• Мобильная версия

Чудо - и японский бог


Тема: Экскурсии
Страна Япония | место: Токио

ЧУДО – И ЯПОНСКИЙ БОГ «Банзай Сакура Груп Тур», Токио: «Групповой весенний тур «Лепестки сакуры 2016», 23 марта – 1 апреля 2016. Произошло это в последний день экскурсии по Японии в Восточном садике Императорского дворца в Токио. Хоть и в рабочий день, местные жители каменных джунглей небоскребов, вплотную зажавших садик, в честь начала цветения обожествляемой ими сакуры, набились в садик в полном смысле слова пушкой не пробьешь. Среди них мгновенно растворилась наша группа (Впрочем, какая там группа, полурота – более 40 туристических «штыков»). Короче, ваш покорный слуга потерялся. Хотя к выходу пришел в назначенное время, тут же выяснилось (ни одного знакомого лица), не к тем воротам. Оказалось, их несколько и все одинаковые как близнецы – братья. Даже клонированные туалеты справа перед выходом. Минут пять бежал к своим воротам – опоздал (как мне потом сказали, ждали 10 минут). Короче, отряд не заметил потери бойца. И я не жалуюсь, сам виноват. Даже семеро одного не ждут, а здесь более 40. Но отсюда как раз и начинается самое интересное. Положение хуже губернаторского. Языка не знаю! Правда, на Путевом листе есть номер телефона «Банзая». Набираю – не тут-то было. Как потом узнал, на местности нужны еще какие-то дополнительные цифры. Выбираю в толпе приличную женщину средних лет, пытаюсь на пальцах объяснить ситуацию. Разводит руками – не понимаю и проходит мимо. Мужик следом за ней делает то же самое. Полицейских – полно. Однако один, второй, третий… Понимают, но показывают: только рация, телефона нет. И отворачиваются. Все, приехали. Тупик. Хоть плачь, хоть скачь. И вдруг, будто с неба спархивает («свалилась» - не подходит, потому что в данном случае грубо и потому что даже не заметил, с какого бока, как узрела, что тону). Только чувствую, кто-то теребит за рукав и поет. («Щебечет» - опять будет неточно, потому что японский язык мелодичный и богат интонациями). Глянул – и застыл как соляной столб, даже забыл о своих болячках. Вообще японки казались мне не то что некрасивыми, а непривлекательными. С какими-то непропорциональными чертами лица и, главное, почти без мимики. А здесь прямо перед носом само совершенство. Черты лица идеальные даже по европейским стандартам. Но, главное, переполнены дружелюбием, сочувствием, сопереживанием. Мол, что случилось, чем могу помочь? А глаза – большие, бездонные и тоже светятся умом и пониманием. (Честное слово, ради того, чтобы увидеть такое чудо, можно согласиться и на более глубокие несчастья). Наконец, прихожу в себя, очнулся. Тем более, что продолжает теребить за рукав и щебетать (пусть будет так) по-своему. Проделываю те же операции на пальцах. И – о, всемогущий! Красавица (именно так, с большой буквы) все моментально схватывает. Достает свой мобильник, набирает номер «Банзая», что-то долго объясняет и передает мне трубку. А-а, отстали от группы? Садитесь в такси и догоняйте ее в ресторане. - Да как же я сяду, если даже английского не знаю, не говоря о японского. (Мол, кто ж его посадит, он же памятник). Хотя – знаю, продиктуйте адрес девушке, она запишет по-японски, я покажу таксисту. Так вот, Красавица не только записала на моем Проспекте (благодарю судьбу, что на память о ней осталась хотя бы прекрасная вязь письма иероглифами), но по-хозяйски взяла за рукав, отвела чуть в сторону от перекрестка, остановила такси и посадила рядом с водилой, показав ему запись и объяснив еще ситуацию на словах. Что делать на прощанье – не знаю. Денег не предложишь – окончательно пал бы в ее глазах. Сказать «сен кью» - смешно и бесконечно мало. Молча поцеловал ей руку и дал визитку. Но что толку? Русский-то не знает. Хотя – может быть, передаст кому-нибудь из знакомых, кто поедет в Москву, при возникшей у них нужде хоть как-то отблагодарю спасительницу. Никогда не прощу себе, что не догадался спросить разрешения сфотографировать ее на память, хотя держал аппарат в руках. И – пусть судьба будет к ней благосклонна по жизни, она этого вполне достойна. Вот и говори после этого, что нет Бога. До сих пор знал «японского городового» и «япона – мать». Правда, слышал и выражение «японский бог». А теперь убедился воочию, что и Он существует. В трудную минуту (возможно, обидевшись на соплеменников, что не помогли мне) выручил и послал на Землю не просто Ангела (не путать с Ангелой Меркель), но настоящую по всем статьям японскую Красавицу. Я хоть и стар, но еще не разучился ценить подлинную красоту. А подлинная человечность – она везде в цене во веки веков. Впрочем, мои искушенные соплеменники наверняка хмыкнут: «Какой там Бог! Просто дуракам везет». И будут правы. Во второй части фразы. А в первой – пусть каждый понимает по своему разумению и на свой лад. Вольному воля. На этой счастливой ноте можно бы и заканчивать. Но, думается, нельзя ради собратьев по оружию – туристов. Очевидно, надо высказать несколько, на мой взгляд, важных соображений по поводу организации данного тура принимающей японской стороной фирмой «Банзай». Но это во второй части моих заметок. Нельзя путать божий дар с яичницей. ОТ РОССИИ УШЛИ – К ЯПОНИИ НЕ ПРИШЛИ Туроператор «Банзай», Япония, групповой весенний тур «Лепестки сакуры», 23 марта – 1 апреля 2016, часть 2 Ушли – не пришли, это о хозяевах «Банзая», говорят, бывших соотечественниках, отце и дочери. «Хвать кусок» в России и чтобы не догнали и не отняли, быстренько «убежали» - перебрались подальше от родных берегов, на другой конец света – в Японию, где купили туристическую фирму. Но если японцы в труде точны как хронометр, то наши – они и есть наши, хоть и бывшие. Не случайно на этот счет у нас существует масса поговорок типа «работа не волк, в лес не убежит». И зачем работать, если можно не работать? В общем, «черного кобеля не отмоешь до бела» в какую точку земного шара ты бы его ни отправил. (Исключения, конечно, бывают, только не «Банзай»). Обманули в главном: не было никаких «Лепестков сакуры». Зацвела лишь в последний день перед отъездом. Все остальное время – черные, как после пожара, страшно скрюченные ветви - и больше ничего. Правда, хозяева «Банзая» оговорились между строк где-то в глубине Программы: «цветение зависит от погоды». Но это лишь российская уловка. На вопрос, где же цветение, гид бесхитростно ответил: «Да что вы, зацветет только в начале апреля, а расцвета, когда все японцы от мала до велика начнут балдеть, сакура достигнет лишь к середине месяца». Не лучше с маршрутом. Три дня из десяти ушло на дорогу. Казалось бы, оставшиеся семь должны быть насыщены до предела, чтобы максимально познакомиться с восьмым чудом света – Японией. Отнюдь. За день в Киото посмотрели храм и замок (не путайте с подобными сооружениями в остальном мире, здесь это легкие одноэтажные конструкции). По пути в Осаке посетили еще храм и замок. На остальные шесть дней «Банзай» приписал нас к Токио. Правда, два дня возили в длительные «командировки» - к горе Фудзияма (Фудзи, как ее ласково величают даже русскоговорящие) и в Йокогаму. А вот целых четыре! дня – не слишком ли расточительно для одного Токио? Что такое Токио? В основном, тесно прижатые друг к другу маленькие разномастные, как бог на душу положит, домишки (земли-то катастрофически не хватает). Но центр - сплошной каменный мешок небоскребов, точная копия Нью-Йоркских. Даже уменьшенная в несколько раз Статуя Свободы, почему-то повернутая лицом к городу, а к заливу – задом. В Нью-Йорке-то с точностью наоборот: стоит на острове (кстати, в Токио такой же посреди залива), лицом к океану, как бы приглашая мореплавателя входить в город. Смотреть на жалкое американское эпигонство удовольствия, прямо скажем, мало. Тем не менее, повезли и подняли на 40-метровую высоту смотровой площадки мэрии полюбоваться перспективой. И не вдомек организаторам, что лицезреть с высоты птичьего полета на раскинувшиеся до горизонта внизу как опавшие подгнившие листья домишки по меньшей мере неприлично. Торчащие тут и там отдельные башни небоскребов только усиливают неприятный контраст между живым историческим и наносным придуманным. А вот еще один шедевр, который предложила «Банзай»: «Святилище Императора Мэйдзи и любование сакурой в парке при храме» (из Программы). Того самого императора, которого ненавидит вся трудовая Япония. Который вступил в открытый сговор с Гитлером и низринул собственную страну в бездну. Разозленные Пирл – Харбором, американцы буквально стерли японские города с лица Земли. В самом Токио чудом уцелели три домика, которые теперь показывают туристам как чудо света, едва ли не предлагают внести в Книгу рекордов Гиннеса. А еще ведь насквозь демократичные американцы напоследок подарили японцам две атомные бомбочки, чтобы и прах уцелевших развеять по ветру. Кстати, усыпальницу этого фашистского преступника мы так и не увидели, спрятана где-то в глубине двора, куда никого не пускают. Парк? Это он для японцев парк. Небольшой клочок леса, как удавкой затянутый со всех сторон каменными джунглями. А «любование сакурой» - об этом уже было сказано. И так далее и тому подобное, таких примеров более чем достаточно. Особенно показателен так называемый «Свободный день в Токио», когда людей без малейших рекомендаций, куда пойти и что делать, просто выбросили на улицу как щенков в воду. Но последних хоть учат плавать. А нам что делать, особенно если не знаешь даже английского языка? Не любоваться же безобразными бетонными коробками, тесно прижатыми друг к другу. Ваш покорный слуга тупо просидел весь день в номере. Кстати, казалось само собой разумеющимся, хотя в Программе этого и не было. Никто не сомневался, что покажут вторую после цветущей сакуры визитную карточку Японии, и не один раз – классический японский садик. Увы! Не показали ни одного. «Банзай» не нашел? Или ни одного не существует в японской природе? Но это, по известной формулировке, «не может быть, потому что не может быть никогда». Весь мир восхищается, тиражирует японские садики, а «Банзай» не нашел ни одного? Теперь к более конкретным делам, которые просто не укладываются в голове. Невозможно даже понять, как они прижились у «Банзая». Например, автобус. Самый большой, какой только существует, вместимостью до 50 человек. Именно такой предпочли в «Банзае» как вид транспорта для своих подопечных. Но если в мире такие автобусы обязательно с двумя дверями, то в Японии – с одной. А не приведи господь, пожар? Это же к бабке ходить не надо – готовый крематорий. Скажете, если туристов немного, успеют выскочить? В том-то и штука. Пока автобус не заполнится под завязку до отказа, «Банзай» не выпускает его на маршрут. А это значит, собирают группы из четырех – пяти гостиниц, разбросанных по всему городу. Да не на окраинах, где легко подъехать, а в самой гуще забитых транспортными пробками узеньких токийских улиц, где громадный монстр дергается как слон в посудной лавке. Чувствуете, к чему клоню? Правильно, бездарно транжирится дорогущее время туриста. Но не «Банзая». Для них все как с гуся вода. Денежки получили – а дальше трава не расти: солдат спит, служба идет. Скажете, резко? Отнюдь. Как вы думаете, когда «Банзай» начинает собирать группы? Не поверите: с 9.30! Значит, «на выходе» примерно 11. Только из последней гостиницы. А «на подходе» к первому объекту – считайте сами. А еще надо не менее 10 минут, чтобы выйти в одну дверь такой прорве народа, и гораздо больше, в силу известных причин, чтобы войти, загрузиться. И это на каждой из многочисленных остановок. Неужели платить большие деньги, лететь за тридевять земель нужно только для того, чтобы часами торчать в гостиничном номере или дергаться в неповоротливом монстре по уличным пробкам? Примером того, что «Банзаю» по большому счету плевать на туристов (кроме их денежек), может служить и мой пример, когда я отстал от группы (см. часть 1 моих заметок). Ведь это должно быть в обязательном порядке, чтобы гид перед началом маршрута проверил, есть ли телефонная прямая связь между ним и туристом. Обязательно должны быть разработаны четкие пути отхода, в случае чего. Ведь турист – не щенок, которого, если надоел ребенку, можно просто вышвырнуть на улицу. Хотя эти элементарные правила, очевидно, для нормальных, добросовестных и отвечающих за дело принимающих туристических компаний, не для «Банзая». Кстати, проверить, есть ли связь с каждым туристом из более чем 40 в «группе», гид не сможет чисто физически, даже если очень захочет. «Полусотня» - это уже не туристическая, а армейская единица. Это – нонсенс. Услышать, что рассказывает гид в такой «группе», а тем более в забитой как сельдями в бочке людьми в Японии, невозможно даже теоретически. Продолжение следует. КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ Туроператор «Банзай», Япония, групповой весенний тур «Лепестки сакуры», 23 марта – 1 апреля 2016, часть 3 Итак, живописный ряд в отношении «Банзая» можно продолжать еще долго. Но стоит ли? Его хозяева такие, ка-кие они есть. Наши отправляющие туристические компании все это прекрасно знают. Не могут не знать. Это их работа, их хлеб, за это они получают от туристов деньги. Знают, и не принимают никаких защитительных мер? Выходит, так. Уподобляются «Банзаю». (Или с ним заодно, никогда и не расставались, два сапога – пара). Но так не должно быть. Дурной пример заразителен, это понятно. Но «Банзай» как дурной пример уже не наш, он чужой. А вы-то – наши, родные. И российские туристы ваши, родные. Именно мы ваше поле, с которого вы снимаете урожай. А если не хотите, чтобы «поле» оскудевало (именно на это вы постоянно жалуетесь, что поток туристов иссякает), за полем нужно ухаживать, удобрять и поливать его. Скажем, не идти по легкому пути, не останавливаться на первой попавшейся принимающей стороне за рубежом. Том же «Банзае». Ведь можно приложить дополнительные усилия и поискать на месте более ответственную фирму, возможно, аборигенов, местную. Проверить, чтобы группы у них были нормальные, скажем, человек 10, а не воинские подразделения. Тогда и автобус будет более поворотливый со всеми вытекающими отсюда последствиями. Одно из первейших условий, чтобы группы на маршрут уходили не позднее 9 часов утра! Чтобы в группах была четко отработанная связь между гидом и каждым туристом. Чтобы в группах, в конце концов, были наушники (за дополнительную плату, естественно). Это же так легко сделать. Да что мне вас учить, уважаемые отечественные туроператоры, ученого учить – только портить. Вы все это, повторяю, прекрасно знаете. Конечно, чтобы что-то сделать, нужно приложить дополнительные усилия. Но это же отзовется сторицей, это в ваших личных интересах, неужели не понимаете? Допускаю, некоторые отдельные организаторы туристической индустрии этого не хотят понимать из-за лени. Тогда, может быть, свое слово должны сказать законодатели, помочь туристическим фирмам. Скажем, законодательным путем запретить нашим операторам иметь дело с принимающими сторонами, которые отправляют маршруты после 9 часов утра. Тогда сразу и группы уменьшатся, и автобус будет удобоваримый. В том числе легко можно будет внедрить и обратную связь, и наушники. Но не просто запретить, а дать возможность самим туристам на законном основании отсудить у отправившей его за рубеж фирмы часть средств, если что не так. За потерю времени – если вышли на маршрут после 9 часов. За потерю и времени и средств на «догон» группы, если фирма не побеспокоилась, не проверила, есть ли телефонная связь между гидом и туристами. И так далее. Скажете, недорабатывает-то принимающая сторона, причем здесь отправляющая? Не сомневайтесь, два – три проигранных иска – и зашевелится любая отправляющая отечественная фирма. Или заставят путем специальных договоров как следует работать смежников (тот же «Банзай»), или подвергнут их остракизму – никогда больше не дадут таким своих клиентов. Были бы деньги, желающие их заработать найдутся везде, в том числе и за рубежом. Мир не без добрых (трудолюбивых) людей. Все, что нужно сделать для улучшения работы туристического сервиса, повторяю, прекрасно знают его организаторы. Нужна только добрая воля для исправления недостатков. А если этой воли у кого-то недостанет, тогда не помешает и щука в море со стороны законодателей, чтобы карась не дремал. Только так можно наладить бесперебойный поток туристов. Только так можно уйти от бесконечных жалоб, что туристов с каждым годом становится все меньше. Задача общая. Как там в народе говорят: спасение утопающих – дело рук самих утопающих? ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА Туроператор «Банзай», Япония, групповой весенний тур «Лепестки сакуры», 23 марта – 1 апрелям 2016, часть 4 Совсем было закончил писать заметки. Мол, все вроде описал. А потом подумалось: не поймет читатель. Неужто не увидел ничего интересного во всей Японии, только критика? Нет, конечно, увидел. Воочию убедился во многом из того, что уже знал. Поехать в Японию – мечта любого человека на нашей планете. Эта страна не без оснований считается сказочной, населенной безусловно талантливейшими людьми. Во-первых, действительно удалена на край света, по крайней мере, от Центральной России (а горизонт всегда манит). Во-вторых, вежливость и воспитанность японцев давно стала хрестоматийной. Но главное, японцы с пеленок приучают нас к своей самой совершенной бытовой, и не только, технике. Невольно начинаешь задумываться: какой же совершенной должна быть природа Японии, породившая такую совершенную нацию. Можно предположить, что это едва ли не самые необыкновенные, трудолюбивые и умные люди на земле. А вот и нет. Самые обычные, с такими же недостатками и слабостями, как и мы, грешные. В первой же гостинице привожу с ресепшена дежурного, показываю, что чайник не кипятит воду. Английский не знаю, но кое какой словарный запас из разговорника все же есть, думается, объяснил все понятно, в том числе и с помощью жестов. Однако молодой человек начинает косить под Ваньку, мол, не понимаю. Хотя по глазам вижу: все, шельмец, понимает. Просто надеется, что мне надоест объяснять , я отстану, и ему не придется ничего делать. Зачем работать, если удастся отлынить? Или решил культурно поиздеваться над неразумным русским. Всем нам присуще в рамках законности подтрунить над ближним, себе подобным. Наконец, выхожу из себя: «Ноу! Челендж!» На этот раз японская воспитанность моментально берет верх, и молодой человек тут же с поклонами приносит другой чайник. Та же самая под копирку история во второй гостинице с другим молодым человеком уже по поводу кондиционера, который вместо охлаждения гнал горячий воздух. И все же факт: работоспособность у японцев потрясающая. Почему? На мой взгляд, ларчик открывается просто: колоссальная скученность. По населению Япония почти равна России. А по территории – носовой платок. Всю страну в самой широкой ее части перелетели едва ли не за 20 минут. Пригодной для сельского хозяйства земли очень мало (да и вообще ее и для просто проживания катастрофически не хватает). Как выжить и прокормиться такой ораве? Выход один: строить заводы и фабрики и выдавать продукцию лучше всех по качеству, чтобы все захотели ее купить и дать денежки для проживания. Немаловажная составляющая результативности: работают как проклятые по 12 часов в сутки, приходя домой только чтобы поспать часа четыре. Хотя по законодательству у них восьмичасовой рабочий день. Даже из положенных двух недель отпуска отдыхают не более пяти дней. Чтобы поддержать такой ритм, едва ли не все молодые люди принимают энергетики (по-существу узаконенные наркотики). Живой организм не в состоянии выдержать такие перегрузки, о чем свидетельствует статистика постоянно возрастающих смертей в молодом возрасте. Еще один показатель, что японцы во многом такие же, как мы. Земли практически нет. Тем не менее, подавляющая часть населения предпочитает жаться впритык друг к другу в малюсеньких домиках – скворечниках и не переселятьс
08.04.2016 Владимир Антонов





Комментарии к отзыву (1)

Елена - 24.03.2018 17:19:31
Совершенно согласна с автором отзыва. Сейчас сама нахожусь в Японии в таком же положении. Жаль потраченных денег, а ещё больше - времени.

Оставить комментарий:




Популярные города и курорты Японии:










Что посмотреть

Достопримечательности Японии