годы ботаники и другие специалисты обнаружили на территории северной части Антарктического полуострова несколько видов растений, завезенных с других частей света. По их словам, континент и близлежащие острова ежегодно посещает около 33 тысяч туристов и примерно 7 тысяч ученых. В некоторых случаях одежда, обувь или личные вещи этих людей могут таить в себе семена растений, споры грибов и бактерий. Чоун и его коллеги оценили долю людей, переносивших семена, и среднее количество семян в их "багаже", участвуя в добровольной программе "очистки" посетителей Антарктиды в рамках Международного полярного года 2007-2008 годов. В этой программе ученые опрашивали туристов и ученых, не ввозят ли они на территорию континента любые семена или споры и тщательно очищали их личные вещи.

За время эксперимента биологи успели собрать около 2,6 тысячи семян с вещей туристов и ученых. Около 88% из них удалось опознать с точностью до семейства, и примерно у половины была определена видовая принадлежность. Некоторые из них принадлежали хорошо известным инвазивным видам из субарктических или арктических зон, где климат очень близок к антарктическому. Это подчеркивается тем, что, по данным опросов, примерно половина из участников программы побывали и в Арктике или в прочих холодных климатических зонах - в Альпах или других горах. По расчетам биологов, около 49-61% от общего числа "захватчиков" должны быть приспособлены для выживания в условиях Антарктики. Если учесть общее количество туристов и ученых, за 2007-2008 года в Антарктику проникло около 70 тысяч "захватчиков".

Наиболее подверженными для их атак должны быть самые теплые, открытые участки суши на севере континента - западная половина Антарктического полуострова и побережье моря Росса. С изменением климата уязвимость Антарктиды к появлению инвазивных видов будет постепенно повышаться. Ученые полагают, что их исследование поможет защитить Антарктику от дальнейших "аннексий" со стороны инвазивных видов.

Ранее Март  2012  Позднее