В Москве покажут Цезаря в тельняшке и татуировках

Тринадцатого февраля в Московском музее современного искусства а рамках программы "Москва актуальная" открывается выставка скульптора Бориса Орлова, которого в широких кругах знают как "классика соц-арта". В советские годы Орлов был под запретом, поскольку его искусство воспринималось как насмешка над тоталитарной властью, в перестроечные времена на него молились, так как он развенчал одряхлевших вождей, а сегодня, наконец, появилась возможность беспристрастно взглянуть на его творчество.

Сам Борис Орлов часто называет себя представителем ретростиля или же "придворным художником". Разумеется, последнее не стоит воспринимать буквально. Его интерес к теме феномена власти не имеет ничего общего с пафосом или патриотизмом. Он играет с героями и символами разных эпох, переставляя их местами, как детские кубики, и представляя их в неожиданном ракурсе. Так, голову Юлия Цезаря вместо лаврового венка украшает бескозырка, тогу сменяют тельняшка и пулеметные ленты. Необъятной ширины орденские планки, сразу же отсылающие к брежневской эпохе, красуются на груди в виде татуировок, напоминающих росписи на телах древних ацтеков. Или же служат основой для абстрактной инсталляции, которая своей цветовой палитрой недвусмысленно намекает на зодчество Растрелли.

Царская горностаевая мантия делает рокировку с маршальским кителем, "Букеты в имперском стиле", составленные из колосьев и древков знамен, украшаются аксельбантами и кумачовыми лентами, расцветают звездами и генеральскими погонами. А фрагменты настенных орнаментов "а-ля сталинское барокко" станций московского метро превращаются в элементы белья или обвиваются вокруг обнаженных женских фигур. Разумеется, в 70-е гг. творчество Бориса Орлова могло восприниматься только как насмешка над символами советского тоталитарного искусства. Тогда скульптор не мог и мечтать о том, чтобы участвовать в каких-то официальных экспозициях - его работы выставлялись главным образом, на квартирных подпольных выставках, которые он организовывал вместе с коллегами по соц-арту.

Затем последовала перестройка и экспозиция в настоящем, полноценном выставочном зале на Каширке, куда выстраивались огромные очереди длиною в час-полтора. Тогда, на фоне распада СССР, творчество Бориса Орлова воспринималось как крайне острое и актуальное. Сегодня же на его "Букеты в стиле Ампир" и "Бюсты в стиле Растрелли" можно, наконец, взглянуть вполне отстраненным взглядом, полностью свободном от социалистической идеологии. И увидеть не протест и не насмешку над советскими символами, а то самое исследование декораций тоталитарного общества, которым, собственно, и занимался все эти годы Борис Орлов
Предыдущие новости Москве

Калейдоскоп

Посещение собора Святой Софии в Стамбуле станет платным для иностранцев
Самый высокий водопад в Крыму оказался выше, чем считалось ранее
Под водой у побережья Египта нашли храм Афродиты
В Турции нашли новую достопримечательность
Чартерные рейсы на Шпицберген для туристов начнутся весной 2024 года
В Египте будут проводить экскурсии к затонувшему кораблю III века до н.э.
РСТ: российские туристы все чаще выбирают для отдыха глэмпинги
В Сочи объяснили, почему землетрясения стали происходить чаще


Внимание!

Новостные материалы от организаций принимаются по e-mail: novosti@votpusk.ru

Публикация новостных материалов происходит после их рассмотрения редакцией сайта.

Это интересно