Храм Ангкор-Ват в Камбодже

promo-img
Храм Ангкор-Ват в Камбодже
Храм Ангкор-Ват в Камбодже
Храм Ангкор-Ват в Камбодже
Храм Ангкор-Ват в Камбодже
Храм Ангкор-Ват в Камбодже
Храм Ангкор-Ват в Камбодже
Храм Ангкор-Ват в Камбодже

Ангкор-Ват по праву признан восьмым чудом света и считается одним из величайших храмовых комплексов человечества. Он включен в список наследия ЮНЕСКО. Храм является не только важной святыней в Камбодже и всей Юго-Восточной Азии, но и уникальным архитектурным объектом.

Этимология названия

Название «Ангкор» происходит от санскритского слова «нагара», означающего «город». В кхмерском языке это слово произносится как «ноко» и имеет несколько значений, включая «империя», «королевство», «страна», «город», «город-государство».

В повседневной речи оно трансформировалось в «онгкоа». Это слово фонетически связано с семантикой урожая и буквально переводится как «сырой, неочищенный рис». Однако лексему сложно отличить от «Ангкор» или «Онгко», обозначающих «город» или «столичный город».

Само название «Ангкор» не было историческим наименованием этой области, а возникло позже, после ухода кхмерских правителей, когда регион перестал быть столичным. Но люди продолжали проживать в Ангкоре, и название сохранило своё значение, ассоциируясь с этой местностью. С течением времени «ноко» стало именем собственным «Онгко», ныне широко используемым в названиях таких мест, как Ангкор (или Онгкор), город Ангкор-Тхом и храм Ангкор-Ват.

В кхмерском языке существуют разные термины для обозначения города, столицы провинции, мегаполиса и столичного города или даже королевства и демократического государства. Например, Пномпень называется «тикронг», что означает «город, где живет король», то есть «королевский» или «столичный» город.

В отличие от «ноко», «Онгко» означает «столичный город», но употребляется только в отношении древних кхмерских столиц таких государств, как Ченла и Империя Камбуджадеша. Самые известные из таких городов — Ангкор Борей и Ангкор-Тхом.

Что касается слова «Ват», то этот термин происходит от палийского «ваттху-арама», что означает «место, где построен храм». В странах Юго-Восточной Азии (Таиланд, Лаос, Камбоджа) он используется для обозначения буддийских монастырей, храмов или пагод. В кхмерском языке слово «воат» может означать «храм» или «почитание». Название храма «Онгковоат» в большинстве источников трактуется как «город-храм», «городской храм» или «столичный храм».

Экскурсии в Сиемрипе

Сокровища Ангкора
Сокровища Ангкора
star star star star star
36 отзывов
Посетить главную достопримечательность Камбоджи и раскрыть тайны древних храмов
Разгадывая Ангкор — суть и цель цивилизации кхмеров
Разгадывая Ангкор — суть и цель цивилизации кхмеров
star star star star star
21 отзыв
«В мире нет ничего подобного, оно построено, вероятно, самими богами!»
Храмы Ангкора: жемчужина Юго-Восточной Азии
Храмы Ангкора: жемчужина Юго-Восточной Азии
star star star star star
3 отзыва
Познакомиться с сокровищами Кхмерской империи и увидеть самое большое сакральное здание в мире
Плато Кулен — святость и дикость.
Плато Кулен — святость и дикость.
star star star star star
4 отзыва
Собрать недостающие пазлы в понимании истории загадочной цивилизации
показать еще

Историческая справка

4d841cf3dc4eee3851659372c5167826.jpg

Автор фото: Aritra Roy. Источник: Unsplash

Идея и строительство архитектурного памятника, ныне известного как Ангкор-Ват, пришлись на начало XII века, во времена правления Сурьявармана II (1113 – 1150). Этот храм, посвящённый богу Вишну, был государственной и королевской жемчужиной в центре столицы.

Однако к концу XIII века история Ангкор-Вата прерывается. Строительство в столице прекратилось, и её жители покинули город. Затем, в конце XVI века, Ангкор был вновь обнаружен, когда его посетили португальские миссионеры и купцы. Они нашли город в развалинах и почти полностью заброшенным, с городскими постройками, заросшими густыми джунглями.

В 1861 году французский ботаник Анри Муо открыл затерянный город на левом берегу реки Сиемреап. Его находка стала известна европейцам благодаря публикации в журнале Le Tour du Monde, включившей его путевые блокноты, письма и рисунки. Муо скончался от болотной лихорадки во время экспедиции по Лаосу еще до публикации.

Ангкор-Ват был упомянут португальским летописцем Диогу ду Коуту, который основывал своё описание на впечатлениях монаха-капуцина Антониу да Мадалена, посетившего священный город между 1585 и 1586 годами.

После установления французской миссии в Пномпене в 1864 году, Ангкор начали изучать представители французской колониальной администрации и учёные. На международной выставке в Париже в 1889 году предметы ангкорского искусства привлекли большое внимание искусствоведов и ориенталистов.

Виктор Голубев, один из ведущих сотрудников Французской Школы Дальнего Востока, восемь раз посетил Ангкор в рамках научных экспедиций и инспекционных поездок. Он завершил свои исследования в 1931 году, опубликовав семь томов по архитектуре, орнаментальной скульптуре и галерее барельефов Ангкор-Вата.

В 1931 году в Париже прошла международная колониальная выставка, символом которой стал полномасштабный макет Ангкор-Вата. Выставка демонстрировала усилия французского правительства в его цивилизационной миссии за пределами Европы. Павильон Ангкор-Вата был детальной копией храма снаружи, в то время как внутри он отражал экономическую и социальную деятельность во французском Индокитае.


Мифы и предания

1bdf8bccf5969af63a1fbfa611bcb0ca.jpg

Автор фото: jameswheeler. Источник: Pixabay

За долгую историю своего существования вокруг храма сложилось множество легенд и интересных историй, основанных на народных преданиях, фольклоре и исторических данных.

В легенде о небесном дворце утверждается, что храм Ангкор-Ват является земной копией небесного дворца бога Вишну. В индуизме существует идея, что каждый храм служит символическим изображением космической гармонии и порядка. Ангкор-Ват в свою очередь представляет собой макрокосм, отражающий мироздание. Его идеально симметричная структура, ориентация по сторонам света и богатая религиозная символика подкрепляют эту идею.

Многие верят, что рельефы и украшения святыни содержат скрытые послания или пророчества. Некоторые исследователи и энтузиасты пытались разгадать этот феномен, утверждая, что они могут рассказать о будущем или сакральных знаниях древних кхмеров. Хотя эти теории часто базируются на субъективных интерпретациях, они добавляют мистического очарования этому древнему памятнику.

После падения Ангкорской империи и забвения Ангкор-Вата стала известна легенда о затерянном городе. Согласно этой легенде, Ангкор-Ват был частью великого и могущественного поселения, который был потерян в джунглях и вновь обнаружен много веков после.

Затерянный город, воспринимаемый как свидетельство былой славы и величия древних кхмеров, стал объектом многочисленных мифов и преданий. Согласно одному из них, человек, который дойдет до центра храма, будет обладать великой силой и сверхъестественными способностями.

Ещё одной загадочной историей является предание о том, что Ангкор-Ват проклят древними духами. По легенде, храм был проклят из-за нарушения священных законов или древних обетов. Другие же говорят о злой волшебной силе, заключённой в стенах храма. Эта легенда добавляет таинственности и мистического очарования месту, привлекая к нему исследователей и туристов со всего мира.

Создатель храма

Сурьяварман II, знаменитый правитель Камбоджи, пришёл к власти, объединив два королевства после жестокой битвы. Согласно каменным надписям, он одержал победу в сражении, которое длилось день, и сверг короля Дхараниндравармана, затем одолел и наследника, Харшавармана III, став правителем объединённого королевства. Его восшествие на престол совпало со смертью влиятельных правителей Тямпе и Пагана, считавшихся его соперниками.

Сурьяварман II достиг значительных успехов в военной политике, расширив территорию государства. Он привёл страну к границам, значительно превышающим современные границы Камбоджи. В число его владений входили части современного Вьетнама, Лаоса, Таиланда и Малайзии.

Помимо военных достижений, Сурьяварман II был известен как великий архитектор. В период его правления было построено множество сооружений:

  • строения за пределами столицы, включая Пном Чисор и Пном Сандак;

  • завершение недостроенных зданий и возведение новых в таких местах, как Ват-Пху и Преа Вихеар;

  • ансамбли Преа Питху и Бантей Самре.

Храм Ангкор-Ват стал кульминацией в архитектурной сфере для Сурьявармана. Правитель был приверженцем вайшнавизма, и большинство храмов при нём воздвигались в честь Вишну. Существует гипотеза, что Ангкор-Ват, ориентированный на запад, был построен для хранения пепла правителя и статуи, изображающей его в образе Вишну.

Конец правления и смерть Сурьявармана II остаются малоизученными. Последняя упоминаемая дата его жизни — 1145 год. Его смерть, предположительно случившаяся между 1150 и 1155 годами, отмечена посмертным именем Парамавишнулока, отразившим его преданность вайшнавизму.

Особенности архитектуры

a9bd2837aae822506ec6471e63465858.jpg

Автор фото: Aritra Roy. Источник: Unsplash

Архитектурный облик Ангкор-Вата представляет собой идеальный пример традиционного юго-восточноазиатского стиля храма-горы, известного как «пранг». Храм выступает как вершина концепции, особенно в условиях кхмерской равнинной местности. Этот архитектурный шедевр воплощает в себе индуистское представление о Вселенной.

Пять ключевых башен символизируют гору Меру, расположенную в эпицентре Вселенной, в то время как окружающий водоём отражает мировой океан, из которого, согласно мифу, возник напиток бессмертия — амрита.

Внешний вид ансамбля Ангкор-Вата демонстрирует изысканность линий и мастерскую скульптурную работу, что подчёркивает его целостность и гармонию. Создатели Ангкор-Вата продемонстрировали не только своё искусство, но и глубокое понимание принципов и динамики восприятия архитектурных сооружений в ландшафте, что выражается в:

  • соотношении горизонтальных пропорций фасадов с вертикалью башен;

  • чередовании площадок, водных элементов и внутренних дворов.

Этот величественный исторический храмовый комплекс представляет собой трёхуровневую структуру, состоящую из трёх концентрически расположенных прямоугольных галерей, соединённых между собой крестообразными коридорами. Строение отражает строгую иерархию: верхние помещения храма были доступны только служителям и властителям, тогда как обычные люди могли посещать только нижний уровень.

Гопуры — надвратные башни Ангкор-Вата, расположенные в соответствии со сторонами света, являются ключевыми элементами его архитектуры. По обеим сторонам южной гопуры находятся величественные ворота, называемые «слоновыми», так как они достаточно просторные для прохода этих крупных животных.

Архитектурные особенности Ангкор-Вата, характерные для его стиля, включают:

  • стрельчатые башни, напоминающие по форме бутоны лотоса;

  • полугалереи, расширяющие проходы;

  • осевые галереи, связывающие различные части комплекса;

  • крестообразные террасы, расположенные вдоль главной оси строения.

Изначально известный как религиозный центр в XII и XIII веках, Ангкор-Ват претерпел значительные изменения в последующие столетия. Хотя его ранняя история привлекает больше внимания, более поздний период также имеет свою уникальную значимость.

С IX по XV век комплекс Ангкор-Ват находился в самом центре кхмерской империи, но позже, с расширением влияния тайского королевства Аюттхая и утратой части своих территорий, Ангкор оказался на границе государства.

Первый уровень

На первом уровне расположены широкие галереи с высокими потолками, создающие впечатление монументальности. Эти галереи окружают центральную часть храма и соединены между собой крестообразными коридорами.

Стены украшены тонкой резьбой и барельефами, иллюстрирующими сцены из индуистских эпосов, исторические события и повседневную жизнь. Рельефы не только представляют собой произведения искусства, но и служат яркими свидетельствами истории и мифологии.

Нижний уровень символизирует близость к земле и материальному миру, отражая более доступный и понятный человеческий опыт в сравнении с более высокими, священными уровнями храма.

Этот уровень разрешено было посещать паломникам и простому люду, позволяя обычным людям приобщиться к величию и духовности Ангкор-Вата несмотря на ограничения в доступе к верхним уровням.

Второй уровень

На втором уровне Ангкор-Вата располагается квадратная площадка, которая выделяется своими высокими и узкими галереями. Площадка дополнена угловыми башнями, придающими конструкции особую архитектурную изящность. Башни не только украшают второй уровень, но и добавляют ему монументальности и величия.

Вдоль галерей второго уровня размещено множество малых святилищ и павильонов. Они служат как дополнительные места поклонения и медитации, а также украшены барельефами и резьбой по камню. Эти элементы декора несут в себе богатство смыслов и символизм, представляя различные аспекты индуистской мифологии и кхмерской культуры.

Второй уровень Ангкор-Вата играет ключевую роль в религиозной функции всего храмового комплекса. Он предлагает глубокое погружение в духовность и мистику храма, предоставляя возможность более уединенного и сосредоточенного моления или медитации по сравнению с общедоступным первым уровнем. Это место, где посетители могут углубить свое понимание религиозных учений и культурных традиций, которые лежат в основе Ангкор-Вата.

Третий уровень

Третий уровень храма, известный под отдельным названием Центральный Санктуарий, является самым верхним и наиболее сакральным пространством всего храмового комплекса. Он достигает высоты примерно 65 метров над землёй, так что создается впечатление, что он нависает над поверхностью.

Уровень выделяется своей центральной башней, которая окружена четырьмя угловыми башнями поменьше. Эта группа башен создаёт уникальный и впечатляющий образ. Главная башня, доминирующая в центре третьего уровня, символизирует не только гору Меру, но и духовную сущность всего храма. Конструкция в мифологическом смысле возвышает посетителей над материальным миром, предлагая им место для размышлений и молитв.

Внутри центральной башни и окружающих её помещений находятся святилища и алтари, которые использовались для поклонения богам и проведения религиозных обрядов.

Третий уровень Ангкор-Вата представляет собой кульминацию духовного путешествия посетителя через храм. Поднимаясь к этому уровню, посетители ощущают более глубокую связь с духовным миром и космическими законами, которые храм символизирует.

В символическом смысле святыня является местом, где небесное и земное соединяются, создавая уникальное пространство для медитации и погружения в мир религии и мифологии. Величие и архитектурная сложность этого уровня говорят о высоких достижениях кхмеров в области строительства.

Главная стена

Ангкор-Ват, окружённый внешней стеной с размерами 1024 на 802 метра и высотой 4,5 метра, возвышается в центре канала шириной 200 метров. Ведущие к храму пути обрамлены насыпями: с востока насыпь земляная, а с запада – из песчаника.

Современный главный вход расположен с западной стороны, где предположительно ранее находился деревянный мост. Каждое из четырёх направлений света отмечено своей надвратной башней. При этом западная башня, состоящая из трёх разрушенных частей, является самой крупной. Морис Глейз, хранитель храма в период с 1937 по 1945 год, отмечал, что главная башня одновременно скрывает и открывает комплекс для посетителей.

Внешняя стена ограждает пространство площадью 820 тысяч квадратных метров, которое в прошлом включало жилые и служебные сооружения, а также королевский дворец на севере от храма. Из этих зданий, построенных из недолговечных материалов, сохранились только контуры некоторых улиц. Сейчас большая часть этой территории покрыта джунглями.

От западной башни к храму простирается 350-метровая каменная дорога с змееподобными фигурами — нагами — в качестве балюстрады и шестью входами. По обе стороны дороги располагаются так называемые «библиотеки», которые находятся напротив третьего ряда лестниц от основного храма.

Между библиотеками и храмом позже были добавлены пруды, также здесь сохранилась крестообразная терраса со львами, соединяющая дорогу с центральной частью комплекса.

Интересно, что Ангкор-Ват стал единственным известным ангкорским храмом, который был преобразован в оборонительное сооружение. Об это свидетельствуют следующие археологические находки:

  • круглые отверстия в каменной кладке окружной стены;

  • заделанные проёмы в разрушенных стенах и другие структурные изменения.

Деревянные конструкции, пристроенные к внутренней стороне стены, предположительно использовались для размещения воинов. По своей функции они напоминают боевые ходы или крепостные галереи средневековых замков.

Эти изменения не упоминаются в каменных надписях или хрониках, но исследования Сиднейского университета, проведённые в 2010-х годах, указывают на то, что перестройка могла произойти либо в период с 1297 по 1585 год во время оборонительных работ, либо между 1585 и 1630 годами.

Это, вероятно, была последняя попытка защитить Ангкор от внешних угроз средневекового Таиланда, что превратило храмовый комплекс в фортификационное сооружение к концу ангкорского периода.

Внутреннее убранство

1de2333870ce719cc03ca3cf94ff40bf.jpg

Автор фото: Giulia Brochetto. Источник: Unsplash

Галереи храма отличаются квадратными колоннами на внешней (западной) стороне и сплошными стенами на внутренней (восточной). В декоре потолков преобладают мотивы лотоса, западные стены украшены изображениями небесных танцовщиц (апсары), а восточные – танцующими мужскими фигурами, скачущими лошадьми и деватами.

Типичные декоративные элементы святыни включают:

  • барельефы, изображающие различные сцены и сюжеты;

  • фронтоны, иллюстрирующие сцены из мифологии и истории.

Интерьер храма спроектирован таким образом, чтобы использовать естественный свет, вернее, игру света и тени, которая подчёркивает архитектурные детали и создаёт особую атмосферу в различных частях сооружения.

Таким образом, внутреннее пространство Ангкор-Вата создаёт впечатление мощи и духовности и одновременно сочетает в себе элементы религиозного символизма и архитектурной красоты.

Скульптуры

Храм славится своими оригинальными скульптурами, каждая из которых является воплощением архитектурного мастерства и важным культурным символом. Монументы отражают глубокую духовность и религиозные убеждения кхмеров, преимущественно ориентированных на индуизм.

Наиболее значимыми скульптурами в Ангкор-Вате являются изображения Вишну, считающегося одним из главных богов индуистской троицы. В частности, восьмирукие статуи Вишну символизируют его могущество.

Статуя Вишну, известная как Та Рич, сейчас расположена под южной башней, но, по местным поверьям, изначально стояла в центре храма. Скульптуры Вишну не только являются объектами поклонения, но и символизируют защиту и поддержку, которую бог предоставляет верующим.

Скульптуры апсар или небесных танцовщиц символизируют красоту и чувственность, а также они считаются посредниками между божественным и земным мирами. Различные позы и выражения апсар отражают богатство кхмерской культуры и искусства.

На территории всего храма также встречаются скульптуры деват (божеств) и мифологических гвардейцев, которые символизируют защиту и священность пространства храма. Они расположены на входах и ключевых точках, охраняя храм и подчёркивая его духовную значимость.

Скульптурные композиции не только украшают Ангкор-Ват, но и играют важную роль в отображении религиозной и культурной идентичности кхмерского народа, что делает этот храм не просто местом поклонения, но и живым символом их веры и искусства.

Рельефы храма

e392bbf81e15e25a21d6ef00c3f8124c.jpg

Автор фото: Aritra Roy. Источник: Unsplash

В традициях древних кхмеров большое значение придавалось рельефной резьбе, которая часто превосходила по значимости другие формы декоративного искусства. Храмы, построенные в ходе веков, демонстрируют богатое скульптурное убранство.

В числе самых выдающихся примеров рельефов можно отметить творения таких ранних храмов, как:

  • Бантеайсрей (967 г.);

  • Бапуон (1060 г.);

  • Байон (XII-XIII вв.).

Ангкор-Ват, построенный в честь бога Вишну и, впоследствии, обожествления правителя Сурьявармана II, является ярким свидетельством этой традиции. Настенные барельефы храма иллюстрируют различные сцены из индуистских эпосов, таких как «Рамаяна», «Махабхарата» и «Хариванша». Все они посвящены аватарам Вишну, Раме и Кришне.

Также здесь изображены сцены, рассказывающие о жизни и подвигах Сурьявармана II. Эти рельефы не только демонстрируют высокое мастерство кхмерских ремесленников, но и являются одними из самых величественных примеров этого искусства в Юго-Восточной Азии, подчёркивая значимость как религиозных, так и исторических персонажей.

Битва дэвов и асуров

Рельеф расположен на западной стороне северной галереи и считается одним из самых выдающихся примеров резьбы по камню. Он иллюстрирует ключевой момент индуистской мифологии.

Панно представляет собой грандиозное изображение битвы между дэвами (богами) и асурами (демонами). Этот мифологический сюжет играет важную роль в индуистских текстах. Рельеф является одним из самых длинных во всем храме.

Изображение основано на эпизоде из индуистского мифа о Перемешивании Млечного Океана, в котором боги и демоны находят пути для добычи амриты — напитка бессмертия. В центре композиции находится бог Вишну.

Рельеф в деталях изображает многочисленных дэвов и асуров, тянущих за голову змеи Васуки, которая обвивает гору Мандара. Их усилия приводят к тому, что гора начинает вращаться, создавая тем самым движение, необходимое для перемешивания океана. Лица и позы участников битвы передают напряжение и динамику происходящего события.

Панно символизирует вечную борьбу между добром и злом, а также важность баланса даже между противоположными силами. Изображение сцены подчёркивает центральную роль божества Вишну как хранителя порядка и стабильности во Вселенной.

Рельеф демонстрирует высокое мастерство древних кхмерских резчиков по камню. Они смогли передать сложность мифологического сюжета, искусно изобразив каждого персонажа.

Битва на Курукшетре

Рельеф иллюстрирует знаменитый сюжет из индуистского эпоса «Махабхарата» — кульминационный момент великой битвы между двумя враждующими кланами — Пандавами и Кауравами.

Панно находится на одной из внешних стен галереи Ангкор-Вата и занимает значительную площадь. Рельеф изображает воинов, слонов, коней и боевые колесницы, что отражает масштаб и драматизм событий, описанных в эпосе.

Этот эпизод «Махабхараты» символизирует вечную борьбу между добром и злом, а также сложность моральных и этических дилемм. В центре битвы находится фигура Кришны, которая является важным духовным наставником и божественным вождём для главного героя Пандавов, Арджуны.

Мастера прошлого умело передали эмоции и движение, сделав сцену оживлённой и наполненной драматизмом. Изображения воинов, лошадей и слонов выполнены с исключительной точностью и реализмом.

Битва на Курукшетре не только является ключевым моментом индуистской мифологии, но и отражает важность этих рассказов в культуре кхмеров. Некоторые исследователи также предполагают, что битва на Курукшетре может символизировать реальные исторические события, связанные с периодом правления Сурьявармана II, хотя эта интерпретация является предметом научных дискуссий.

Победа Вишну над асурами

Панно представляет собой захватывающую визуализацию одного из ключевых моментов индуистской мифологии, когда Вишну одерживает победу над демоническими силами, известными как асуры.

Это произведение искусства не только отражает религиозные убеждения древних кхмеров, но и демонстрирует их исключительное мастерство в каменной резьбе и изобразительном искусстве.

В центре сюжета находится Вишну, представленный в динамичной манере в пике своего могущества. Он символизирует физическую силу и божественное величие. Изображение божества в этой композиции часто сопровождается изысканными деталями и атрибутами, подчёркивающими его многосторонний характер.

Вокруг Вишну разворачивается битва с асурами, которые запечатлены в самых странных позах, что добавляет сцене ощущение движения и хаоса. Эти детализированные изображения символизируют вечную борьбу между добром и злом, а также важность поддержания космического порядка. Панно показывает, как искусство может служить средством для передачи глубоких философских и духовных идей.

Орнаменты

06ae74cc5a4c57733e6456e2318a9eed.jpg

Автор фото: Sumit Mangela. Источник: Unsplash

Храмовый комплекс известен своим богатым декоративным оформлением, где особенно выделяются узорные орнаменты. Преобладающими в кхмерской традиции являются растительные мотивы, характеризующиеся их изяществом и детализацией. Геометрические узоры также присутствуют, но в меньшей степени, часто служа в качестве вспомогательных декоративных элементов, как, например, в украшении решёток и рам.

Особое место в декоративных мотивах Ангкор-Вата занимают изображения деревьев, что отражает глубокое уважение древних кхмеров к природе, заимствованное от мастеров Древней Индии. Эти образы часто повторяются с определенной симметрией, создавая ощущение порядка и гармонии. Среди всех растительных мотивов особенно выделяются изображения лотоса в его различных формах — от побегов до цветочных бутонов и розеток.

Внешняя поверхность колонн украшена розетками в форме цветка лотоса, а также бутонами и завитками стебля, тогда как боковые и задние стороны колонн декорированы изображениями лотоса, окружённого кругом. Плафоны и несущие балки также украшены цветочными розетками, что подчёркивает изысканность декора.

Мастера Ангкор-Вата проявили своё искусство в создании сложных орнаментальных композиций, где переплетаются фантастические растения, покрывая поверхность стен плотным узором. Чередование сложных и простых элементов, а также использование типовых рисунков способствует созданию гармоничной общей композиции.

Ангкор-Ват отличается сочетанием антропоморфных и зооморфных узоров. Примером такого слияния являются скульптуры ездовой птицы Гаруды и змей-нагов, где объединены объёмные и ажурные формы. Стилизованные человеческие образы, включая божеств, молящихся аскетов и танцующих апсар, также являются частью орнаментального богатства храма.

Кроме того, в храме встречаются геометрические композиции, сочетающие элементы животного и растительного мира, а также изображения людей, птиц, лошадей, львов и обезьян, что ещё раз подтверждает уникальность и многообразие художественного наследия Ангкор-Вата.

Как добраться

6c560363dae343509fe4b6cf8b6d3fe1.jpg

Автор фото: George Bakos. Источник: Unsplash

Для посещения Ангкор-Вата ближайшим пунктом прибытия является аэропорт в городе Сием Рип. Путешественники из Москвы могут воспользоваться рейсами авиакомпаний, таких как «Аэрофлот», Thai Airways и China Southern Airlines. Полёты обычно совершаются с пересадками в Ханое, Бангкоке или Куала-Лумпуре. Цены на билеты меняются в зависимости от сезона.

После прибытия в Сием Рип к Ангкор-Вату можно добраться разными способами. Во-первых, велосипед, который является наиболее экономичным вариантом для тех, кто предпочитает активный отдых и не боится утренней жары. Стоимость проката велосипеда около 2 USD в день. Рекомендуется начинать поездку рано утром, чтобы избежать дневной жары.

Еще один способ доехать до храма — воспользоваться тук-туком. Это популярное и удобное средство передвижения, представляющее собой мотоцикл с прицепом. Он может вместить до четырёх человек, однако следует учитывать ограничения по въезду в историческую зону. Стоимость поездки варьируется: малый круг (12-14 USD), большой круг (16-19 USD), доплата за поездку на рассвете или закате составляет 6 USD.

Автомобиль с водителем обойдётся примерно в 25-35 USD. При этом цена постепенно увеличивается каждый год. Заключение договорённости с водителем на несколько дней может помочь сэкономить.

Многие туристические агентства в городе предлагают экскурсии на автобусах или минивэнах по ценам от 12 до 48 USD. Это удобный способ посещения Ангкор-Вата для тех, кто предпочитает путешествовать в компании и избегать организационных хлопот.

Информация для туристов

Ангкор-Ват, величественный храмовый комплекс и жемчужина Камбоджи, включён как в Малый, так и в Большой круг экскурсий по религиозно-исторической зоне. Стоимость посещения зависит от длительности пребывания. Однодневный визит обойдётся в 39 USD. Трёхдневный билет стоит 64 USD. Недельный билет доступен за 70 USD и действует в течение любых 7 дней в пределах месяца.

Важно отметить, что в стоимость билетов на 3 и 7 дней включена фотография, необходимая для их активации. Кассы для покупки билетов открываются уже с 5:00 утра. Существуют отдельные очереди для посетителей, покупающих однодневные и многодневные билеты.

Сам храм открыт для публики с 7:40 до 17:00, но для тех, кто желает встретить рассвет, ворота открываются уже с 5:30. Восход солнца в Ангкор-Вате — зрелище восхитительное, и многие стремятся его увидеть, поэтому стоит прибыть заранее.

Посетителям следует учитывать, что в праздничные дни местное население получает бесплатный доступ к храму, что может вызвать большое скопление людей. Поэтому, чтобы избежать толпы, лучше запланировать посещение на другое время. Пик туристического сезона приходится на осенне-зимний период. Жаркий сезон начинается в марте и длится до мая, а сезон дождей — с июня по октябрь.

Для желающих увидеть Ангкор-Ват с высоты предоставляется возможность подъёма на воздушном шаре. При ясной погоде и отсутствии сильного ветра это становится незабываемым опытом. Цена полёта составляет 20 USD для взрослого и 12 USD для ребёнка.

Хотя можно исследовать комплекс самостоятельно, экскурсия от профессионального гида поможет лучше понять историю и архитектуру Ангкор-Вата. Гиды доступны как на месте, так и можно забронировать его услуги заранее через туристические агентства.

Также важно помнить о дресс-коде: в храм не допускают в шортах и майках, а аренда одежды не предусмотрена. С собой рекомендуется взять достаточно воды, так как напитки на территории комплекса стоят дороже, чем в городе.

Во время посещения храмов и особенно в сезон дождей рекомендуется использовать средства от комаров, чтобы избежать укусов.

Учитывая размеры комплекса, рекомендуется надеть удобную одежду и обувь. Защита от солнца (шляпы, солнцезащитный крем) также будет полезна.

Жильё туристам следует искать в городе Сием Рип, который предлагает разнообразные варианты проживания на любой вкус и бюджет.

Фотографирование разрешено в большинстве мест, но в некоторых зонах может быть запрещено. Сувениры лучше покупать в городе, так как цены внутри комплекса могут быть выше.

После посещения Ангкор-Вата становится ясно, почему этот уникальный символ древней космологии с гордостью занимает место на национальном гербе и флаге Камбоджи, продолжая восхищать и вдохновлять путешественников со всего мира.

Экскурсии в Сиемрипе

Колоритная Азия на озере Тонлесап
Колоритная Азия на озере Тонлесап
star star star star star
7 отзывов
Узнать об исторической роли водоема и познакомиться с аутентичным бытом жителей озерных деревень
Махендрапарвата: древняя духовная столица кхмеров
Махендрапарвата: древняя духовная столица кхмеров
star star star star star
4 отзыва
Почувствовать себя первооткрывателем на эксклюзивной мотоэкскурсии в город историков и археологов
Колоритный Сием Реап и тайная жизнь кхмеров
Колоритный Сием Реап и тайная жизнь кхмеров
star star star star star
2 отзыва
Познакомиться с бытом камбоджийцев, побывать на рынке Псар Лы и заглянуть в колониальные кварталы
Плато Кулен — святость и дикость.
Плато Кулен — святость и дикость.
star star star star star
4 отзыва
Собрать недостающие пазлы в понимании истории загадочной цивилизации
показать еще

Понравилась статья?

Подпишитесь на наш канал и не пропустите новые статьи!

Комментарии

Храм Ангкор-Ват в Камбодже на карте

Расположение объекта Храм Ангкор-Ват в Камбодже на интерактивной географической карте.

Прокладывайте удобный маршрут!


Статьи про Сиемрип

Что посмотреть в Камбодже Камбоджа
Камбоджа - королевство, расположенное в юго-восточной Азии. У иностранных туристов путешествие в эту страну вы...
читать далее
Новый год в Камбодже Камбоджа
Новогодние торжества в Камбодже играют важную роль в календарной обрядности государства, так как проникнуты гл...
читать далее
Когда лучше отдыхать в Камбодже Камбоджа
Среди других стран Юго-Восточной Азии Камбоджа наиболее популярна у поклонников древней архитектуры. Храмовый...
читать далее
Ночная жизнь Пномпеня Камбоджа
Ночная жизнь Пномпеня вступает в свои права после 9 часов вечера, тем более что увеселительных заведений в сто...
читать далее
Ночная жизнь Сиануквиля Камбоджа
Ночная жизнь Сиануквиля бьет ключом, причем тем, кто интересуется “тусовочными” пляжами, следует обратить вним...
читать далее
Как добраться до Сиануквиля Камбоджа
Лучшие пляжи в Камбодже, по мнению абсолютного большинства побывавших в стране туристов, расположены в городке...
читать далее
Где находится Камбоджа? Камбоджа
На вопрос: “Где находится Камбоджа?” ищут ответ все, кто планирует познакомиться с камбоджийскими чистыми озер...
читать далее
Трансфер в Камбодже
eye
2679
Трансфер в Камбодже Камбоджа
В Камбодже трудно найти авто-прокатные конторы, железных дорог в стране мало, а между городами хоть и курсирую...
читать далее
Что привезти из Камбоджи
eye
1799
Что привезти из Камбоджи Камбоджа
Путешествия в страны юго-восточной Азии всегда приносят туристу яркие впечатления и воспоминания, независимо о...
читать далее
Сколько лететь в Камбоджу из Москвы? Камбоджа
Хотите знать “Сколько лететь в Камбоджу из Москвы?” Там вам предложат осмотреть храм Ангкор в Сиемреапе, Корол...
читать далее
Молодежный курорт Камбоджи Камбоджа
Камбоджийское направление все же для многих остается достаточно экзотическим и неизвестным, хотя и здесь потих...
читать далее
Путешествие в Камбоджу Камбоджа
Крупнейший храмовый комплекс в мире, затерянный в диких джунглях; величественная река Меконг; дикие пляжи, где...
читать далее

Другие достопримечательности в Сиемрипе

Ангкор-Том

Ангкор Тхом («Великий город»), расположенный на территории современной Камбоджи, был последней и наиболее укрепленной столицей...

Национальный парк Пном Кулен

Национальный парк Пном-Кулен находится в одноименном горном массиве на территории провинции Сиемрип. Этот район во...

Группа храмов Ролуох

Ролуох – небольшой камбоджийский городок и археологический объект, расположенный в 13 км к востоку от...

Статьи набирающие популярность

Гора Митридат в Керчи Горы
eye
2921
История Большого Гатчинского дворца Дворцы
eye
3301
Лучшие музеи Стамбула Музеи
eye
2760
Все статьи arrow
vk-share
Вконтакте
vk-share
Одноклассники
vk-share
Скопировать